В Киево-Печерской лавре, в Дальних пещерах, лежат мощи святого, учившегося в Киевской духовной академии, служившего в Успенском соборе, а после мученической кончины почившего на лаврских холмах у Днепра...
В Киево-Печерской лавре, в Дальних пещерах, лежат мощи святого, учившегося в Киевской духовной академии, служившего в Успенском соборе, а после мученической кончины почившего на лаврских холмах у Днепра. Речь идет о первом новомученике митрополите Киевском и Галицком Владимире (Богоявленском) (1848—1918). Отец Алипий Светличный был одним из тех, кто обнаружил погребение митрополита: «Могилу владыки я узнал сразу: рука лежала на груди не привычно, а сложенной для благословения. Он так застыл, благословляя красноармейцев, они на это его движение смотрели уже сквозь прицелы винтовок. Так он встретил и меня. Видимо, пролежав с вечера до утра на морозе, тело застыло так, что положили его в гроб с немного согнутыми ногами и благословляющей десницей». Вскоре после празднования 1000-летия крещения Киевской Руси о. Алипий вместе с несколькими лаврскими монахами установили место погребения — Крестовоздвиженская церковь. Но копать приходилось тайком. Работали по ночам, чтобы к утру все скрыть. Сначала поднимали чугунные плиты, потом копали грунт. Лежавший сразу под плитами песок (толщина около 70 см) очень усложнял поиски. Особенно трудно было, когда начали рыть под клиросом. Именно там натолкнулись на погребение митрополита Флавиана. Оно оказалось разграбленным, все иконки с митры были сорваны, панагии отсутствовали. Одеяние митрополита к тому времени позеленело. Так парча реагирует на влажную среду. Работы продолжались уже довольно долго, но все было тщетно. Тогда решили отслужить панихиду по убиенному. События происходили до Собора 1992 года, и святой еще не был канонизирован. Панихиду служили ночью, и свет от зажженных свечей привлек внимание монастырского сторожа. Дверь в Крестовоздвиженский храм тогда заперли лишь изнутри, обвив цепью ручки. Поэтому, когда сторож внезапно ее толкнул, от резкого движения образовалась большая щель, и порыв ветра погасил все зажженные свечи. Осталась гореть лишь одна-единственная, неподалеку от клироса. В этом месте и начали копать. Вскоре натолкнулись на склеп. Сделав отверстие, туда спустили на веревке отца Алипия — он был самым худым и мог там что-то сделать. Первое, что тогда поразило отца Алипия, — большая влажность внутри. Потом выяснилось, что это было не так. На самом деле верхняя часть гроба настолько истлела, что упала и приобрела форму нижней его части. Под таким прикрытием и лежали мощи свящмч. Владимира. Никаких сомнений не оставалось: белый клобук, сложенная для благословения рука, на ней сохранилась плоть. Еще отцу Алипию запомнились ресницы, лежавшие рядком на черепных костях под глазами, и простые вельветовые тапочки митрополита. Между расстрелом владыки и обнаружением его погребения уместилось почти столетие. Сейчас свящмч. митрополит Владимир уже канонизирован Собором 1992 года, о нем написано житие. Неизвестным для многих оставалось и место кончины владыки. Оно находится рядом с остановкой автобусного маршрута №24 («Заповедник Киево-Печерская лавра» по ул. Ивана Мазепы). Родился свящмч. Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) 1 января 1848 года в Тамбове в семье священника. Рано стал сиротой. По окончании Тамбовской семинарии учился в Киевской духовной академии (1870). Владыка писал о тех временах: «Святая Лавра давно близка моему сердцу. Еще учась в здешней Академии, я не раз и не два хаживал сюда насладиться духовною радостию, насытиться глубокими религиозно-нравственными переживаниями. И сколько радости, сколько наслаждения в дивных службах церковных святой Лавры, сколько утехи, сколько веселия жить среди сонма святых угодников Божиих, почивающих в здешних пещерах». После академии Василий Богоявленский преподает в Тамбовской семинарии гомилетику, литургику, пастырское богословие, Священное Писание. В 1882 году он высвячивается, а после смерти матушки и малолетнего сына постригается в монахи с именем Владимир и вскоре становится архимандритом и настоятелем Козловского Троицкого монастыря. В 1888 году свящмч. Владимир становится епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии. В 1891 году владыка определяется на Самарскую кафедру, а в 1892-м — становится архиепископом Картлинским и Кахетинским со званием члена Святейшего Синода. В 1898 году высокопреосвященный Владимир был поставлен митрополитом Московским и Коломенским, священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры. Он был единственным митрополитом, занимавшим все три столичные кафедры: Московскую (1898—1912), Петербургскую (1912—1915) и Киевскую (1915—1918). По этому поводу сам владыка шутил: «Я поистине всероссийский митрополит, как занимавший все митрополичьи престолы». Получив Киевскую кафедру, митрополит Владимир продолжал исполнять обязанности почетного члена Священного Синода. Поэтому ему приходилось часто отлучаться в Москву, особенно во время Всероссийского Поместного Православного Собора осенью 1917 г. Тогда в Украине происходили события, которые могли поколебать устои церкви. Присутствие митрополита в Киеве было необходимо. Дабы охарактеризовать тогдашнюю атмосферу, можно привести следующий эпизод. На одном из заседаний Украинского церковного собора, куда был приглашен митрополит Владимир, поставили на голосование его предложение: читать перед началом молитву «Царь небесный» или нет... Большинством голосов предложение отклонили. После этого митрополит покинул зал заседания. К сожалению, и организованные тогда профсоюзы монахов не могли понять действий владыки, его настроений. Шла гражданская война. Красноармейцы окружили город. Киев постоянно обстреливали. 23 января 1918 г. большевики уже были в лавре. 25 января (по новому стилю — 7 февраля) к владыке в келью ворвались пять красноармейцев во главе с матросом. Владыка только что пришел из собора, где в последние дни постоянно пребывал в молитве, там он служил акафист Успению Божьей Матери. Солдаты жестоко глумились над митрополитом Владимиром в келье, душили цепью, насмехались. Позже его увели за территорию лавры. Проходя мимо собора, где он недавно правил службу, владыка остановился на молитву и перекрестился. Вывели митрополита через Всехсвятские ворота. В тот вечер стоял лютый мороз. Возле ворот владыку посадили в автомобиль, а провезли всего несколько сотен метров. Сняв с него шубу, там и расстреляли. Перед кончиной Владыка молился, а своих убийц благословлял. Рано утром его тело забрали монахи. Отпевали в Успенском соборе. Профессор Киевской духовной академии прот. Федор Титов сказал теплые слова над гробом, а вскоре издал книгу «Венок на могилу», ставшую основой жития свящмч. Владимира. Могила митрополита Владимира хранилась в тайне от властей, дабы не поглумились над святым телом. Место же мученической кончины посещали многочисленные богомольцы, часто служившие здесь панихиды. Вскоре был водружен крест, несколько раз сносимый властями. Со временем его начали ставить буквально рядом, в нескольких десятках шагов, в более неприметном месте на склоне между деревьями. Там он, украшенный цветами, стоит и по сей день. Быть может, в наше время настоящее место мученической смерти будет отмечено часовенкой, которой будет почтен не только владыка, но и все, пострадавшие за веру в годы безбожной власти. Недавно в Киеве состоялся вечер памяти свящмч. Владимира. На нем речь шла о необходимости создания Музея новомучеников ХХ века и подробного изучения и исследования истории церкви. Вечером памяти митрополита начался ряд мероприятий по воздаянию почестей и иным киевским новомученикам. Некоторые из этих имен уже известны киевлянам — прот. Михаил Едлинский, прот. Александр Глаголев, свящ. Анатолий Жураковский и многие другие наши светочи благочестия.