Похоже, недели оказалось мало для того, чтобы окончательно атрофировались мозги и ты мог часами созерцать море, временами озадачиваясь лишь глобальной мыслью о бренности всего земного... В общем, наша туристическая группа, состоящая из досужих журналистов и натасканных турагентов, совала свой нос куда попало. Цель — получить ответ на главный вопрос: что нового готовит туристическая Анталия этим летом?
Один из крупнейших туроператоров ANEX TOUR, решивший укрепить позиции на украинском рынке, провел по местам «турецкой курортной славы» сразу тысячу гостей из разных концов Украины и России. Когда вся эта тысяча разместилась в уютном холле отеля Silence Park приморского городка Сиде, первый вопрос, который пришел на ум: как в этой толпе можно отдыхать?.. Но уже на второй день замешательство сменилось сладким ощущением потерянности и неузнанности в огромном количестве баров, ресторанчиков, бассейнов и прочих «твоих» местечек, которые обязательно удавалось отыскать. Новейший мега-отель, вмещающий почти две тысячи отдыхающих, демонстрировал стиль и диктовал условия. И ты с удовольствием подчинялся этой глобализации, становясь маленьким винтиком строения под названием «туристическая индустрия».
Тебя устраивала теплая вода в открытом бассейне, когда на улице всего +6 °С. Расслабляла турецкая баня хамам и обнадеживал низкокалорийный завтрак по системе «все включено». Потом, конечно, турецкая пахлава делала свое «черное дело», и ты, забывая об угрозах для стройности, уже на ужин накладывал в тарелку сразу несколько видов этой непревзойденной восточной сладости. Благо турки предусмотрели массу сжигающих калории мероприятий. До предложенной йоги, конечно, не дошло, но вот боулинг привел в восторг. Так что через три дня нашего путешествия по лабиринтам пятизвездочного Silence Park нам уже совсем не хотелось менять место дислокации и переезжать в Белек.
Уютный респектабельный белекский отель IС успокоил. Компактный холл. Тишина. Шикарный вид из окна и возможность услышать шум прибоя, даже сидя на балконе. Конечно, здесь больше семейных пар. Конечно, в лобби-баре у каждого свой любимый столик, до которого, однако, обязательно дотянутся два чернокожих американца, призванных веселить заезжую публику в этом сезоне. Они действительно забавны, как и пожилые немцы, танцующие под губную гармошку. Позитивная картинка с привкусом какой-то грусти, однако. За своих стариков-победителей... Но это уже определенно другая история, не связанная с отдыхом в Турции.
Здесь же на нас, туристов, делаются большие ставки. И небезосновательно. В Турцию едут. В Турцию возвращаются. Государство считает развитие туризма своим приоритетом. Сегодня в шести основных курортных зонах турецкого побережья — Анталии, Кемере, Белеке, Сиде, Алании и Мармарисе — ежегодно принимают отдыхающих около 300 отелей. Мега и мини, эксклюзивные, базовые и клубные, высокий класс, средний и эконом... На любой вкус и по любой цене.
Сегодня турецкое направление — одно их самых освоенных. И если туры на новые направления в Египет, Испанию, Италию или Грецию тот же ANEX TOUR оценивает в 1500—1600 долларов за неделю на человека, то в пятизвездочном Silence Park бывают времена, когда там можно отдохнуть за 190 долларов (!) в неделю. Конечно, не в августе. Но и не в феврале.
Отели в Турции растут как грибы. Конкуренция выражается в борьбе оригинальных предложений. Как в цене, так и в качестве отдыха. На рынке работают в основном местные инвесторы, так как государство предоставляет им большие льготы. Имеется в виду и земля в аренду на сорок лет, и кредит — на десять. Большинство отелей функционируют круглый год. Около 600 футбольных команд со всего мира проводят здесь свои зимние сборы. Развивается деловой и бизнес-туризм. В итоге наполняется государственная казна.
Однако Турция, похоже, так увлеклась своим курортным приоритетом, что наметился некий диссонанс между спросом и предложением. Туристическую инфляцию, связанную с «перетеканием» отдыхающих из европейских стран в Испанию и другие новые направления, не перекрывают даже бурные туристические волны из России и Украины (ежегодно количество отдыхающих из этих стран увеличивается практически вдвое). Но и в этой ситуации турецкие туркомпании, ожидая возвращения сытой Европы, времени даром не теряют — поближе знакомятся с «характером» товарищей из СНГ. Как по мне, то самое показательное даже не то, что нам еще долго культурно образовываться в формате «все включено» (сладко сопящие на мягких диванах подвыпившие граждане порой изрядно портили общую картину), а социальный срез посещающих лазурное побережье. Ведь если у россиян это в основном представители среднего класса, то украинцы по-прежнему или шикуют на полную, или скромничают до нельзя. Турки, списывая сие обстоятельство на состояние экономики нашей страны, все-таки питают скромную надежду на скорое рождение среднего класса и в Украине.