«Я производственник, и я знаю...Светлана РЯБОШАПКА, УНИАР (специально для «ЗН») Фото Валерия МИЛОСЕРДОВА
Первый вице-премьер Павел Лазаренко - новичок в коридорах КМ, но не новичок в коридорах власти, - конечно же, человек занятый. Беседа вашего корреспондента с Павлом Ивановичем длилась не более двадцати минут, но даже в «темпе блица» нам удалось коснуться наиболее животрепещущих вопросов: от энергообеспечения до приватизации. А краткость? Что ж, как известно, мудрец и по капле воды способен сделать вывод о существовании океана. Не повторяя расхожих характеристик бывшего днепропетровского губернатора («руководитель авторитарного типа», «глава сильной команды» и т.д.), предоставим нашим читателям по этому беглому наброску самим дорисовать портрет первого после премьера человека в правительстве.
- Павел Иванович, освоились ли вы уже в новой должности?
- Было бы странно, если бы я положительно ответил на этот вопрос, пробыв на месте первого вице-премьера только месяц. Решая те вопросы, которые необходимо решать ежедневно, одновременно оставляю себе время до глубокой ночи с тем, чтобы проанализировать ситуацию, сделать наработки на будущее. Уже есть анализ состояния различных отраслей, который можно использовать в дальнейшем деле.
- Фамилия Лазаренко не раз «всплывала» за последние годы, когда речь заходила о вакантных местах в правительстве. Но вы оказались в нем только сейчас. Почему?
- Понимая, что сегодня очень непростая ситуация в экономике, в народном хозяйстве, я не имел морального права отказать тем, кто мне предложил данный пост.
- Круг ваших обязанностей в качестве первого вице-премьера - совпадает ли он с кругом ваших интересов? Вы занимаетесь тем, что вам действительно близко и знакомо?
- Днепропетровская область, ее народное хозяйство - это своего рода страна, государство с разветвленной экономикой, и для того, чтобы управлять Днепропетровской областью, нужно знать досконально все стороны экономической жизни. Но главное - нужно знать промышленность, сердце области, знать работу угольной отрасли, химической, металлургической. Соответственно, необходимо знать и финансы, экономическую картину в целом.
В круг обязанностей, который мне здесь определен как первому вице-премьеру, входят как стратегические вопросы, так и ежедневная организаторская работа в КМ. Я обязан координировать межведомственные подходы в отношении к энергетической проблеме: это пять направлений - газ, электроэнергия, атомная энергетика и нефть, уголь. На данном этапе эти отрасли находятся в очень сложном положении. Но для меня это вопрос не новый, и я вижу, что ситуация с энергоносителями в государстве не безнадежная. Энергоносители будут для тех предприятий, которые их оплатят. Что касается населения - тут другой подход. Энергоносителями Украина на зимний период 1995-96 года будет обеспечена. Каким образом - это уже другой вопрос.
Еще одно направление моей деятельности в правительстве - это экономические вопросы, связанные с Россией. Государство должно полностью снять с себя ответственность за поставки энергоносителей из России, переложить ее на коммерческие структуры, на предприятия. Мы с коллегами пригласили руководителей всех комитетов, министерств и все-таки нашли разумное решение: государство должно отвечать за поставку газа населению, бюджетным организациям. Для всех остальных предприятий мы создаем в этом году украинскую энергобиржу. На нее будут выходить все предприятия страны: нужен газ - покупайте на бирже или выходите на прямые поставки из России. Иначе государство будет постоянно расхлебывать проблемы предприятий.
Вот это главные направления, которыми занимается первый вице-премьер. Это направления, на которых необходимо действовать оперативно, и они очень важны для экономики страны.
- Если можно - немного подробнее о проблеме оплаты транзита газа через Украину и о том, как конкретно будет функционировать энергетическая биржа. Ведь газовая труба, как говорится, одна...
- Транзит российского газа по территории Украины будет оплачиваться по договору, который заключит «Укргаз», непосредственно Богдан Клюк. Что касается поставок газа предприятиям, то перед каждым есть «задвижка». И если газ, который закупили коммерческие структуры и предприятия, доставлен в Украину, оплачен на бирже, тогда только для предприятия откроют заслонку. Кажется, что это сложно - цистерну газа, как цистерну нефти, до каждого предприятия не довезешь. На самом деле никакой сложности нет, весь механизм отработан.
- Будем надеяться, что в будущем проблем с энергообеспечением станет меньше, но остались проблемы из прошлого: «газовые» долги перед Россией и Туркменистаном и их своевременное обслуживание...
- Принципиально вопрос решен. Несмотря на то, что это решение пытается сегодня заблокировать Верховный Совет. Реструктуризация долга была единственно правильным решением. И теперь главное - не отходить от тех договоренностей, которые подписаны. Весь пакет документов по реструктуризации распланирован по месяцам, по годам: когда и под какой займ. Сегодня как никогда некомпетентное вмешательство в этот вопрос может повредить делу.
- Как вы относитесь к идее введения дополнительного 5-процентного налога в пользу ТЭКа?
- Как я уже говорил, у нас сейчас небольшие долги за газ перед Россией, но у нас есть внутренний долг, есть неплатежи. Я бы хотел, чтобы знали и мою точку зрения: правительство будет беспощадно идти на отключение энергоносителей неплательщикам - предприятиям любых форм собственности. Другого пути нет. Нам нужно привыкать к порядку.
- И все-таки: нужен ли специальный фонд для обеспечения нужд топливно-энергетического комплекса, формируемый за счет дополнительного налога?
- В ситуации, которая сложилась, - необходим.
- Наши предприятия, которым придется самостоятельно оплачивать энергоносители, традиционно жалуются на нехватку оборотных средств, кризис платежей. Не урегулировав эти вопросы, трудно ожидать, что тот же газ будет оплачен...
- Многие предприятия - я не говорю, что все, но многие, - занимают иждивенческую позицию. Да, у них немало проблем, но они пытаются решать их за счет государства. А «пирог», то есть определенные средства, есть на каждом предприятии - иначе оно не могло бы существовать. А вот как делить этот «пирог», за что заплатить, а с чем можно и подождать... Тут государство должно занять жесткую позицию: потребил энергоносители - заплати. Проблема неплатежей возникла не сегодня и завтра она решена не будет, как бы мы этого ни хотели. Но максимально снизить долю непоступлений средств государству мы можем. Эти непоступления, эти неплатежи связаны с субъективными причинами. Я производственник и я знаю, как можно решать эти вопросы.
- Как производственник и как первый вице-премьер, вы наверняка сталкивались с проблемой диспропорции между финансовой и производственной сферами - диспропорции, вызванной различными формами собственности: частной - в финансовой сфере и государственной - в сфере производственной. Как этот дисбаланс ликвидировать?
- Здесь альтернативы нет - мы должны идти на максимальное акционирование предприятий. Программа правительства предусматривает создание казенных предприятий, таких, которые были, есть и будут государственными, а все остальные должны быть акционированы. Если для государства то или иное предприятие очень важно, оно должно иметь контрольный пакет акций этого предприятия. На сегодня есть сотни примеров, когда акционированное предприятие привлекло и своих инвесторов, а у нас их немало, и иностранных. Не надо бояться этого, нужно продавать свои акции. Очень важно не остановиться на акционировании через сертификаты, как сегодня - нам ведь нужно привлечь свободные средства. Через сертификаты мы же их не привлечем... Так что хорошо бы в первоначальный план приватизации того или иного предприятия включить своего или иностранного инвестора. Не важно, чей это будет капитал, - важно, чтобы был приоритетный инвестор, который вложит в предприятие свои деньги.
Приватизация ради приватизации не нужна. Ведь сегодня для человека, работающего на предприятии, не важно, имеет он акцию или нет. Он должен иметь заработную плату, которая позволяла бы ему достойно жить и содержать семью. Это основа сегодняшнего курса, и другого пути у нас нет.