Что из новогодних подарков пользуется наибольшим спросом в нынешнем сезоне?
Хотя приближающаяся дата навевает сильное желание дарить что-то круглое и с тремя нулями, тем не менее всяческая дребедень, пусть даже и с юбилейной символикой, особого ажиотажа не вызвала. Хотя логомания, похоже, стала сейчас одним из самых навязчивых состояний. Сувенирная упаковка носовых платков с вензелями ведущих домов моды по стоимости может слегка превосходить песцовую шубку с китайского рынка, и тем не менее, как показывают социологические опросы, многие, даже не обеспеченные в достаточном количестве шубами, делают выбор именно в пользу носовых платков. Правда, существует неплохой способ борьбы с данным социальным злом. Предприимчивые бизнесмены (естественно, в первую очередь западные), учитывая, что дарить действительно ценные вещи с действительно ценной отметиной по карману лишь очень немногим, а топики «от Кельвина Кляйна» с оптового рынка под новогодней елочкой мало у кого способны вызвать ощущение эпохального новогоднего подарка, предлагают украшать доступные добротные вещи монограммами их будущих владельцев. Банное полотенце, футляр для очков, изящная косметичка или даже ручка с нанесенными на них инициалами одариваемого сразу же превратятся из ширпотреба в нечто совершенно особенное.
Впрочем, мир в канун юбилейного Рождества страдает не только логоманией, но и техноманией. И тут домашними заготовками вряд ли можно будет обойтись. Наручные часы с мобильным телефоном, активируемые голосом и способные озвучивать приходящие по электронной почте послания, проигрыватели мини-дисков с непосредственным подключением к Интернету, «умные» микроскопы, позволяющие не только увеличивать рассматриваемое, но и при помощи компьютера производить с трехмерной моделью изучаемого предмета любые операции… А всего лишь за 99 долларов 95 центов можно приобрести программу, которая при помощи видеокамеры введет в компьютер ваше собственное изображение, и уничтожать виртуальных врагов будет супергерой с такими льстящими самолюбию чертами…
Бум потребительства - вещь для развития экономики, без сомнения, крайне необходимая. И все же, шелестя оберточной бумагой и вычеркивая из длиннющего списка очередные пункты, не стоит забывать, что вообще-то заготовка подарков - это не так страшно, как кажется, если научиться вовремя расслабляться и не противиться получению удовольствия…
Весь мир не очень медленно, но очень уверенно погружается в сумасшествие предновогоднего приобретательства. Одни только американцы, и в этой области галопирующие впереди планеты всей, выбросят накануне Рождества несколько миллиардов долларов. Конечно, некоторые из них по старинке отправятся бродить по магазинам, прежде всего для того, чтобы сбросить несколько килограммов лишнего веса. Зато остальные усядутся перед экранами мониторов и начнут исступленно клацать клавишами, сканируя виртуальный мир в поисках мечты своего детства. В прошлом году американцы на предновогодние покупки в режиме on-line потратили 1,5 миллиарда долларов, а в этом году аналитики предсказывают рекордные 4 миллиарда. И это все при условии, что только четверть всех американских домовладельцев имеют доступ в Интернет.
В Европе размах этого стихийного бедствия носит гораздо более скромный характер, однако и здесь виртуальные покупки становятся все более распространенными. По крайней мере спрос на эту услугу существует огромный. Лишь немногие фирмы пока еще рискуют выставлять свои товары на веб-сайтах, и скорость, с которой эти товары раскупаются, заставляет предпринимателей не жалеть усилий для освоения нового, практически не ограниченного рынка сбыта.
Конечно, трудностей на этом пути преодолеть предстоит еще очень и очень много. Причем если технологические проблемы, связанные с чрезмерной перегрузкой сайтов, компании уже практически научились решать, то вопросы своевременной доставки, а также порядок предъявления рекламаций со стороны неудовлетворенных покупателей пока еще остаются достаточно скользкими местами. И именно новогодний марафон станет самым суровым испытанием на прочность всей системы виртуальной торговли. Международная ассоциация потребителей уже предприняла попытку проверить надежность этой системы в 17 европейских странах. В результате из 151 предмета, включая шампанское, куклу Барби, детские словари и кашемировые свитера, 12 вообще не были доставлены заказчику, а шампанское прибыло с опозданием в месяц и вместо Нового года попало на стол в день Святого Валентина. Поэтому сейчас европейские страны максимум усилий прикладывают не к решению технологических аспектов электронной коммерции, а к развитию службы доставки и защиты потребителей. С этой целью усилиями 19 европейских стран создается служба срочной доставки Euro Express, а также вводится унифицированная форма бланка заказа, в которой будет предусмотрена ответственность фирмы перед клиентом. В Америке объем покупок по Интернету, а, следовательно, и объем доставки только за последний год утроился и достигает сейчас 12 миллиардов долларов. В Европе этот показатель, удвоенный за последний год, составляет всего лишь 2 миллиарда долларов. При этом в Штатах сейчас ежедневно доставляют 2,9 миллиона заказов в день, а в 2003 году собираются подобраться к величине в 6,5 миллиона. Перспективность развития этого направления ни у кого не вызывает сомнения, и даже в самых бедных странах Азии и Африки уже предпринимаются значительные усилия для того, чтобы успеть овладеть этим огромным рынком. Возможно, сразу после этого очередь дойдет и до нас…
Впрочем, до ближайшего Нового года это нам в любом случае не светит. Так что подарками придется запасаться дедовским методом.