Бывший президент Польши Лех Валенса обиделся на Нобелевский комитет, не наградивший в нынешнем году премией Мира Иоанна Павла ІІ, и назвал это решение несправедливым. Я, честно говоря, негативных эмоций не почувствовал. Даже наоборот. Нобелевская премия Мира имеет значение, только когда выглядит поддержкой, демонстрацией уважения к людям, которые рискуют, защищая гуманистические ценности. Именно такой была в свое время премия, полученная Лехом Валенсой, лидером запрещенной и затравленной, но неумирающей «Солидарности». Именно такой была Нобелевская премия академика Андрея Сахарова — в Советском Союзе этой наградой гордились даже люди, далекие от критического отношения к умирающей системе. И именно такой является награда иранской правозащитницы Ширин Эбади — неудивительно, что официальный Тегеран не осмелился это награждение осудить, что само по себе уже неплохой симптом. Можно ли представить, как представитель советского МИДа приветствует премирование Андрея Сахарова?
А Нобелевская премия Мира, которой награждают государственных деятелей, выглядит иначе. Ее столько раз вручали людям, вся будущая деятельность которых только девальвировала награду, что Папе эта премия не очень нужна. Возможно, это Иоанн Павел ІІ нужен Нобелевскому комитету. Но отнюдь не наоборот. И вообще — что означает награждать какими-то отличиями человека такого масштаба, человека, которому удалось самим фактом своего существования в этом мире поддерживать у нас моральный стержень. Ведь Папа — это не кандидат на премию, не политический деятель, не государственник... Он — явление. По крайней мере в моем восприятии, далеком от католического увлечения. И я знаю, что именно так его воспринимают многие люди иных верований и конфессий. Ибо каждый может себе представить, как трудно оставаться человеком на этом престоле. И именно поэтому некорректно акцентировать внимание на религиозном консерватизме Иоанна Павла ІІ или его моральных позициях, которые могут кому-то показаться анахроническими. Да, скажите себе, что он несовременен: таким несовременным мог бы быть ваш дедушка, недаром проживший свою жизнь... Любили бы вы тогда его меньше? И к тому же, не эта ли верность принципам позволяла Папе совершать поступки еще до сих пор неоцененного исторического веса, идти в православные церкви, в синагоги и мечети — и оставаться собой в этих невероятных для его предшественников духовных путешествиях. И самим фактом своего существования противостоять процессам уничтожения всего человеческого, что делалось в социалистических странах... Одной наградой больше, одной меньше — что из того? Мы уже награждены — что являемся его современниками...