Говорят, от сумы да от тюрьмы не зарекайся.
Но если уж так случилось, что человек оступился, неужели единственный вариант наказания - лишение свободы? "Срок за решеткой - это черная метка, которая ломает судьбы людей", - говорит осужденный за драку 24-летний Олег. "После выхода из колонии я больше всего боюсь, что люди будут меня остерегаться, на мне так и останется клеймо "зэк", - рассказывает осужденный за кражу 34-летний Владислав. - Многим просто не к кому обратиться за помощью. Я очень рад, что есть такая возможность, как пробация: найти себя, выйти из этого состояния, положения". Это отрывки из историй, записанных для национальной фотовыставки "Пробация. Возможности для изменений".
Реформа пробации - часть изменений в пенитенциарной системе Украины. Закон Украины "О пробации" определяет: пробация - это система надзорных и социально-воспитательных мероприятий, применяемых, по решению суда и, соответственно, согласно закону, к осужденным; исполнение определенных видов уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, и обеспечение суда информацией, характеризующей обвиненного. Следует заметить, что речь идет лишь о преступлениях небольшой и средней тяжести.
Итак, система пробации работает в трех направлениях. Прежде всего, это наказание без лишения свободы. Однако есть важный нюанс. Пробация - это не возможность избежать наказания за преступление. Введение пробации означает, что как только суд назначает для правонарушителя наказание без лишения свободы (например, условный срок, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, общественные или исправительные работы и т.п.), тот автоматически становится клиентом системы пробации. И уж тогда органы пробации ведут его, осуществляя надзор и предоставляя поддержку и консультации.
"Поддержка и консультации, - говорит руководитель Центра пробации Олег Янчук, - это оценка личности правонарушителя с помощью специального инструмента оценки рисков совершения повторного уголовного правонарушения, определение факторов риска, влияющих на такое поведение, и мер, которые могут их устранить, составление на основании этого индивидуального плана работы с субъектом пробации, поиск организаций, которые могут содействовать проведению таких мер или предоставлению услуг, периодическая оценка успешности мер и их корректировка, новое оценивание, реализация пробационных программ, если такая обязанность возложена на субъекта пробации. И все это, от оценки и до реализации индивидуального плана, в сотрудничестве с субъектом апробации, вместе с мерами по его мотивации к изменениям!"
Сотрудничество службы пробации с потенциальным клиентом начинается еще на этапе судебного расследования. Поскольку именно эти службы составляют досудебный доклад об обвиняемом, изучают личность (характеристики, условия жизни и т.п.) и на основании этих данных дают предложения суду по виду наказания нарушителя закона - должно оно быть с изоляцией от общества или без нее.
Еще одно направление работы системы пробации - помощь в решении вопросов социальной адаптации тем, кто готовится к освобождению из мест лишения свободы.
Кстати, реформа пробации началась в Украине еще в 2002 г. И лишь в 2015-м приняли Закон "О пробации". Украинские специалисты изучили опыт более 10 стран, европейские правила пробации, принятые Комитетом министров Совета Европы в 2010-м. Поддерживали украинцев в этом правительство Канады и канадская организация Agriteam Canada.
"Канадская система пробации - одна из старейших в мире. Она существует более ста лет, конечно же подвергшись ряду реформ. Методология работы базируется на сборе данных и многолетних криминологических исследований", - отмечает региональный директор Agriteam Canada в Украине Тания Санфорд Аммар.
По данным Государственного учреждения "Центр пробации", ныне в Украине реализуется шесть международных проектов для развития системы пробации - с Канадой, Норвегией, Нидерландами, Советом Европы и ЕС.
К настоящему моменту в нашей стране создано Государственное учреждение "Центр пробации", которому подчиняются 24 региональные филиала в каждой области и 560 подразделений органов пробации по всей стране.
Каковы ожидаемые плюсы от внедрения пробации?
Социальный. Известно, что пребывание человека в местах лишения свободы является едва ли не наиболее экстремальной и кризисной ситуацией, в которую можно попасть. Исправительные колонии зачастую не исправляют человека, а, наоборот, еще больше калечат. Поэтому наказание лишением свободы следует применять лишь как крайнее средство влияния, когда преступник представляет собой опасность для общества, считают авторы реформы. В остальных случаях правонарушитель должен оставаться в обществе. За счет этого повысятся его шансы на исправление, ведь сохранятся социальные связи осужденного, и он сможет избежать влияния уголовной среды. А общество будет ограждено от повторных преступлений.
"Общины должны быть заинтересованы в том, чтобы их член, согражданин, не совершил правонарушения, - говорит заместитель министра юстиции Денис Чернышов. - Пенитенциарная система должна обеспечивать повышение уровня безопасности общества через исправление и ресоциализацию правонарушителей. Исправление - прерогатива и задача органов пробации. Община же должна активно приобщаться к ресоциализации, воспринимая такое лицо как полноправного ее члена. Работу с правонарушителем будет координировать система пробации, с помощью специальных методик и инструментов. Но община должна идти навстречу, предоставляя органам пробации ресурсы для работы с правонарушителем".
Для самого осужденного пробация - это шанс на справедливое наказание, возможность измениться, сохранить при этом семейные связи, работу, жилье. А для тех, кто отбыл наказание и вышел из мест лишения свободы, пробация - поддержка в период адаптации.
По данным Минюста, ныне в местах лишения свободы отбывают наказание 37 тысяч человек, почти половина из них - осужденные не впервые. "Это свидетельствует о том, что такой вид наказания не всегда эффективен, - отмечают в ведомстве в ответ на запрос ZN.UA. - На пробации мы наблюдаем иную тенденцию: за нынешний год по учетам прошло 84 688 человек, и лишь 1044 (1,3%) совершили новое преступление". По данным мониторинга ювенальной пробации, с которой, собственно, и началась реформа в Украине, в 98% случаев работы с несовершеннолетними, прошедшими пробацию, не было повторных правонарушений.
Экономический плюс. По данным Минюста, содержание осужденного в местах лишения свободы обходится государству в 10–12 раз дороже, чем пребывание на пробации. Кроме того, правонарушители, проходящие пробацию, могут работать на пользу общины, платить налоги и возмещать причиненный преступлением ущерб. "Как с экономической, так и с социальной точки зрения система пробации - более перспективна, но при условии, что она работает эффективно и опирается на понимание и безусловную поддержку общины", - считает Денис Чернышов.
В отличие от других, реформа пробации проходит почти незаметно, без огласки и ажиотажа. Однако есть несколько вопросов, обсуждаемых в профессиональных кругах. Мы попросили Олега Янчука прокомментировать их.
- Пробация - не нововведение, а лишь иное название системы наказаний, не имеющих силового характера и не связанных с лишением свободы. Все это уже было.
- До введения пробации в Украине существовала система исполнения наказаний, альтернативных лишению свободы, и ее обеспечивала уголовно-исполнительная инспекция. Эти нормы существуют в законодательстве и сегодня, и они являются частью пробации, но теперь имеют иное содержание. Оно касается и новых полномочий, и иной философии работы с правонарушителями, ориентированной на обеспечение баланса между исполнением приговоров суда, интересами общины и нуждами правонарушителя. Абсолютная новация - то, что досудебный доклад, который теперь готовят органы пробации, является составляющей уголовного процесса, а работник пробации - стороной уголовного производства.
Раньше осуществляли лишь контроль над тем, как осужденный выполняет установленные законом правила и нормы, и реагировали на нарушения. Теперь пробационный надзор предполагает еще и поддержку и консультации осужденного, "направленные на изменение его личности и обстоятельств жизни".
До реформы уголовно-исполнительная инспекция не имела полномочий посещать осужденных, привлекать к работе с ними волонтеров на официальных началах, а также работать с осужденными, которые готовятся к освобождению.
- На кого возлагается задача осуществлять пробацию? Если на уголовно-исполнительные инспекции, то они реформировались или остались в том же виде, в котором были?
- Реформа пробации происходила в несколько этапов. Год назад было создано Госучреждение "Центр пробации", в составе которого функционирует 560 уполномоченных органов (3,4 тысячи работников). На сегодняшний день мерами пробации обеспечиваются до 56 тыс. осужденных. В общем, на протяжении года по учету проходят около 150 тысяч человек (в частности - за прошлый год).
Уголовно-исполнительную инспекцию в рамках реформы ликвидировали. Но если обратить внимание на приведенную выше статистику, становится понятно: быстро набрать и обучить свыше трех тысяч работников нереально даже за год. Кроме того, никто, ожидая создания апробации, не остановит совершения уголовных преступлений, вынесения приговоров, которые нужно исполнять и за неисполнение которых предусмотрена уголовная ответственность. С другой стороны, никто не будет финансировать из госбюджета структуру, которая несколько лет будет только разрабатывать инструменты пробации и обучать персонал. Так что для запуска Минюст сделал ставку на кадровый потенциал уголовно-исполнительной инспекции, который имел опыт хотя бы в одной из функций пробации - исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы (хотя некоторое количество работников уже имели и новые знания, приобретенные во время пилотных проектов).
- Одно из направлений пробации - подготовка социально-психологической характеристики обвиняемого. А если обвиняемый подросток, то и рекомендации относительно мер, направленных на минимизацию риска повторного осуществления правонарушения, должны быть соответствующими. Хорошая идея, но кто это будет делать, в чьих руках окажется судьба подсудимого - инспектора, который уже много лет работает в системе? Где гарантия, что это не будет формальностью? Что у офицера нет профессионального выгорания? Не откроет ли это дополнительные возможности для коррупции, ведь от рекомендаций офицера-инспектора будет зависеть приговор суда?
- На этот вопрос есть четкие ответы в законодательстве: досудебный доклад не может быть доказательством вины, так и написано в Уголовном процессуальном кодексе. Судьба обвиняемого находится лишь в руках суда и правосудия, которое в нашей стране, согласно Конституции, является независимым. Решение суда не может зависеть от мнения пробации. В законе записано, что суд принимает досудебный доклад во внимание.
По данным Минюста, в 20,9 тыс. досудебных докладов (77%) органы пробации дали вывод о возможности исправления обвиняемого без изоляции от общества. В 88,9% случаев мнение суда и органов пробации совпало. В том числе и благодаря досудебным докладам около 7,2 тыс. обвиняемых отбывают наказание без лишения свободы.
Что касается риска коррупции, то он есть во всех сферах, а не только в пробации. Для этого в государстве выработано соответствующее законодательство и система выявления и противодействия коррупции. "За время функционирования органов пробации случаев открытия производства за коррупционные правонарушения против персонала пробации при составлении досудебных докладов у нас не было", - подчеркивает директор Центра пробации.
- Законность и объективность оценок и выводов органов пробации будет проверять прокуратура. Но в судебном процессе она является стороной обвинения, что может повлиять на объективность инспекторов, осуществляющих пробацию. Не будут ли органы пробации готовить выводы и характеристики относительно подсудных по телефонному звонку из прокуратуры?
- Прокуратура не будет влиять на выводы органов пробации. Во-первых, потому, что проверяет исполнение пробацией норм закона, а не содержание докладов, оценок и выводов. Такие полномочия - в компетенции работников Центра пробации. Во-вторых, деятельность органов пробации проверяет специальная прокуратура, а не прокуроры, выполняющие функцию поддержки гособвинения.
Не следует скрывать, что такие споры иногда происходят с работниками прокуратуры, но эти вопросы мы решаем рационально. Академия прокуратуры приглашает наших специалистов участвовать в учебных мероприятиях с прокурорами, в прошлом году даже организовала межведомственный круглый стол по обсуждению проблемных вопросов подготовки досудебного доклада. Мы предоставляем прокуратуре наши информационно-методические материалы. Нередко совещаемся по проблемным вопросам практической деятельности со специалистами Генпрокуратуры, согласовываем позиции, направленные на совершенствование деятельности в вопросах, по которым у нас есть общий интерес, вырабатываем общие предложения по изменениям в нормативной базе.
"В Украине уже несколько лет продолжается реформа пенитенциарной системы. Считаю, что были достигнуты значительные успехи в популяризации альтернативных лишению свободы наказаний и мер, - подчеркивает Тания Санфорд Аммар.- Это приближение к западным, европейским ценностям: мы стараемся исправить и ресоциализировать человека, а не только наказать его. Считаю, что Украина сделала много важных шагов в этом направлении. Конечно, многое еще надо сделать. Положительным является то, что система пробации в Украине создана: у нас есть необходимые законы, отработаны модели работы, утверждены пробационные программы. Пока что важно обеспечить использование всеми участниками системы уголовного правосудия имеющихся в них инструментов".
Насколько эффективной будет реформа пробации, покажет время. Сейчас по городам Украины путешествует национальная фотовыставка "Пробация. Возможности для изменений". Для нее были отобраны успешные истории клиентов пробации, которым она помогла измениться и начать новую жизнь. Цель фотовыставки - привлечь внимание общества к преимуществам службы пробации. Экспозицию подготовил Проектный офис по вопросам пробации, работающий при Минюсте, при поддержке министерства иностранных дел Канады. Через несколько дней выставка откроется в Киеве.