О раблезианстве, «перце» и украинском юморе

Поделиться
Ну, можно ли представить мир без шуток? Да он без шуток был бы просто жуток. Когда на сердце холод, страх и тьма, лишь юмор не дает сойти с ума!..

Ну, можно ли представить мир без шуток? Да он без шуток был бы просто жуток. Когда на сердце холод, страх и тьма, лишь юмор не дает сойти с ума!

Л.Филатов

Пожалуй, ни одно праздничное застолье в мире не обходится без шуток, розыгрышей, анекдотов и смеха. Точнее, даже так: если ничего из перечисленного не сопутствует застолью, то можно с полной уверенностью сказать — праздник не удался.

Анекдоты придумываются повсюду. Часто они появляются в одно и то же время в разных уголках страны или даже мира, нередко «бородатые» анекдоты «модернизируют» в подходящий для этого момент и используют снова и снова.

Юмор — одновременно универсальное и индивидуальное явление. Существуют некие комические вещи, которые могут оценить все. Например, комедии, высмеивающие сильных мира сего, или анекдоты про знаменитостей, алкоголиков и наркоманов поймет любой. Вместе с тем у разных культур и даже разных полов юмор разный. Что интересно, два человека одного возраста и со схожими биографиями, соседи или даже члены одной семьи могут совершенно по-разному оценить один и тот же анекдот. И еще. К сожалению, говорить о юморе мало кому удается смешно. При попытке разложить какое-либо явление на составляющие, как правило, теряется главное. В данном случае — это ощущение смешного. Кстати, исследования показывают, что пересказ анекдотов составляет лишь 20% юмора в нашей жизни. Большая его часть происходит из спонтанного, живого общения. Шутка может рассмешить в одних условиях и не понравиться в других.

Украинский с «перцем»

У всех на слуху — специфичность английского юмора. А вот есть ли какие-то особенности у юмора украинского?

— Вряд ли можно сказать, что украинский юмор обладает какими-то уникальными особенностями, — считает Олеся БРИЦЫНА, старший научный сотрудник отдела фольклористики Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М.Ф.Рыльского НАН Украины. — Многие сюжеты украинских шуток не отличаются от известных во всем мире. Но есть и особые темы, например связанные с бытом, событиями и явлениями истории, не всегда понятные другим народам. Пожалуй, традиционный украинский юмор отличается от ряда других национальных прежде всего отсутствием разрушительной рефлексии, добродушием, самоиронией и несаркастичностью. То есть сарказм, конечно, ему тоже присущ, но в меньшей мере.

Говорить об особенностях украинского юмора, пожалуй, легче всего при помощи анекдотов.

«Поехал муж в город, хотел купить водки, но удалось найти только шампанское. Дома спрятал бутылку до вечера под стрихой. Ночью только собрался встать за бутылкой, а жена, поняв его по-своему, зашикала: «Тихо, дети еще не спят!» Он лег, а уснуть не может. Попробовал еще раз — жена снова остановила. Наконец решился, перелез через жену, взял с чердака свою заначку, вышел на улицу, открыл бутылку — пробка выстрелила. Тут сын и говорит матери: «Ну вот, мама, доигрались. Папа застрелился!»

Этот анекдот был записан в селе в те годы, когда велась яростная борьба с пьянством и достать спиртное было нелегко. Анекдоты сразу откликнулись на это, усилили и подчеркнули жизненные несообразности, добавили немного «перца». Им вообще свойственна игра с опасными темами, о которых не принято говорить вслух. Недаром И.Франко, отмечая эту сторону украинского юмора, говорил, что он не рассчитан на «панянок». Довольно часто смех вызывают темы и сюжеты, получившие после блистательного исследования М.Бахтина определение «раблезианских». Они смело сопоставляют «верх» и «низ» — не только социальный, но и телесный, сталкивают и меняют их местами, высекая искру смеха, обнажая уродливость того, с чем мы уже, казалось бы, свыклись и примирились.

Смеху свойственно жизнеутверждающее начало. Для наших предков он был непременным спутником самых разнообразных проявлений жизни — от ее зарождения до смерти — и присутствовал во многих обрядах, призванных способствовать плодородию. Примеров тому много не только в украинском, но и в мировом фольклоре. Поэтому утверждение, что «смех — это жизнь», стало своеобразной азбукой фольклористики. Порой то, что кажется нам в шутках грубоватым и не вполне пристойным, нередко связано с архаическими функциями юмора, оплодотворившими и определившими его особенности на все будущие века. Поэтому так естественно появляется смех и в свадебном фольклоре, и в повседневной жизни, и в обрядах, и даже в казалось бы совершенно далеких от смехового осмысления ситуациях. Для украинского юмора, и особенно ныне, характерна актуализация жизнеутверждающего начала и ощущения свободы, которое он дарит. Ведь нельзя смеяться над тем, чего боишься. Можно смеяться над тем, что ненавистно, но с чем уже находишь в себе силы бороться, когда готов подняться над своим страхом. Эта особенность была очень важна для Украины на протяжении предыдущего столетия. Она актуализировалась и в юморе ряда других постсоветских стран.

Над чем смеемся?

— Всякий юмор всегда смеется над глупостью, — считает Олеся Юрьевна. — Другое дело, кто является тем «дураком», которого осмеивают. То, над чем смеются, часто связано с тем, кто и когда смеется. Попытки классифицировать типичные темы украинского юмора предпринимались не раз. Наиболее популярный объект для шуток — это сам человек, который, попадая в различные ситуации, оказывается то мудрым, то глупым. И народу хватает мудрости отметить это мелькание ролей. Очень часто украинцы смеются над собой — добродушно и иронично. Как, например, в одном из традиционных анекдотов, который мне кажется очень характерным для смеховой культуры нашего народа: «Чумак варит в степи кулеш. Зацепил случайно казанок, содержимое опрокинулось в костер. Хлопнул рукой по колену: «От бісова тіснота!»

Объектами шуток становятся разнообразные жизненные столкновения, социальные, классовые, национальные стереотипы. В колхозные времена мы смеялись над председателем колхоза, который так ударно пытался повысить надои молока, что в конце концов доярка заявила ему, что молоко будет уж слишком разбавленным. В нашу жизнь пришли «мерседесы», и сразу появился целый цикл известных всем анекдотов о «запорожце» и «мерседесе», в которых ржавая развалюха всегда оказывается победителем.

Юмор и политика

Юмористы очень часто подсмеиваются над политиками. Многие газеты публикуют политические карикатуры. Вообще, если хочешь узнать, что на самом деле происходит в обществе, послушай комиков и юмористов. Взять хотя бы тот же КВН, на последней программе которого присутствовал президент. Для политиков, кстати, очень важно обладать чувством юмора и умением легко относиться к критике.

Пол Льюис, профессор английского языка и литературы в Бостонском колледже, автор книги о современном американском юморе, считает: «Юмор все чаще и более сознательно и преднамеренно используется в политических сражениях. Остроумное осмеяние противника — излюбленное оружие профессиональных создателей шуток. Сатирики, обсуждающие некие важные вопросы, способствуют ведению в обществе открытой дискуссии. В то же время помощники политиков придумывают шутки для своих боссов, стараясь показать, что это человек вменяемый, остроумный и заслуживающий доверия. Политики используют чувство юмора, чтобы приблизиться к народу. Хорошие шутки, изначально приготовленные для избирательной кампании, отвлекают внимание граждан от серьезных проблем».

По мнению Олеси Брицыной, за примером, демонстрирующим значение юмора в украинской политике, ходить далеко не надо. Еще свежи в памяти времена, когда мы смеялись над хозяйственником, отчаявшимся победить вредителей и потому предложившим на следующий год посеять в десять раз больше — «Нехай вони вдавляться!». А события прошлого года на Майдане показали, что в остром политическом противоборстве сразу же был востребован смех.

— Я думаю, что смеховые жанры были популярны и среди тех, кто выступал против. Но мне кажется, что юмор Майдана, порой грубоватый и балансировавший на грани, все же делал это не так зло. Хотя, возможно, победителям или тем, у кого уже есть надежда на победу, тем, кто обрел чувство свободы, смеяться легче. Бесспорно одно: в процессе духовного освобождения юмор сыграл огромную роль. Я говорю не о победе тех или иных политических сил, а о победе над собственным страхом, над зажатостью человека, его боязнью сказать то, что он думает, вслух. Юмор помогал преодолеть страх и ощутить себя свободными. Ничем другим это ощущение так легко не достигалось. Смеялись даже в те моменты, когда было страшно.

Кто придумывает шутки?

Все хотят узнать ответ на этот вопрос. Существует множество теорий, которые объясняют происхождение шуток и анекдотов. Но однозначно известно одно: все шутки откуда-то берутся.

Ученые всегда интересовались этим вопросом. Начиная с Аристотеля, написавшего книгу о комедии, к сожалению, утраченную. Фрейд считал, что юмор исходит от скрытой агрессии, направленной на женщин, политиков и т.п. Есть теория, утверждающая, что комический эффект создается с помощью несоответствия ожидаемого с произошедшим на практике. Сторонники другой теории говорят, что люди смеются над теми, над кем они ощущают превосходство. Есть еще одна гипотеза: она гласит, что мы можем свободно смеяться над тем, что в реальной жизни может нас обидеть, а юмор входит в так называемую «сферу игр».

— Все эти теории свидетельствуют о разных аспектах смеховой культуры — о ее функциях, поэтике, механизме появления юмора. И во всех них есть доля истины, — считает Олеся Брицына. — Теорий юмора — огромное количество, но пока никто не предложил универсальной.

Шутки придумывает сама жизнь — и обычные люди, и профессионалы. Для меня, как для фольклориста, важнее, кто их рассказывает, пересказывает и слушает. В отличие от литературного произведения, которое может пролежать на полке многие годы и потом возродиться к жизни, фольклорное произведение живет только тогда, когда есть заинтересованные рассказчик и слушатель. В этом межличностном общении произведение как бы проходит тест на жизнеспособность. Если что-то интересно слушателю и вызывает у него смех, то это будут рассказывать и стараться удовлетворить слушателя. Если же реакция будет негативной, то странно будет выглядеть человек, пытающийся рассмешить аудиторию, упорно навязывая ей тексты, которые она не принимает. Поэтому кто бы ни создавал юмористическое произведение, важно, чтобы оно было принято рассказчиками и аудиторией. Кстати, не случайно в советском литературоведении так настойчиво отождествлялись литература и фольклор. Говоря, что фольклор является источником литературы, его все же нередко рассматривали как ее предысторию, а потому невольно видели в нем искусство, не поднявшееся до вершин профессионального творчества. Литературой, то есть писателями, было относительно легко руководить. Одних можно было «прикормить», других — запугать и заставить писать то, что было угодно власти. Фольклору, как творческому самопроявлению народа и его мировоззрения, ничего нельзя было навязать.

В книге Сеймура и Р.Фишера о профессиональных юмористах «Делайте вид, что мир — это смешно и навсегда» утверждается, что будущие комики часто воспитываются в семье, где по крайней мере один родитель плохой. В итоге у ребенка появляется недоверие к общепринятым точкам зрения, установленным законам, религиозным истинам и, как следствие, инстинктивное желание все вывернуть наизнанку, перетрясти и высмеять. Конечно, чтобы на свет появился еще один великий комик, требуется не только это, но и интеллект, легкость речи, тактичность.

О юморе будущего

— Я думаю, что юмор будет меняться в соответствии с изменениями в нашей жизни, — говорит Олеся Брицына. — Если уродливые явления будут уходить из жизни, они перестанут быть объектами смеха. Жизнь многогранна и многолика, рядом с хорошим всегда есть что-то плохое, и даже хорошее в очень больших количествах может становиться негативным. А юмор всегда первым подмечает больные места и первым обращает на них внимание. Поэтому каждый нормальный человек, становясь объектом смеха, сразу должен подумать о том, что было бы неплохо изменить в себе и своем поведении. И политик, кстати, тоже.

Артур Бергер, профессор университета Сан-Франциско, член Международного общества исследований юмора, считает, что существуют 45 способов вызывать смех, которые употреблялись везде и всегда, начиная с Древнего Рима. В том числе оскорбление, преувеличение, применение стереотипов и т.д. Причем эти методы часто используются во взаимодействии друг с другом.

Что ж, пользуйтесь всеми 45 способами и смейтесь на здоровье. Главное, чтобы в новогоднюю ночь никто не чувствовал себя обиженным и одиноким. Юмор помогает справляться с трудностями и переживать тяжелые времена. Он всегда был и его не будет только в том случае, если всему человечеству промоют мозги.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме