Первая Lady captain Украины

Поделиться
В истории освоения водной стихии существовало суеверие, что женщина в море приносит несчастье. По...

В истории освоения водной стихии существовало суеверие, что женщина в море приносит несчастье. Поэтому в древности царило множество обрядов и ритуалов, принижающих женские способности, часто небезопасных для их жизни. Присутствие женщины на судне допускалось лишь в виде красивой носовой фигуры. При этом моряки свято верили, что женская красота утихомирит любой шторм, развеет туман, отведет беду. А еще по древней морской традиции, суда называли женскими именами.

Минули века. Женщина на современных судах уже не редкость — она полноправный член экипажа. Сегодня каждый моряк понимает: без женской заботы, внимания и ее искренней сердечной молитвы — успеха не будет. И все же женщина-капитан дальнего плавания — явление и сегодня исключительное и редкое, у нас в Украине до недавнего времени, единственное.

Кажется, совсем недавно мы сидели в уютной светлой комнате ее гостеприимного дома под Киевом, пили чай после обеда, искусно приготовленного ее руками, слушали откровения о жизни и увлекательные рассказы о дальних странах. И была гитара и хорошие песни. И вот спустя два года, соединяет нас через тысячи миль только невидимый мост мобильной связи, и он порой исчезает где-то в просторах Средиземного моря. Там ведет к родным берегам свой 114-метровый сухогруз «Иван Сергиенко» наша соотечественница, капитан дальнего плавания Татьяна Витальевна Олейник.

За 33 года работы на флоте, ее знают, пожалуй, все моряки бывшего СССР, а тем более — родной Украины. Знают ее в Греции и Италии, во Франции и на Мальте. О Татьяне Олейник, первой в нашем государстве женщине-капитане дальнего плавания, писали и продолжают писать, снимать телерепортажи. Относится она к таким знакам внимания всегда с юмором. Считает, что в любом деле без него не обойтись.

Кто ходил по морям, знает, что это дело не для каждого мужчины, часто оно требует большого мужества, воли, не говоря о физических силах. Море не терпит слабых, а тут — женщина, да еще и капитан. Однако есть в истории мореплавания свои удивительные исключения. Одно из них — необыкновенная судьба Татьяны Витальевны.

Начиналось все еще в далеком детстве. Коренная киевлянка из семьи педагогов (ее прадед до революции возглавлял в Киеве реальное училище) Татьяна родилась в последний день июля, в воскресенье — День Военно-морского флота. Ее родители хотели сына, а родилась дочь. Таня росла замечательным ребенком. Учителя в школе предрекали отличнице будущее ученого-химика, врача или актрисы, поскольку она отличалась среди сверстников особыми успехами в литературе, химии и биологии. Но Татьяне был уготован иной путь. Она вспоминает, что когда была совсем маленькой, то ее «…не могли увести от воды. Знала все лужи в округе, все водоемы и их обитателей. Позднее бегала на Лыбидь, со временем открыла для себя Днепр. Могла днями с наслаждением плавать, радуясь шелковистым волнам».

Одним из первых чудес для Тани была поездка в Одессу: «Когда я увидела море — великое, синее-синее, оно шумело, играло солнечными зайчиками, — я не ахнула от удивления, а бросилась в этот простор, подсознательно почувствовав — навсегда... Потом было посещение теплохода «Латвия», на котором работала старшим переводчиком бабушкина подруга, знакомство с судном и экипажем. Тогда я не знала, кем стану, но окончательно решила: ничто не разлучит меня с водой — морями, реками. Я жадно припала к книгам о море, смотрела всевозможные фильмы».

В пятом классе Таня твердо решила для себя, что станет морячкой. К моменту окончания средней школы пришло решение поступать в Одесское высшее инженерно-морское училище (ныне Одесская национальная морская академия). В нее никто не верил. И только бабушка Александра Никифоровна горой встала за внучку. В то время девушек в морские заведения не принимали. Пришлось штурмовать приемную комиссию… Долгих семь лет! И Татьяна добилась своей цели! Разрешение на поступление в морской вуз получила лично от министра морского флота. В возрасте 24 лет, после успешной сдачи экзаменов, она была зачислена на факультет «Судовождение на морских путях». Ректор тогда сказал: «Вы сразили меня своей настойчивостью». Семилетний штурм завершился победой!

Студенты и многие преподаватели еще долго принимали ее за курсантскую жену, отправившуюся сдавать зачеты и экзамены за мужа, находящегося в море. К этому времени Татьяна Олейник уже закончила три учебных заведения — Киевское техническое училище №2 (водников), Киевское речное училище и Херсонскую мореходку им. лейтенанта П.Шмидта. А еще вышла замуж и родила сына Ореста. За время учебы везде оказывалась единственной женщиной и училась только на отлично. При этом всегда была на курсе неизменным старшиной. Способности лидера с детства проявлялись в характере будущего капитана дальнего плавания.

С тех пор утекло много воды, многое изменилось, теперь и девушки получили возможность овладевать морскими профессиями. Но первой была она, а первым всегда трудно. Сегодня у Татьяны Витальевны Олейник пять дипломов с отличием и защищенная кандидатская диссертация, имеющая практическое применение на флоте.

Однако и после получения диплома капитана ей не сразу удалось принять судно. Прошли еще долгих четыре года преодоления препятствий на пути к цели. Татьяна Витальевна всю жизнь как на войне — в борьбе с мужчинами, с руководством компании и, наверное, с руководством страны, потому что в Украине она была первой женщиной, получившей законное право подняться на капитанский мостик. Победило непреодолимое желание и качества, которые в любом деле считает самыми главными — целеустремленность, трудолюбие и любовь к своей профессии. Нашлись в окружении и те, кто поддержал, помог преодолеть стереотипы. Этим людям она бесконечно благодарна. Сегодня женщина-капитан с улыбкой шутит: «Мужчин я не люблю, но терплю, потому что всю жизнь приходится с ними работать, воспитывать, очень часто исправлять их ошибки, а в начале трудового пути постоянно доказывать, что я не хуже, а даже лучше».

Руководя мужским коллективом и имея твердый командирский характер, Татьяна Олейник старается сегодня все сложные вопросы решать без «разбора полетов». Создавать в «малом государстве» — на теплоходе — комфортную атмосферу, близкую к домашней, ей более по душе. Большой жизненный опыт, любовь к избранной еще в детстве профессии и неподдельная любовь к людям, всегда дают добрые плоды. «Когда люди находятся вдали от дома, им просто необходимы положительные эмоции», — скромно комментирует атмосферу на судне капитан. За этими словами — дела. Например, обилие цветов на борту. Татьяна Витальевна с любовью их разводит, сама ухаживает за ними. Для экипажа есть хорошая библиотека, спортзал и музыка. Что касается личных увлечений, то на них не всегда остается время. Когда оно есть, любит вязать, к празднику может испечь торт или пирожки. В этом году всем экипажем праздновали Пасху в турецком порту Фатса. Капитан сама испекла к столу 33 кулича.

А еще женщина-капитан любит читать, фотографировать, писать стихи, прекрасно знает поэзию, многое помнит наизусть. Первое время, когда пришла на флот, в экипаже удивлялись, как легко подхватывала и продолжала она начатое кем-либо стихотворение. Из этого тоже строилось уважение, складывались отношения с командой.

Не так давно на судне появился еще один «член экипажа» — четырехлапая Туня (принцесса Турандот — гиеновидная собака). Она самостоятельно поднялась на борт два года назад в румынском порту Меджидия и стала любимицей для своих и угрозой для посторонних.

Знание жизни каждого члена экипажа, его личных проблем и близкого окружения не входит в официальные обязанности капитана. Но в этом аспекте жизни корабля Татьяна Витальевна как женщина всегда готова тонко прочувствовать, понять подчиненного, ближнего, поддержать, прийти на помощь. Если надо, строго спросить, но не обидеть.

Море, каким бы прекрасным оно ни было, — грозная стихия, и требует от человека особых качеств. Порой даже сильная половина человечества, столкнувшись с ней один на один, оказывается беспомощной. А судно — это небольшое государство со своими законами. Поэтому женщине-капитану приходится не на словах, а на деле доказывать, что она не слабее и не хуже мужчин. А в чем-то порой и сильнее. Грамота «Лучший экипаж Укрречфлота» — тому свидетельство.

Говоря о своей работе с большой любовью, Татьяна Олейник главными качествами для моряка считает дисциплинированность и профессионализм, любовь к судну и своей работе. Для капитана это еще и умение выбрать единственно правильное решение, поскольку от этого часто зависит жизнь людей, за которых он отвечает. Имея огромный опыт моряка и руководителя, обладая высокими профессиональными качествами, Татьяна Олейник остается на небольшой зарплате в АСК «Укрречфлот». Потому и зовут ее часто «патриотка-экстремалка-комсомолка Витальевна». Кто, как не она знает, что не все в жизни измеряется деньгами. В арсенале ее наград — почетный знак работника «Укрречфлота», две медали за личный вклад в развитие этой компании. Она трепетно хранит грамоту Верховного Совета «За особые заслуги перед Украинским народом». Тогда, в 2004 г., при входе в Босфор теплоход попал в девятибалльный шторм. Высота волн доходила до восьми метров, скорость ветра 25—30 метров в секунду. Три судна погибли перед входом в пролив, на глазах экипажа стоящий рядом на якоре российский теплоход «Стронций» был выброшен на скалы. Трагедия случилась ночью, ничем нельзя было помочь, шторм сопровождался сильнейшим снегопадом при полном отсутствии видимости. В очень тяжелых условиях борьба за жизнь судна продолжалась 44 часа, капитан и экипаж не смыкали глаз двое суток. Две машины работали на полную мощность, удерживая судно на якоре. «Я на мостике, а механики в машинном отделении практически лежали на ручках управления. Полагаю, что молились все — и на борту, и на берегу. Судно и экипаж выстояли».

Женщина-капитан — явление и сегодня необычное не только для Украины, но и всех стран. «Леди кэптан» или «кэптан Татьяна», — так уважительно обращаются к ней в иностранных портах представители портовых властей, агенты, отправители и получатели грузов. Ей самой лишь однажды по радио удалось поговорить с коллегой-капитаном греческого судна «Смарагди», мадам Калеоппой.

За романтикой и красотой морской профессии стоят порой суровые напряженные будни. В работе капитана от человека требуются особые волевые качества, высочайший профессионализм и ответственность. За экипаж, судно, груз. Существует много психологических моментов, связанных с экстремальными ситуациями, но особенно сложных во время грозных штормов. Самое страшное, как утверждает Татьяна Олейник, «паника в мужских глазах». Однажды на Рождество, пробившись во льдах на румынском участке Дуная, судно в ходу начало тонуть. Когда же все благополучно закончилось, это показалось рождественским чудом. Тогда пришлось расстаться с частью экипажа, не выдержавшей испытания.

Но не только грозные штормы, мели и рифы случаются на пути судов дальнего плавания. В плавании порой подстерегают тысячи других неожиданностей. Например, в южных морях и водах Тихого океана, на самых быстроходных судах «промышляют» жестокие пираты, захватывающие в заложники целые экипажи, грабящие и безжалостно убивающие невинных. И в последнее время эти случаи стали происходить все чаще. Есть свои «рифы» и в портах, потому капитан должен быть еще и юристом, и дипломатом.

По всему свету работают украинские моряки. Каждого ждут дома, каждый надеется на возвращение. Для Татьяны Витальевны Олейник, как и должно быть, святыми стали слова, записанные три века назад царем Петром Великим в Морском уставе о том, что капитан обязан вернуть на берег живыми и невредимыми женам, детям, матерям столько членов команды, сколько взял в плавание.

И все же море дарит великое утешение ее душе. Для капитана Татьяны Олейник это восход и заход солнца над могучими спокойными водами в тихую погоду, это и игра дельфинов за бортом, и крик белоснежных чаек над головой. А еще прекрасная возможность увидеть мир. Капитан судна побывала во всех странах Средиземноморья. Оказываясь в иностранных портах, Татьяна Олейник не спешит в магазины. В первую очередь ее манят исторические достопримечательности, духовные и культурные истоки страны, в которую приходит ее судно. Есть на карте Европы несколько уголков, которые она очень любит, помнит и с радостью возвращается туда вновь. Это Венеция и Гаэта, Коринфский канал, греческая святыня Дельфы, о. Крит, любимый порт Сиракузы на Сицилии, где родился знаменитый философ и математик Архимед и другие.

И все же нет для моряка дороже места на земле, чем родной дом. С теплотой и любовью говорит о нем Татьяна Олейник, потому что там самый дорогой человек — мама Людмила Владимировна. «Мама у нас замечательный человек, великой души, в которой всегда найдется место для близких, друзей, учеников, коллег-педагогов, — рассказывает Татьяна Витальевна. — Она ангел-хранитель нашей семьи». Сын Орест выбрал море, закончил столичную Академию водного транспорта. Сегодня он штурман дальнего плавания, старший помощник капитана.

Капитан дальнего плавания Татьяна Олейник, заслуженный работник транспорта Украины, старается жить духовно-богатой жизнью, насыщенной многими внешними событиями, не стремиться к накоплению материального. Главная ее мечта — возрождение флота в Украине. За это она готова отдать все силы, знания, опыт. А еще — успеть закончить реконструкцию старенькой дачи, в которой живет семья, до момента выхода на пенсию, чтобы было где принимать друзей и писать мемуары. Ей есть о чем поведать миру. Часто любит вспоминать слова Экзюпери о том, что самая большая роскошь — это роскошь человеческого общения. Может, потому не имеет многого, к чему сегодня стремится мир. Зато в ее домашней библиотеке 4,5 тыс. книг, а еще старинные часы и пианино, всевозможные ракушки и сувениры из разных уголков мира.

Татьяне Олейник, не раз побывавшей в разных государствах мира, особенно странах Европы, есть с чем сравнивать. Потому и говорит она о нынешней Украине эмоционально — и с болью, и с любовью. «Наверное, для улучшения благосостояния народа надо что-то делать всем, не ожидая положительных действий правительства».

Считая себя оптимистом (иначе ходить в море нельзя), с горечью говорит о состоянии отечественного флота, о низкой квалификации подрастающей смены. При сегодняшней нехватке специалистов, недостаточном уровне их образования и профессионализма, выпускники морских учебных заведений уходят работать под иностранные флаги, там платят намного больше чем дома. Украина катастрофически теряет свой флот. Татьяна Витальевна проработала всю жизнь в самой большой в Украине (по количеству судов) Акционерной судоходной компании, где, к сожалению, и сегодня остаются минимальные оклады. Удержать здесь выпускников высших учебных заведений практически невозможно. Новые хозяева компании эту проблему пока не решают. Флот стареет, нового не строят, старый ремонтируют медленно. Таковы реалии.

Время многое изменило в жизни страны, коснулось оно и моряков. Немало их ушло на заграничные суда работать по контракту. Оставаясь преданной своей стране, родному «Укрречфлоту», Татьяна Витальевна не хочет переходить в частные судоходные компании, хотя зарплата там намного выше.

«Душа не лежит работать не на отечество, глаза за кормой хотят видеть родной флаг, — говорит она. — В АСК «Укрречфлоте» вся моя жизнь, от практиканта до капитана, но смотреть, как рушится в период кризиса компания, много лет бывшая национальным перевозчиком, — невыносимо! Беззаветно любить свою работу, свое судно и экипаж — вышло из моды, но разве без этого всего жизнь будет иметь смысл?»

Ставший родным теплоход «Иван Сергиенко», на котором Татьяна Олейник работает уже девять лет, все ласково называют «Ванечкой». Ей, как матери, особенно дорого, что судно носит имя 24-летнего руководителя антифашистского подполья, бывшего директора школы Ивана Сергиенко, который был зверски замучен гестаповцами в годы войны. Ведь она сама вырастила не одно поколение моряков, воспитала двух сыновей. Ее ученики бороздят сегодня воды Мирового океана под флагами в основном зарубежных судоходных компаний. Работают высокопрофессионально, без нареканий. Но мечтает она о том, чтобы у всех ее коллег и учеников появилась возможность достойно служить Отечеству на морях, под флагом Украины, с честью представлять Родину за рубежом.

И снова дальние рейсы, чужие порты и берега, штормы и необыкновенные встречи, самые счастливые из которых — с родным домом. Но как ни долог жизненный путь, когда-то придется окончательно сойти на берег. Надеется, что это произойдет нескоро. А когда однажды все же случится, то хотела бы посвятить себя педагогической работе с детьми, воспитывать их патриотами и прививать им любовь к морю. Наверное, так множится ее талант, очищается душа и становится ближе к Богу. С юбилеем, Татьяна Витальевна, и семь футов под килем вам, капитан Олейник!

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме