О ритуальном характере политических разногласий

Поделиться
Говорят, что история повторяется, но уже в виде фарса. Миф, кстати, тоже. Как и любое другое явление, ...

Говорят, что история повторяется, но уже в виде фарса. Миф, кстати, тоже. Как и любое другое явление, он может становиться неотъемлемой частью нашей реальности, вследствие чего кажущаяся чистейшим вымыслом мифологическая история способна видоизменить действительность под потребности своего специфического сюжета.

Взять хотя бы возобновившийся цикл передач известного журналиста Савика Шустера («Шустер Live», телеканал ТРК Украина) и иже с ним подобных ток-шоу, где представители различных политических сил (так и хочется написать — поливают друг друга грязью, обвиняя противоположный политический лагерь во всех возможных грехах) рисуются друг пред другом и перед народом, впадая в своеобразные экзальтацию или транс. Внезапно возникающую враждебность на публике и приятельско-товарищеские отношения за пределами пытливого взгляда электората с удивлением отметила народный депутат от Партии регионов Анна Герман. Она сказала, что во время обычного, без телеобъективов, разговора с каждым отдельным народным депутатом можно договориться, найти общий язык, выработать общую точку зрения, просто удостовериться, что перед вами стоит рационально мыслящий человек. Но стоит депутату оказаться лицом перед телекамерами или микрофонами журналистов, как он почти сразу начинает очернять соперничающую с его партией политическую силу. Подобное раздвоение личности и несоответствие поведения в разных ситуациях недостаточно назвать простой непоследовательностью или даже паранойей. Все-таки мы не раз имели возможность удостовериться в обратном: депутаты обладают завидным здравомыслием, сообразительностью, а некоторые из них являются носителями цепкого ума и ястребиной наблюдательности.

Подобное «раздвоение» — как поведенческое клише, как некая норма общения — характерно шаманам и шаманской практике. Речь идет об измененном состоянии сознания, по своим качествам да и назначению довольно далекому от обыденного. Задачи подобного, «порогового» (как называют ученые) состояния мышления — не вести диалог, не спорить, не доказывать, используя неоспоримые факты, не отталкиваться в своих доводах от противного, не логически убеждать, а сделать себя открытым для «информации» из совершенно других, не находящихся в реальной действительности информационных сфер. То есть посредством определенных каналов восприятия соединить свое сознание со страной духов, местом обитания умерших предков, Космическим разумом, ноосферой, Атманом — называть можно по-разному. Если же шаман не способен впасть в экстатическое состояние, чтобы оправдать свой вид деятельности, он просто делает видимость, что сейчас его разум находится далеко, по ту сторону обычного восприятия.

Подобные «споры» в нашей стране между политическими силами идут не один год. Некоторые даже гордятся — видите, у нас свобода слова. По логике вещей, по закону эволюции, самого скромного перехода количественных накоплений в качественные и пусть черепашьего, но приближения прогресса, эти «споры» должны к чему-то приводить. И именно в политической сфере — видоизменять политический климат в стране, усовершенствовать самих народных избранников, пропускать их через определенный природный (наше уважение или порицание) отбор, делать общество и власть более прозрачными. Однако на самом деле на ток-шоу перед телеобъективами во все уголки нашей страны транслируется информация, что депутат или член правительства в данный момент поступают чисто ритуально и искренне или намеренно воспроизводят перед публикой измененное состояние сознания, а также архаическую форму поведения человека, принимающего участие в обряде умножения плодородия либо же в обряде сохранения силы (обычно мистической) за той или иной группой людей, членом которой он является. В давние времена такой группой было племя или крестьянская община, сейчас — политическая сила.

Странно, но в обществе поголовной грамотности и поголовной, хотя и псевдо, но образованности, серьезные люди делают ставку только на устное убеждение, достоверность которого, в преобладающем количестве случаев, невозможно проверить. Прозрачности операций любых видов деятельности как власть имущих, так и политических сил в нашей стране почти не существует. Подобный вид ток-шоу, повторяющийся каждую неделю, а не перед выборами или важными этапами в жизни государства, возможен только в чисто фольклорном, по сути мифологическом обществе, где как некое откровение или долгожданная дорогая информация выступает простая уст­ная речь (почти всегда экспромтом) представителя парламента или власти. Вот выступающий на ток-шоу и впадает в своеобразный транс, и именно по этой причине его поведение, как заметила Герман, выглядит странным. Представим себе, что все, что пытаются обсуждать на ток-шоу, уже выложено хотя бы в малотиражной районной газете в виде документа — вся подноготная, каждая потраченная копеечка, детально описана персональная судьба каждого депутата, вплоть до того, каких книг он не читал, хотя обязан, коль занимает такое высокое общественное положение. Интересоваться его выступлением будет только тот, кто профессионально изучает проявления уст­ной речи в той или иной социальной среде, либо тот, кто тоскует по живому устному слову, особенно слетающему с губ человека, имеющего высокое общественное положение.

С другой стороны, поскольку депутаты сразу после окончания ток-шоу начинают вести себя совершенно иначе, и их враждебность друг к другу как ветром сдувает, следует понимать их поведение перед телеобъективами как своеобразное камлание, взывание к потусторонним силам, происходящее в форме хулы политических противников. И что самое интересное, запредельем, потусторонним миром, мистической силой, к которой обычно обращается во время транса выступающий, становится народ Украины, точнее, телезрители. Фарс, то есть извращение мифологического сюжета, состоит в том, что народ на время ток-шоу для власть имущих становится сферой, емкостью, в которой обитает мистическая сила, а сами они начинают бессознательно ассоциировать себя с человеком, способным вступать в связь с подобной мистической силой и влиять на нее. У шаманов это называется задабривать духов. Перед глазами телезрителей происходит не разоблачение одной политической силы другой, а ритуальный, имеющий глубокие архаические корни, процесс обновления (имеется в виду партий, блоков или отдельного депутата), наполнение новыми силами, возрождение в обновленной и усовершенствованной ипостаси. Как глубокий, воссоздаваемый на бессознательном уровне пережиток, подобное мировоззрение до сих пор имеет место на народных гуляниях и свадьбах, особенно когда они заканчиваются дракой или побоищем. «Что за пир, а драки нет», — говорят в народе, озвучивая древнюю мифологическую форму обновления сил и плодородия. Раньше, в языческие времена, имели место ритуальные схватки между двумя частями одной земледельческой общины: ритуальная хула, обливание словесной грязью и натуральными помоями одних представителей другими имело целью магическим образом вызвать животворные силы либо природы, либо страны духов. Обычно после такого ритуала все расходились с успокоенной душой, обнявшись, ибо надеялись, что в этом году следует ждать высокий урожай, да и скотина будет плодиться. При таком ритуальном подходе к прогрессу современная экономика будет подниматься еще долго.

Подобные архаические причины имеет и шокирующая всех иностранцев бранная, матерная лексика жителей восточно-европейской равнины. Она говорит больше, чем об элементарной невоспитанности употребляющего нецензурные слова. Пытливому взгляду она демонстрирует, что матерящийся — человек архаический, который на подсознательном уровне, встретив друга или приятеля, начинает ритуально обмениваться с ним бранными словами, тем самым как бы пытаясь укрепить силу приятельских отношений. Это проявление чисто мифологического мышления. Такой человек первобытен, как бы современно он ни выглядел и в какой бы современной стране он ни жил. Не следует ожидать, что два матерящихся мужика сразу подерутся или разойдутся недругами, отнюдь нет. Так же не следует ожидать, что поливающие друг друга грязью депутаты и политические силы на самом деле являются соперниками, недругами или врагами: у них дружба крепче, чем у нас, обычных людей, ибо не отравляется постоянной погоней за хлебом насущным, подозрительностью и страхом хлеб потерять. Они бдят о силе, волнуются о преумножении, но архаически, так, как это уже делали наши предки в очень далекие времена.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме