ОЧАРОВАННЫЕ БЕРЕСТОЙ

04 июля, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск № 25, 4 июля-11 июля 2003г.
Отправить
Отправить

Со своим будущим мужем, Валерием Вовченко, Елена познакомилась на первом курсе педагогического института...

Со своим будущим мужем, Валерием Вовченко, Елена познакомилась на первом курсе педагогического института. Они жили в одном общежитии, часто встречались на студенческих собраниях, вечеринках. Сдержанный, немногословный юноша поначалу не произвел на нее особого впечатления: на курсе училось много талантливых, интересных людей. Будущие педагоги пели, играли на разных инструментах, писали музыку, стихи... Все изменилось, когда однажды она увидела в руках Валерия кусок бересты. Юноша водил по неровной, сучковатой коре кистью, словно по холсту, создавая удивительный по красоте рисунок. Это так поразило Лену, что она решила поближе познакомиться с симпатичным студентом. Не прошло и года, как они сыграли свадьбу. И сегодня оба убеждены: именно береста помогла им заметить друг друга и соединить судьбы.

В общежитии все однокурсники знали комнату супругов Вовченко: ее отличительной особенностью было множество разных поделок из березовой коры. Правда, были они не очень умелыми, но зато украшали студенческий быт. После учебы ребята вернулись в родную Белую Церковь, стали работать в местном профессионально-техническом училище. Елена руководила хоровым коллективом, Валерий преподавал трудовое воспитание, информатику, черчение. Ребята гурьбой ходили за новыми учителями. Особенно нравился им Валерий: в училище всегда не хватало мужчин, а тут вдруг появился молодой, энергичный, да еще и мастер на все руки! Оба с головой ушли в преподавательскую деятельность, а о своем «берестяном хобби» на время пришлось забыть. Скоро родился их первенец, Богдан. Малыш появился на свет недоношенным, весил меньше двух килограммов. Прогнозы врачей не утешали, молодую мать готовили к самому худшему. Но Лена не хотела сдаваться и никого не слушала. Уговаривала медсестер пропустить ее к сыну, лежащему в отдельном боксе, часами стояла рядом и уговаривала его: «Ты — мой Шварценеггерик, ты — мой Ван Дамм, ты — самый сильный, самый крепкий! Ты справишься, держись, мой малыш!» Богдан выжил, но вскоре последовал еще один удар: врачи поставили мальчику диагноз «детский церебральный паралич». Мальчик мог ходить, но правая рука и нога действовали плохо, реакция оставалась замедленной. Чтобы ухаживать за сыном-инвалидом, Лена окончила курсы медсестер, сама делала ему массажи, закаливала. Работу ей пришлось оставить: упорные занятия с ребенком отнимали все силы и время. Чтобы обеспечивать семью, Валерий вечерами подрабатывал еще и охранником. И в то тяжелое время руки ее, будто сами собой, потянулись к ящичку, где лежала береста. Само прикосновение к березовой коре успокоило, сняло стресс и усталость. Прежде Лена лишь смотрела, как рисует муж, теперь появилось желание сделать это самой. Если удавалось выкроить несколько часов ночного сна, использовала их, чтобы овладеть секретами ремесла.

— Береста меня словно завораживала. Ведь каждый кусочек коры неповторим: разная фактура, цветовая гамма… Я могла подолгу смотреть на них, поворачивать разными сторонами — и вдруг сквозь сучки, пятна и шероховатости явственно проступали очертания церкви, диковинный зверь или лицо человека, — вспоминает Лена. — Береста сама диктовала мне тот или иной рисунок. Оставалось несколькими прикосновениями кисти доделать картину. Но это оказалось не так просто: обычные краски здесь не подходят. Они не держались на коре, просто скатывались каплями, а от рисунка не оставалось следа. Купить специальные материалы тогда не было возможности, поэтому мы почти целый год экспериментировали с разными красками, смешивали их, стараясь найти оптимальный для бересты состав. Как ни странно, тяжелые условия лишь раззадорили нас, подтолкнули фантазию: мы перечитали массу специальной литературы об этом промысле, познакомились с несколькими местными мастерами, которые помогли советом. Мало-помалу освоили разные технологии росписи.

Долгое время творческий процесс происходил на кухне: другого свободного места в квартире Вовченко просто не было. Молодые супруги жили вместе с мамой Валерия. Конечно, тесновато, особенно когда появился второй сын, Роман. Родственники мужественно терпели мусор от коры, пыль и все же порой недоумевали: «Стоит ли тратить столько времени и сил на вещи, которые не приносят дохода?» На свои поделки супруги Вовченко долгое время смотрели как на хобби, щедро раздаривали их друзьям и знакомым. Мысль о том, чтобы попытаться их продать, даже не приходила в головы. Работали просто для удовольствия. Все решил случай: несколько картин Валерия попали на выставку в Германии, где их тут же купили. А вместо гонорара молодым авторам привезли… ящик соков! Они были безумно рады такому подарку, ведь витамины тогда были в дефиците, да и не по карману. Потом знакомая, работающая в художественном салоне, уговорила их показать свои работы. Ребята до сих пор вспоминают, как впервые получили деньги за две проданные картины. И купили на них самое необходимое на тот момент — два килограмма яблок и пододеяльник. Но главное даже не в деньгах: оба были горды тем, что их труд оценили. Очень скоро их стали приглашать на выставки, не только в Украине, но и за рубежом.

— Я долго сомневался, стоит ли бросать работу в училище и с головой уходить в творчество? — говорит Валерий. — Все же преподавательская деятельность дает какую-то стабильность, к тому же мне очень нравилась работа с детьми, я считаю себя педагогом по призванию. Но с другой стороны, у нас обоих почти не оставалось времени на творчество, а труд берестянщика очень кропотлив… Все мои сомнения развеял эпизод в Твери — там проходила выставка моих работ. Ко мне подошла старушка и попросила разрешения просто дотронуться до картины. Долго стояла, приложив к ней ладонь. А потом сказала: «Спасибо тебе, сынок, после твоих картин я раздумала умирать. Захотелось жить дальше». Люди тянутся к нашим работам, потому что здесь соединяются природа и творчество. Именно поэтому наши картины им близки и понятны. И я принял решение сосредоточиться на бересте.

Не будет преувеличением сказать, что треть жизни семьи Вовченко проходит на природе. Недавно их сыновья, Роман и Богдан, написали в школьных сочинениях, что ходить в лес — семейная традиция. Во-первых, необходимо запастись сырьем для картин. А найти нужное дерево — настоящее искусство. Прежде всего, никогда нельзя снимать кору с живой березки! Дерево должно упасть и пролежать как минимум год, тогда прослойка между корой и древесиной перегнивает, и бересту легко снять. Разумеется, сами супруги Вовченко деревьев не рубят — ищут поваленные, срубленные. В этих поисках исходили уже всю Киевскую область. Как правило, сначала на разведку отправляется Валера, он ходит быстро, жене за ним не угнаться. Может бродить по лесам целыми сутками и не устает, даже забывает о времени. Иногда возвращается глубокой ночью, счастливый, и объявляет: «Нашел интересное дерево, завтра идем смотреть вместе!» Обоим случается в день проходить более десяти километров. Но это ерунда, если долгие поиски увенчиваются успехом и они находят «свое» дерево. Бывает, кора очень красивая, фактурная, но сыровата — тогда ждут несколько месяцев и периодически «навещают» дерево, разговаривают с ним: «Здравствуй, березка! Не пора ли тебе в нашу мастерскую? Нет, кора еще не высохла, надо подождать. Что ж, придем попозже. До свидания, березка».

— Самое тяжелое для нас — видеть, что кора срезана с живой березы, — признается Валерий. — Это как нож по сердцу! Даже ради самой красивой картины нельзя заставлять страдать дерево. Природа не терпит неуважения к себе.

Первое время супруги подписывали свои работы «Елена и Валерий Вовченко». Но сейчас работают обособленно. У каждого свой стиль. У Валерия более прагматический подход: обычно он уже в лесу, снимая бересту, четко видит картину, которую нарисует на ней. А Лена более эмоциональна, может несколько месяцев пытливо всматриваться в причудливый узор на коре и фантазировать — что же лучше изобразить. Однажды увидела лицо двухлетнего сына Романа… Ее возмущает то, что многие относятся к коре как к обычному сувениру. Береста имеет и самостоятельную художественную ценность. Лена показывает мне несколько кусочков коры. На одном — темные пятнышки, словно маки в огороде. На других — мартовские коты с длинными хвостами, старое дерево белого цвета. Оказывается, эти рисунки — не рукотворные, именно так выглядела кора, когда ее нашли. Природа сама создает изумительные узоры. Бывает, «художественно» поработал жук. Бывает сучки расположены столь своеобразно, что из их сочетания явственно проступает контур лошади с растрепанной гривой. У Елены собралась уже целая коллекция таких «нерукотворных рисунков» на бересте. Их безыскусственность, бесхитростность завораживают.

Среди самых горячих поклонников творчества Елены и Валерия очень много детей и подростков. Они всегда с удовольствием реагируют на необычный природный материал. Кстати, не только на выставках. Лену часто приглашают вести художественные кружки в школах, училищах. Работа с природными материалами будит фантазию, тренирует глазомер, пробуждает любознательность. У бересты особая энергетика, снимающая головную боль, дающая заряд бодрости. Вполне возможно, что и ее сыну Богдану помогла береста: недавно его самочувствие улучшилось до такой степени, что врачи даже сочли возможным снять группу инвалидности. Богдану сейчас уже девять лет, вместе с Романом, который младше его на год, они учатся в одном классе обычной школы и неплохо успевают. Правда, Богдан все еще ходит прихрамывая, к тому же правая рука плохо работает. Но мальчик научился писать левой рукой. Его упорство и трудолюбие — от родителей. Хотя ни Елена, ни Валерий никогда не читали детям нравоучений, просто оба сына с детства видели, как родители относятся к своей работе. Они постоянно в поиске, постоянно экспериментируют: то покрывают бересту красками, то меняют цвет, снимая с коры слой за слоем. И могут говорить о ней часами.

Материально этой семье и сейчас живется не очень легко. Их не обошли стороной тяготы быта, проблемы со здоровьем близких и другие беды. И все-таки в их небольшой квартире царит удивительная атмосфера творчества, оптимизма, любви и веры в собственные силы. Елена и Валерий с надеждой смотрят на подрастающих сыновей: возможно, они когда-нибудь продолжат их дело. А почему бы и нет? Ведь когда-то существовали целые династии мастеров — художников, скульпторов, кожевников, ювелиров. Они хранили традиции, секреты ремесла, оттачивали его веками. Возможно, с их легкой руки и в Белой Церкви появится новая династия художников-берестянщиков.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК