Обычай дарить в праздник Пасхи яйца как символ зарождения жизни и возрождения возник очень давно. По одному из преданий впервые это сделала раскаявшаяся во всех своих грехах и ставшая преданнейшею последовательницей Иисуса Христа Мария Магдалина. Явившись на евангельскую проповедь в Рим, она не могла подарить императору Тиберию какие-либо драгоценности, как это делали состоятельные вельможи, а преподнесла ему обыкновенное куриное яйцо, провозгласив: «Христос воскрес!» Император усомнился, мол, никто не может воскреснуть из мертвых, в это трудно поверить, как и в то, что белое яйцо может стать красным. При этих словах на глазах у всех яйцо в его руках стало превращаться из белого в красное.
Так это было или нет, но люди с давних пор обмениваются на Пасху не только куриными яйцами, раскрашенными в разные цвета, экзотически разрисованными различными символами и орнаментами — писанками, но и специально изготовленными яйцами из дерева, папье-маше, фарфора, серебра и золота. Все же по своей красоте и совершенству непревзойденными во всем мире остаются творения ювелирных пасхальных яиц Фаберже.
Потомственный ювелир
Знаменитый ювелир Петер Карл Фаберже родился 30 мая 1846 года в Санкт-Петербурге. Отец, Густав Фаберже, родом из эстонского города Пярну, а его предки — протестанты из Пикардии.
Густав учился у известных в то время ювелиров Андерса Фердинанда Шпигеля и Иоганна Вильгельма Кейбеля. В 1841 году получил звание «ювелирных дел мастер», а через год поселился в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице, в доме номер одиннадцать. В подвале открыл ювелирную мастерскую и магазин. В том же году женился на дочери датского художника Шарлотте Юнгштедт.
Старший из двух их сыновей Петер Карл сначала учился в одной из лучших частных немецких школ в Петербурге — гимназии святой Анны, в 15-летнем возрасте продолжил обучение в дрезденской Хандельшуле, путешествовал по Европе. Посетил Италию, Францию. В Париже учился в коммерческом колледже. Поступив в ученики к лучшему немецкому ювелиру Д.Фридману во Франкфурте-на-Майне, начал делать свои первые ювелирные изделия, проявив при этом незаурядный талант.
В 1870 году он возвратился в Санкт-Петербург и принял в свои руки скромное предприятие отца. Молодой ювелир и предприниматель пригласил к сотрудничеству несколько талантливых мастеров. Он отказался от массивных дорогостоящих изделий, руководствуясь тем, что стоимость изделия должна, прежде всего, определяться художественностью оформления, фантазией исполнения, а драгоценные камни и материалы нужны лишь для того, чтобы ярче выразить авторскую мысль. Шире стал использовать природные материалы — нефритовый жадеит, прозрачный горный хрусталь, авантюрин, карельскую березу, белый дуб. Они легко обрабатывались и красиво выглядели украшенными золотом и изумрудами, голубыми сапфирами. Маленькая мастерская превратилась в крупное ювелирное предприятие. Для этого пришлось снять просторное помещение на первом этаже в доме напротив.
Вскоре Карл Фаберже женился на дочери служащего императорских мебельных мастерских Августе Юлии Якобс. Четыре их сына — Евгений, Агафон, Александр и Николай — унаследовали отцовский талант, работали ювелирами и художниками на фирме Дома Фаберже.
На предприятии делали часы, барометры, портсигары, спичечные коробки, рамки для картин и фотографий, кнопки звонков вызова лакеев, театральные бинокли, ножи для резания бумаги, булавки для головных уборов, пряжки для ремней и поясов, всевозможные ящички, коробочки, шкатулочки, чернильницы, сигаретницы, табакерки, флакончики для духов, письменные приборы, вязальные крючки, приборы для печатей, даже увлажнительницы для смачивания пальцев картежников при сдаче карт и многие другие вещи, превосходящие друг друга своей изобретательностью, элегантностью и красотой.
Разнообразие изделий, их прекрасное исполнение создавали высокую репутацию фирме, потому именно ей было предложено сделать копии с некоторых скифских золотых изделий конца V века до н. э., которые были найдены в Крыму возле Керчи в 1867 году графом Сергеем Строгановым и хранились в Эрмитаже. На выставке русского художественного и промышленного искусства в 1882 году царь не смог отличить копии от оригиналов. Карл Фаберже был удостоен золотой медали выставки и звания придворного ювелира. С тех пор он начал получать заказы от императорского двора. Вскоре ему присвоили почетное звание оценщика драгоценностей кабинета его императорского величества и он стал потомственным почетным гражданином.
Петер Карл (или как его называли в России — Карл Густавович) Фаберже принимал участие во многих всероссийских и зарубежных выставках ювелирного искусства. На выставке в Париже в 1890 году, где кроме разных ювелирных изделий, по желанию императрицы Александры Федоровны в первый и единственный раз экспонировались несколько императорских пасхальных яиц, Фаберже был удостоен звания мастера золотых дел, рыцарского креста Почетного легиона, званий придворного ювелира короля Шведского и Норвежского, короля Великобританского (Георга V) и даже короля Чулалонгкорна Сиамского. Его постоянными заказчиками стали болгарский царь, итальянские и греческие короли и королевы, испанский король, наследник австро-венгерского престола и многие другие.
Заказов было столько, что мастеру пришлось открыть филиалы в Москве, Одессе, Киеве и даже в Лондоне. В Санкт-Петербурге был создан своеобразный центр фирмы в здании, построенном по специальному заказу на Большой Морской, 24, названный Домом Фаберже. Кстати, все здания, где работал мастер, сохранились до наших дней.
В разные годы на фирме трудились от 500 до 700 человек. Самыми признанными мастерами были финн Эрик Август Коллин, крестьянин-самоучка Михаил Перхин. Именно он до своей смерти в 1903 году отвечал за создание пасхальных яиц. Все предметы имели общий стиль, общие черты, что являлось результатом бдительного контроля самого Карла Фаберже. Любая вещь, которая не соответствовала его жестким стандартам совершенства, немедленно уничтожалась.
Изысканную красоту предметам Фаберже и особенно пасхальным яйцам придавало их эмалирование. Он первым среди ювелиров разнообразил цветовую гамму эмали, составляющую свыше ста цветов и оттенков, при этом использовал прозрачную и непрозрачную эмаль, получаемую при температуре в сотни градусов. Достигал глубины цвета эмали путем накладывания ее обычно в пять-шесть слоев. Иногда между слоями при высокой температуре прокладывал золотую фольгу, рисунки листьев, цветов, деревьев — это усиливало зрительский эффект. Впервые внедрил декорированное гильоширование (гравировку) мелкими линиями, зигзагами, имитирующими лучи, волны, муаровый узор. На серебряной и золотой поверхности делал углубления, канавки, затем заполнял их разноцветной эмалью, переливающейся при ярком освещении словно драгоценный камень.
После октябрьского переворота Карл Фаберже закрыл свой Дом, вверив его содержимое директору Эрмитажа. Сам сначала перебрался в Ригу, затем в Берлин, оттуда в Гамбург, далее в Висбаден. Там тяжело заболел. В июне 1920 года жена вместе с сыном Евгением перевезли Петера Карла Фаберже в Швейцарию, где он 24 сентября умер в Лозанне.
Фантазии для императора
Вершиной творчества великого ювелира стали пасхальные яйца, хотя они были известны не так хорошо потому, что создавались не для общего обозрения, а как подарки царствующим особам, но со временем они открыли всему миру необычайную красоту творений Фаберже.
Названное «Куриным», первое императорское пасхальное яйцо имеет по вертикали 6,3 сантиметра. В оболочке-скорлупе из слоновой кости, покрытой непрозрачной белой эмалью, находится золотая курочка с рубиновыми глазами. Под ней — жемчужная миниатюрная корона. Из содержимого яйца, кроме курочки, до наших дней ничего больше не сохранилось: по одним описаниям возле короны было золотое кольцо, по другим — жемчужная подвеска.
Работу над подобными изделиями Фаберже планировал на годы вперед, а каждое изделие изготавливалось месяцами.
На следующий год мастер передал императору яйцо «Воскресение», вырезанное из горного хрусталя, в середине которого видна скульптурная группа «Возрождение Христа».
Александр III ежегодно, вплоть до смерти в 1894 году, дарил своей жене Марии Федоровне пасхальные яйца, Николай II продолжил традицию отца, увеличив заказ вдвое: одно яйцо предназначалось для его матери — вдовствующей императрицы, другое для супруги — Александры Федоровны. Всего по императорским заказам было сделано 55 пасхальных яиц, 56-е осталось неоконченным.
Каждый из этих пасхальных подарков, особенно спрятанный внутри сюрприз, являются шедевром изящества, элегантности, изобретательности и мастерства отделки.
Все изделия состоят из эмалированных или прозрачных, чаще всего хрустальных, яичных скорлуп, сквозь которые видны внутри их сюрпризы. Эмалированные яйца сделаны из двух раскрывающихся половинок или створок, скрепленных петлями, застежками, шарнирами, и сконструированы так, что при нажатии кнопки они плавно раскрываются. Сюрпризами в них, как правило, являются миниатюрные ювелирные модели, скульптуры, портреты, отражающие события и места, имевшие особое значение для царской семьи.
Таким, например, является яйцо «Памяти Азова», подаренное Александром III своей жене в 1891 году. Оно сделано из прозрачного зеленоватого минерала с красными вкраплениями, украшенное золотыми завитками с бриллиантами, а внутри из золота и платины модель крейсера, на корме которого надпись «Азов». Модель установлена на пластинке из аквамарина, по цвету имитирующего воду. Крейсер Балтийского флота «Память Азова» был построен в 1890 году, свое название получил в честь подвига парусного корабля «Азов» в Наваринском морском сражении 1827 года. На этом судне цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) в 1890-1891 годах путешествовал по странам Востока, в городе Оцу подвергся нападению японского самурая-фаната и получил глубокое ранение головы. Плавание закончилось во Владивостоке, где наследник престола положил начало строительству Транссибирской железной дороги.
Не менее прекрасным стало яйцо «Штандарт», которое Николай II преподнес в 1909 году императрице Александре Федоровне. Оно одной тематики с предыдущим, тем не менее совершенно от него отличается. Яйцо из горного хрусталя установлено на подставке из двух переплетенных лазуритовых дельфинов. Состоит из двух частей, золотой оправы по окружности с надписью «Штандартъ 1909», украшенной бриллиантами с двумя эмалированными геральдическими двуглавыми орлами. Внутри золотая модель яхты «Штандарт» точно воспроизводит внешний вид и оснастку царской яхты с развивающимся на мачте императорским штандартом, крошечными шлюпками и вращающимся золотым рулем. Это была любимая яхта царской семьи, на которой она провела много времени в плавании у берегов Финского залива и Черного моря близ Ливадии.
Самым знаменитым из яиц к памятным датам считается «Коронационное», подаренное Николаем II императрице Александре Федоровне в 1897 году на первую Пасху после коронации. Цвета скорлупы подобраны в соответствии с коронационным одеянием царствующей четы — золото, гильошированное в виде лучей солнца, покрыто прозрачной бледно-желтой эмалью. Поверх решетки из лавровых лент, скрепленных черными эмалированными двуглавыми орлами, в каждой точке их пересечения — огромный алмаз в виде розы. На верхушке яйца — монограмма императрицы из таких же алмазов и рубинов. Внутри —из золота и эмали миниатюрная копия кареты, использовавшейся при коронации в 1896 году. Занавески на окнах выгравированы из горного хрусталя, филигранные дверные ручки величиной меньше рисового зерна открывают и закрывают дверцы на защелку. Корпус кареты установлен на ремешках, которые амортизируют и покачивают ее при движении экипажа.
Мастера Фаберже в миниатюрах сюрпризов создали макеты даже очень больших архитектурных зданий.
Николай II в 1901 году подарил своей матери яйцо «Гатчинский дворец». В маленькой скорлупе высотой 11 и шириной меньше семи сантиметров помещен макет дворца с прилегающей территорией, деревьями, фонарными столбами, изготовленный из гравированного и текстурированного белого, желтого, зеленого и красного золота. Этот дворец был особо дорог Марии Федоровне. Именно в нем прошла большая часть жизни семьи императора Александра III.
Нашли воплощение в сюрпризах пасхальных изделий миниатюрные макеты памятников Петру I и Александру III.
От яйца к яйцу усложнялась и совершенствовалась техника исполнения заказов. На Пасху 1898 года Николай II дарит матери чудо-яйцо «Ландыши». Розовая эмаль скорлупы усеяна золотыми цветками ландышей. Нажатием кнопки з нее выходят и расправляются веером портреты Николая II и двух его дочерей Ольги и Татьяны, портрет царя венчает императорская корона.
Процесс создания пасхальных яиц окружала таинственность. Сын мастера Евгений свидетельствовал, что их форма и особенно содержание сюрпризов скрывались даже от царя. Однажды, когда тот пожелал уточнить некоторые детали, Фаберже вежливо сказал: «Ваше величество будет довольно». И всегда подтверждал это на деле. На каждый праздник Пасхи он доставлял лично подарок царю вместе со счетом на оплату, а позже, когда заказ был удвоен, эта обязанность возлагалась и на одного из сыновей. Вручение подарка было настоящей церемонией, которую ждали с нетерпением: царствующая семья желала увидеть, какой шедевр создал мастер на этот раз.
В 1914 году Карл Фаберже принес вдовствующей императрице Марии Федоровне заказанное сыном яйцо «Гризайль», именуемое еще как «Екатерина Великая». Яйцо имеет в жемчужных рамках восемь одноцветных панелей (гризайлей), покрытых эмалью. Внутри красивое кресло с ручками, на котором восседает Екатерина II с маленькой короной на голове. За ручки держатся два негра. Если механизм завести, шагающие мавры начинают движения вместе с креслом и великой государыней. Увидев это великолепие, императрица с восторгом воскликнула: «Вы несравненный гений, Фаберже!».
В 1900 году Александра Федоровна получила в подарок яйцо «Транссибирский экспресс», приуроченное завершению строительства Транссибирской железной дороги, которая соединила европейскую и азиатскую части России, крупнейшие промышленные города с Владивостоком. На скорлупе — карта железнодорожного маршрута с указанием всех станций предвосхищает сюрприз, спрятанный внутри: из золота и платины действующая модель поезда, состоящая из паровоза и пяти вагонов. На первом выгравировано «Прямое сибирское сообщение», на втором, третьем и четвертом — «Для дам», «Для курящих», «Для некурящих», на втором — «2-го кл.», «24 места», на третьем и четвертом — «1-го кл.», «18 мест». Пятый вагон предназначен для церкви. Механизм заводится золотым ключиком, и поезд начинает движение. Все это помещается в яйце, длина которого 26 сантиметров.
Как шедевр ювелирного искусства, чудо механики подарил Николай II своей матери в 1911 яйцо «Апельсиновое дерево». В его секрете более трехсот зеленых листьев из нефрита, свыше ста бриллиантовых цветков, в них золото, аметисты, рубины, жемчуг. При повороте ключика листья раскрываются, выскакивает на пружинке поющая птичка, а когда птичьи рулады смолкают, щебетунья прячется в зеленой листве, а та в свою очередь сворачивается, принимая первоначальную форму яйца.
В некоторые яйца встроены часы, их механизмы заводятся ключами или ручками. Так, «Часы со змейкой», «Герцогиня Мальборо» имеют горизонтальную ленту с цифрами, которая вращается напротив неподвижной отметки. Внутри других, например, яиц «Петушок», «Шантеклер», спрятаны фигурки птиц, появляющиеся каждый час из верхней части яйца.
Особой красотой отличается яйцо «300-летие дома Романовых», изготовленное в 1913 году для императрицы Александры Федоровны. На нем 18 миниатюрных портретов представителей царствующей династии. Пространство между ними украшено чеканными геральдическими царскими венцами и коронами. Вверху и внизу яйца укреплены плоские бриллианты, сквозь которые видны даты «1613» и «1913». Внутри на вращающемся глобусе дважды нанесено золотое изображение Северного полушария. На одном обозначена территория России в границах 1613-го, на другом — в границах 1913 года.
В связи с изменением обстановки в империи менялась и тематика пасхальных яиц.
С началом Первой мировой войны огромный Екатерининский дворец в Царском селе был превращен в военный госпиталь. Императрица со своими старшими дочками Ольгой и Татьяной поступили на курсы сестер милосердия и ежедневно приходили туда работать. Это послужило темой создания пасхального яйца «Красный крест и триптих «Воскресение» для Александры Федоровны в 1915 году. Его скорлупа покрыта белой эмалью с большими красными крестами на каждой стороне. В центре крестов портреты великих княгинь Ольги и Татьяны в одежде сестер милосердия, а внутри находится триптих «Воскресение Христа».
Матери в том же году Николай II также подарил пасхальное яйцо с красным крестом, на котором была надпись: «Никто не имеет большей любви, чем тот, кто отдал свою жизнь за друзей». Внутри пять перламутровых миниатюрных портретов членов царской семьи в форме красного креста.
Империя несла большие человеческие потери в войне. Ненужными стали дерзкий полет воображения и тщательный подбор материалов для экзотических произведений искусства. Следующие два яйца имели очень сдержанный, строгий характер. Одно из них, подаренное императором своей матери в 1916 году, называется «Орден Святого Георгия». На белой эмалированной скорлупе с двух сторон кресты ордена, оповитые георгиевскими лентами. При нажатии кнопки они в виде крышек поднимаются, и взору открываются портреты: с одной стороны, Николая II, с другой — цесаревича Алексея в военной форме. Этот подарок был настолько дорог Марии Федоровне, что она из всей коллекции пасхальных яиц именно это единственное забрала с собой, эмигрировав в 1919 году в Данию.
Еще более сдержанно выглядит «Стальное» яйцо, подаренное в 1916 году Николаем II своей жене. Изготовленное из стали, оно установлено на четырех миниатюрных артиллерийских снарядах. Внутри маленький мольберт, поддерживающий золотую рамку с миниатюрой работы Зуева, на которой изображены Николай II и цесаревич Алексей среди генералов во время посещениями ими военной ставки.
Последние два яйца не только не были вручены, а над одним из них даже не была закончена работа. Февральская революция, отречение царя от престола 15 марта, арестованная царская семья шла уже навстречу своей трагической гибели.
Весь мир пленил своим искусством
Коронованные особы Европы, герцогини, графы, модницы великосветских салонов стремились иметь не только ювелирные изделия Фаберже, но и его пасхальные яйца. Одним из клиентов, который приобрел пасхальное яйцо, был доктор Эммануил Нобель — богатый шведский бизнесмен, проживавший тогда в России, племянник Альфреда Нобеля, изобретателя динамита, учредителя Нобелевской премии. Богатства Э. Нобеля давали ему возможность удовлетворять любые прихоти и капризы. Он приобрел у Фаберже так называемое «Ледовое» яйцо.
В 1902 году Россию посетила со своим мужем герцогиня Мальборо, урожденная Консуэло Вандербильт. В Петербурге чета была принята вдовствующей императрицей Марией Федоровной. Вполне вероятно, что герцогиня тогда увидела яйцо «Часы со змейкой», которые Александр III подарил жене в 1889 году. По заказу герцогини было сделано подобное, отличавшееся лишь размерами и цветом. Яйцо герцогини несколько крупнее и покрыто розовой, а не синей эмалью, как оригинал.
Интерес к пасхальным яйцам Фаберже проявляли и самые состоятельные люди России. Среди них оказался сказочно богатый сибирский золотой магнат Александр Кельш, который с 1898-го по 1904 годы заказал семь пасхальных яиц для своей жены Варвары.
Князь Феликс Юсупов заказал в подарок для своей жены Зинаиды в честь их серебряной свадьбы яйцо в виде часов.
Именно все эти пасхальные яйца Фаберже после октябрьского переворота первыми оказались за границей, вывезенные эмигрировавшими хозяевами. В 1920-х годах сын мастера золотых дел Александр Фаберже опознал в Париже яйца, принадлежавшие Варваре Кельш, затем шесть из них оказались в Америке, еще одно в частной коллекции в Англии. Тогда же Александр опознал «Ледовое» яйцо Нобеля, но вскоре оно исчезло и нынешнее его местонахождение неизвестно.
В 1917 году все драгоценности Николая II и вдовствующей императрицы Марии Федоровны были национализированы и отправлены в Государственное хранилище ценностей (Гохран), получившее затем название «Алмазный фонд РСФСР».
Экономический беспорядок, разруха вынудили новое правительство продать многие императорские ценности. На первых выставках-продажах в 1922 году в Берлине, в 1924 году в Нью-Йорке были проданы ценнейшие иконы, картины, ювелирные изделия из Эрмитажа, Зимнего дворца, Царского Села и других великолепных дворцов. Затем дошла очередь и до пасхальных яиц. За период с 1922-го по 1940 годы состоялось свыше 30 крупных аукционов, множество тайных и публичных распродаж. В Москве, Ленинграде в те годы открывались антикварные магазины, где за валюту можно было купить от сверкающей золотом трости Екатерины II до бриллиантового портсигара Александра III, в том числе и пасхальные яйца. Скупали их коммерсанты, аристократы, представители дипломатических служб.
Драматична история вывоза ценностей из России Армандом Хаммером, тем самым, который дружил со всеми советскими лидерами от В. Ленина до М. Горбачева, был другом Ф. Рузвельта и британского принца Чарльза, выполнял поручения Дж. Кеннеди. Он прибыл в Россию в 1921 году в качестве врача, чтобы бороться с эпидемией тифа, привез большую партию медицинских препаратов и оборудования. Вскоре при его содействии страна заключила сделку с Америкой на поставку миллиона тонн муки в обмен в основном на произведения искусства и ювелирные изделия. Хаммер построил в России карандашную фабрику и за свой счет установил в ней оборудование. За все это Ленин подарил ему несколько императорских пасхальных яиц, а часть их тот приобрел в антикварных магазинах. В общей сложности он обладал одиннадцатью пасхальными шедеврами Фаберже. Через некоторое время Хаммер продал их известному газетному магнату Малколму Фобсу. На разных аукционах тот увеличил коллекцию до 14 яиц, скупил также много других ювелирных изделий Фаберже.
Вывезенные пасхальные сувениры за границей постоянно продаются и перепродаются, год от года увеличиваясь в цене от нескольких сот тысяч до десятков миллионов долларов США за каждое яйцо.
Среди их обладателей супруга бывшего американского посла Марджори Мерртвегер Пост, супруга президента «Дженерал Моторс» Лилиан Томас Пратт. В королевской коллекции Великобритании — великолепное «Мозаичное» яйцо, где драгоценные камни имитируют вышивку по канве крестом и яйцо «12 камней», изготовленное когда-то по заказу Кельш. 10 яиц приобрели разные музеи США, Англии, Швеции, пять находятся в частных коллекциях, восемь шедевров утеряны, причем пять из них («Датский серебряный юбилей», «Александр III», «Зимнее», «12 вензелей», «Яйцо синей эмали с насечками») — из коллекции императрицы Марии Федоровны. Перед октябрьскими событиями она жила в Мариинском дворце в Киеве. Не исключено, что некоторые могли затеряться именно здесь в огне революции.
В оружейной палате Московского Кремля осталось лишь 10 императорских пасхальных яиц. Среди них такие, как «Память Азова», «300-летие дома Романовых», «Транссибирская магистраль», «Московский Кремль», «Александровский дворец», «Штандарт».
Сокровища возвращаются
Искусствоведы, архивисты долгое время искали пасхальные яйца, которые Фаберже готовил для вручения царской семье в 1917 году. О том, что они были почти изготовлены, ни у кого не вызывало сомнений. Ведь отречение Николая II от престола было в марте, а Пасха — в апреле.
По опубликованным эскизам самого мастера, из переписки в 1922 году, хранящейся в швейцарских архивах, Евгения Фаберже с главным мастером фирмы Францем Бирбаумом, которые оба в то время были в эмиграции, явствует, что одно яйцо готовилось из голубого стекла, инкрустированного созвездием, под которым родился цесаревич Алексей. Оно поддерживалось серебряными херувимами и облаками из горного хрусталя. Второе — из карельской березы в золотой оправе. Вроде бы оно попало к великому князю Владимиру Александровичу — брату Александра III. При описи его имущества большевиками упоминалось и деревянное яйцо с заводной фигуркой слоника внутри. Оно было экспроприировано и затем исчезло.
Четыре года назад, отбирая материалы для очередной выставки в Минералогическом музее имени А. Ферсмана, архивисты обнаружили фрагменты одного из последних пасхальных яиц Фаберже — синие стеклянные полусферы с награвированным созвездием и сохранившимися в некоторых местах алмазами, а рядом белое облако из хрусталя с разметкой мест, где должны были крепиться серебряные херувимы.
Предполагают, что детали незаконченного изделия в музей передал сын Фаберже Агафон, который, в отличие от всех членов семьи, эмигрировал лишь в 1927 году. Он уехал в Петроград и тайно перешел финскую границу. А до этого сотрудничал с советской властью. Вместе с академикомФерсманом работал над созданием справочника «Алмазный фонд РСФСР». Известно, что он подарил музею вазу из горного хрусталя в золотой оправе и роскошную коллекцию ограненных камней.
Еще большей сенсацией в феврале 2004 года стало известие о том, что сибирский бизнесмен Виктор Вексельберг (кстати, уроженец г. Дрогобыча Львовской области) возвращает в Россию девять императорских пасхальных яиц и 180 других ювелирных изделий Карла Фаберже.
Узнав, что семья медиамагната Фобса через акционерный дом «Сотбис» объявила об очередной продаже ювелирных изделий Фаберже, он создал историко-культурный фонд «Связь времен» и еще до проведения аукциона скупил коллекцию оптом, затратив при этом свыше 120 млн. долл. США.
Среди приобретенных пасхальных яиц уже упоминавшиеся «Куриное», «Возрождение», «Бутон розы», «Коронационное», «Ландыши», «Апельсиновое дерево», «Орден святого Георгия», а также «Пятнадцатилетие» и «Петушок». Эти сокровища вместе с пасхальными яйцами, хранящимися в Оружейной палате, экспонировались на выставке «Фаберже: утраченный и обретенный» в Патриаршем дворце Московского Кремля, а затем в Санкт-Петербурге, Иркутске, Тюмени, Екатеринбурге.
Хочется верить, что после проведения Министерством иностранных дел и Министерством культуры и туризма Украины переговоров и утрясания организационных вопросов с Россией — выставку уникальных пасхальных яиц Карла Фаберже смогут увидеть киевляне и жители других крупных городов Украины.