О гуманитарке без купюр

Поделиться
В международной практике существует негласное правило: если в стране начинается гуманитарная катастрофа, то правительство в течение нескольких дней вводит специальные нормы и процедуры, позволяющие международным гуманитарным организациям быстро легализироваться и начать выполнять свои функции. К сожалению, за девять месяцев военных действий правительство так и не смогло "родить" такие нормы и процедуры в Украине.

По оценочным данным ООН, 78 млн человек в 31 стране мира сегодня нуждаются в гуманитарной помощи международного сообщества. В глобальном обращении ООН к правительствам стран в декабре 2014 г. речь шла о необходимых для оказания гуманитарной поддержки в 2015-м 16,4 млрд долл. Из них для помощи Украине зарезервировано 189,1 млн долл. Получит ли их наша страна и в каком объеме - ответа нет ни у кого. Система международной гуманитарной помощи в коллапсе - потребности намного превысили возможности. А значит, правительству Украины нужен план "Б", в котором страна должна рассчитывать на свои силы...

Мировой гуманитарный кризис

3–4 февраля в Будапеште состоялась региональная консультация "Европа и другие", организованная ООН в рамках подготовки Мирового гуманитарного саммита в Стамбуле (май 2016-го). Это была одна из восьми консультаций, проводимых во всех регионах мира, с целью найти ответ на вопрос: как реформировать систему международной гуманитарной помощи, чтобы она стала эффективной и отвечала насущным потребностям?

По словам замгенсека ООН по гуманитарным вопросам Валери Амос, количество "конфликтных" территорий, а также людей, нуждающихся в помощи, превысило уровень гуманитарной катастрофы Второй мировой войны. В такой ситуации мир не оказывался последние 70 лет.

Европейский комиссар по гуманитарной помощи Христос Стилианидис отмечает наличие четырехуровневого кризиса:

- финансовый кризис (мировая экономика еще не преодолела последствия финансового кризиса
2008-го, а потому свободных средств для оказания международной гуманитарной помощи очень мало);

- стремительное увеличение количества конфликтных территорий (восток Украины - один из ярких примеров) с ограниченным доступом международных организаций (из-за угрозы жизни их сотрудникам) для оказания гуманитарной помощи нуждающимся в ней людям;

- масштабный рост терроризма, который опять же несет угрозу жизни экспертов, социальных работников и волонтеров гуманитарных миссий;

- глобальное изменение климата влечет за собой увеличение масштабных природных катастроф, разрушающих жизни и судьбы миллионов людей.

Таким образом, сегодня гуманитарные потребности в мире во много раз превышают доступные ресурсы. И, по оценке экспертов, такая ситуация будет сохраняться (если не ухудшаться) в течение ближайших нескольких лет.

Поиск ресурсов

В течение последних нескольких десятилетий практически единственным источником наполнения гуманитарного бюджета ООН и его партнерских международных гуманитарных организаций были средства от правительств экономически развитых стран. Нынешняя катастрофическая нехватка гуманитарных ресурсов заставляет искать пути их увеличения. В первую очередь, речь идет о партнерстве с частным сектором (бизнес, частные фонды, личный капитал). Но тут важны переговоры о необходимости соблюдения основных базовых принципов и норм оказания международной гуманитарной помощи, среди которых нейтралитет, аполитичность, отсутствие "выгодополучения".

Не менее важным аспектом является пересмотр сотрудничества с локальными организациями и инициативами, оказывающими помощь местному населению. Сегодня эти организации в большинстве случаев не имеют доступа к международным гуманитарным ресурсам. А международные гуманитарные организации за последние 20 лет превратились в монстров, обросших офисами и сотрудниками в разных частях мира, требующими постоянной финансовой подпитки, в то время как эти средства могли быть использованы для гуманитарных нужд.

Кроме того, наличие в этих организациях жестких норм (в первую очередь в отношении безопасности сотрудников) не позволяет им адекватно реагировать и оказывать необходимую поддержку в ситуациях конфликта. Яркий пример - украинский конфликт. В конце января (в период эскалации военных действий) первыми и ключевыми фигурами в эвакуации мирного населения из зоны боевых действий стали отечественные волонтеры. Ни одна международная организация в Украине до появления официального коридора этой проблемой напрямую не занималась, так как не было гарантий безопасности.

Поскольку наибольшее количество гуманитарных катастроф связано с военными конфликтами, то необходимо пересмотреть и возможность участия военных в оказании гуманитарной помощи. Понятно также, что гуманитарный кризис невозможно решить без политической составляющей. А значит, нужно вырабатывать новые принципы взаимодействия с политиками.

Одной из ключевых проблем возрастающих объемов гуманитарных потребностей является неспособность или нежелание государств выполнять свою базовую функцию - соблюдать и защищать права, а также обеспечивать безопасность всем гражданам своей страны. Поэтому поиск рычагов давления на правительства, чтобы они выполнялия свои базовые обязанности, также является важной темой для обсуждения.

Однако более-менее четкая новая стратегия в отношении международной гуманитарки появится лишь к маю 2016-го, на практике же заработает еще через пару лет. А кризис в Украине происходит здесь и сейчас. Поэтому принимать решения и предпринимать адекватные шаги государству нужно уже сегодня.

Украинские перспективы и шок международных доноров

16 млрд долл. - минимальная сумма, которую на 2015 год ООН ищет для оказания необходимой гуманитарной помощи странам, наиболее страдающим от военных конфликтов или природных катаклизмов. Из представленной в декабре офисом ООН по координации гуманитарной помощи заявки видно, что приоритет - помощь Сирии, Южному Судану, Ираку, Центральной Африке. Потребности этих четырех стран составляют 70% запрашиваемой помощи. Так, в Сирии 7,6 млн только внутренних переселенцев, в целом же в помощи международного сообщества нуждаются 12 млн человек. Кроме того, один из приоритетов ООН - борьба с вирусом Эболы. На это идут немалые средства.

189,1 млн долл. запрошены ООН для оказания помощи 900 тыс.человек, пострадавшим в результате военного конфликта на востоке Украины (данные, основанные на ситуации ноября 2014-го). Как будут развиваться события дальше - неизвестно. 7 февраля в Мюнхене П.Порошенко заявил уже о миллионе нуждающихся в поддержке.

Однако из 33,3 млн долл., запрашиваемых ООН у доноров в августе 2014-го, к концу года смогли собрать лишь 85%. Так что надежды на
189 млн немного. К сожалению, несмотря на официальное приглашение, представители украинской власти консультацию в Будапеште проигнорировали. Вряд ли в правительственных кабинетах осознают, что не стоит особо рассчитывать на международную гуманитарную помощь. Иначе организация и координация гуманитарной помощи внутри страны происходила бы иначе…

Еще в сентябре руководства представительств ООН и Европейской комиссии в Украине подготовили обращение к президенту, парламенту и Кабмину с предложениями по важным шагам, которые необходимо предпринять руководству страны для эффективного взаимодействия по оказанию гуманитарной помощи, - например, регистрация перемещенных лиц, освобождение от налогообложения адресной помощи и т.д. Документ содержал шесть расширенных пунктов.

Недавно международные институции передали в Кабмин список требований уже из 19 (!) пунктов. За пять месяцев практически ни одна из первоначальных задач решена не была, зато к ним добавились новые проблемы. Системные решения в отношении переселенцев (начиная с создания их реестра) были приняты только после жесткого нажима международных доноров. Руководство страны, к сожалению, демонстрирует полнейшее пренебрежение своими обязанностями по защите прав и обеспечению безопасности перемещенных лиц. В результате крымчанка и координатор инициативы Восток SOS Александра Дворецкая, переехавшая в Киев еще летом, на седьмом месяце беременности не может стать на учет ни в одну женскую консультацию. А волонтеры Наталья Воронкова и Диана Макарова, в конце января отвозившие очередную партию помощи для подшефных батальонов, были вынуждены остаться на передовой, чтобы начать вывоз родителей с детьми. Коридор и МЧС появились только через неделю после их публичных заявлений и очередного нажима со стороны международного сообщества. Именно волонтеры, а не эмчеэсники, рискуя собственной жизнью, вывозят людей из самых горячих точек.

Среди основных требований, выдвигаемых украинскому правительству, следующие:

- организовать координацию предоставления гуманитарной помощи на уровне Кабмина. (В новом Кабмине ответственность за гуманитарную помощь была возложена на вице-премьера Зубко лишь спустя два месяца. Опять же - под давлением международных доноров. До сих пор отсутствует межведомственная координация этого вопроса на уровне Минсоцполитики, Минздрава, Минобразования и т.д.);

- предоставить всем аккредитованным гуманитарным организациям беспрепятственный доступ на территорию, неподконтрольную правительству Украины, при помощи пропускного режима, прозрачного и понятного всем участникам (последнее решение правительства о пропусках и заявках на ввоз гуманитарной помощи как минимум за 10 дней - прямое нарушение международных норм оказания гуманитарной помощи);

- подписать соглашение между ООН и правительством Украины о мерах по ускорению процесса ввоза, вывоза и транзита грузов гуманитарной помощи (копия соглашения была отправлена в МИД Украины в октябре 2014 г.);

- привести все акты Украины, регулирующие гуманитарную помощь перемещенным лицам, в соответствие с международным гуманитарным правом, документами, защищающими права человека, руководящими принципами в отношении временно перемещенных лиц;

- издать указ о немедленной отмене налогообложения гуманитарной помощи, который будет замещать любой другой закон или указ о налогообложении;

- обеспечить доступ к медицинским препаратам и медицинскому обслуживанию для всех украинцев на всей территории Украины.

Кроме стратегических вопросов, выдвинутых международным донорским сообществом, есть еще ряд тактических, от которых международные гуманитарные организации, приходящие в Украину, испытывают шок.

Так, в международной практике существует негласное правило: если в стране начинается гуманитарная катастрофа, то правительство в течение нескольких дней вводит специальные нормы и процедуры, позволяющие международным гуманитарным организациям, входящим в эту страну, быстро легализироваться и начать выполнять свои функции.

К сожалению, за девять месяцев военных действий правительство так и не смогло "родить" такие нормы и процедуры в Украине. Лишь один из десятков примеров: чтобы получить аккредитацию и начать выдавать первую благотворительную помощь чешская организация "Люди в беде" обивала пороги различных госструктур два месяца. Единого списка документов, необходимых для аккредитации представительства международной организации, у нас до сих пор не существует. И каждой вновь прибывшей организации месяцами приходится проходить свои круги бюрократического ада.

Но самое интересное, что аккредитоваться международные организации могут лишь в статусе неюридических лиц. Согласно действующему законодательству они не могут стать представительским офисом с юридическим статусом, как это предусмотрено для бизнес-компаний. И это влечет за собой ворох проблем: с официальным трудоустройством сотрудников, с поставщиками товаров, с получением статуса "неприбыльной" и даже с открытием банковского счета…

Например, при открытии счета у британской организации Save the children, работающей уже более
100 лет, администрация банка потребовала паспортные данные... учредителей. Несмотря на всю абсурдность ситуации, организации пришлось запрашивать специальные документы из главного офиса в Лондоне и заниматься их переводом, тратя ресурсы и время на бюрократию, а не на помощь.

Серьезным вопросом является также приезд и работа в этих организациях международных экспертов. Поскольку это не юрлица, официального трудоустройства нет. Обычная виза выдается максимум на 90 дней. Дольше эксперт не может находиться в стране. Нужна ротация. И это напрямую влияет на эффективность деятельности организации. Хотя посольство Украины в Чехии дало вид на жительство одному из сотрудников чешской гуманитарной организации, а посольство Украины в Великобритании в этом же случае наложило табу. Системность и прозрачность просто отсутствуют.

* * *

Мир готов нам помогать. Но для этого мы должны навести у себя порядок и дать им возможность оказывать помощь, согласно давно действующим международным стандартам. Не они должны "выбивать" возможность помочь, а мы должны создать все необходимые для этого условия.

Несмотря на наличие международной гуманитарной поддержки, нам нужно начинать выстраивать свою внутреннюю систему помощи. Основу для нее уже заложили сотни волонтеров в различных регионах Украины. Нужно лишь организовать системную работу и наладить взаимодействие, с пониманием четких задач и конечных целей.

И главное. Именно правительство должно сегодня стать главным рупором для всех граждан страны. Именно оно должно отмечать и поддерживать волонтеров, взваливших на себя ношу по оказанию помощи перемещенным лицам. Без примирения и диалога в обществе мы не сможем решить обрушившуюся на нас гуманитарную катастрофу.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме