Многие ли родители в ежедневной заботе о своих потомках волнуются о том, умеют ли они общаться с другими людьми вне социально облегченных и поверхностных контактов в Интернете? По мнению социальных психологов, дети часто «списывают» модели взрослого поведения и отношений с телевидения, а не с реальной жизни.
Все мы считаем, что человек, в том числе и совсем юный, должен быть свободным, не чувствовать зависимости от чего-либо, в частности от Интернета и телевидения. Для этого и существует медиаобразование. Представители одного из его направлений акцентируют внимание на балансе виртуальных и реальных практик в жизни школьников. Так, у старшеклассников бюджет свободного времени распределяется между «виртуалом» и «реалом» (общение с семьей и друзьями, общие походы на природу, в гости или на концерты) в соотношении 2:1.
В действительности погружение в пассивные практики наблюдений за чужой жизнью и опытом с теле- и компьютерных экранов не дает юному человеку повзрослеть, из-за чего он надолго остается инфантильным. Родителей беспокоит «нефильтрованность» телепросмотров - ведь телеэфир часто наносит вред не только мировоззрению, но и здоровью детей. Большинство взрослых считают, что в телеэфире должно быть предупреждение о возрастных ограничениях относительно просмотра определенных программ или фильмов. Хотя есть и такие, кого ранний опыт погружения детей в сложные перипетии взрослой жизни устраивает. Но и те, и другие должны помнить - именно тесный психологический контакт с родителями, искренне интересующимися жизнью и взглядами своих детей, ограждает последних от жизненной «чернухи», льющейся с «голубого экрана».
Институт социальной и политической психологии НАПН Украины совместно с Институтом рефлексивных исследований и специализации провел исследование «Оценки и отношения родителей детей разного возраста к введению новой системы меток телепродукции, которая может вредить здоровью и развитию ребенка». Проект, поддержанный Национальным советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания, состоялся при финансировании Общей программы Европейского Союза и Совета Европы - «Содействие европейским стандартам в украинской медийной среде».
Как оказалось, в целом родители подрастающих детей заинтересованы в системе маркировки телепродукции. Поэтому скоро вместо обычных зеленого круга, желтого треугольника и красного квадрата, которыми маркируют рекомендованную или не рекомендованную для просмотра детьми телепродукцию, у нас может появиться ряд графических меток. Классификация рисков дает возможность выделить следующие группы вредного контента: секс, насилие, криминал и страдания, дискриминация, наркотики, ужасы, непристойные выражения.
Проблемы рисков для психологии детей и подростков, которые несет в себе телевизионный контент, исследовал коллектив научных сотрудников под руководством заместителя директора Института социальной и политической психологии НАПНУ, заведующей лабораторией психологии массовой коммуникации и медиаобразования - кандидата психологических наук Любови Найденовой. Ей слово.
Влияние телевидения на детей беспокоит родителей
- По инициативе Национального совета по телевидению и радиовещанию создана межведомственная рабочая группа именно для того, чтобы разработать и ввести национальную систему обозначений телепродукции. В группе представлены Госкомитет по вопросам телевидения и радиовещания, общественные организации, юристы, телепроизводители, работники образования, психологи. Телевизионная система предупреждений будет действовать в соответствии с четкими стандартами, с помощью которых эксперты - работники телеканала смогут определять, какой фильм или телепрограмма не рекомендованы к просмотру детям до семи, двенадцати, шестнадцати или восемнадцати лет. Кроме того, будет создан сайт, на котором каждый из родителей сможет убедиться в правильности предназначения этих защитных для детской психики меток той или иной телепродукции. В такой свободной стране, как Голландия, давно действует подобная система: там, если зайти на соответствующий сайт, легко узнать, до какого возраста нельзя смотреть определенные популярные фильмы. У нас тоже планируется создать специальное учреждение (объединяющее государственные регулирующие органы и коммерческие структуры, занимающиеся производством и распространением информационной продукции) и соответствующую систему сорегуляции. Без цензуры и запретов. Надо помочь родителям и детям сориентироваться в предлагаемом производителями телеконтенте. Необходимо и медиаобразование. Оно обеспечит формирование у детей познавательных и психологических установок, с помощью которых они сами смогут обезопасить себя от информационного «мусора», распространенного в Интернете и на телевидении. Ведь уже через каких-то пять лет после окончания школы старшеклассники сами станут родителями и будут решать, какие передачи смотреть уже их детям.
Изучая мнение родителей о влиянии телевизионного контента на детей, мы провели основательное всеукраинское социологическое исследование. Сначала организовали фокус-группы в Центральной Украине, на Западе и Востоке (в крупных городах и селах): приглашали к разговору родителей, у которых есть один ребенок, и тех, у кого их пятеро; тех, у кого высшее образование, и безработных; тех, у кого в каждой комнате по телевизору, и тех, у кого один телевизор на семью. Опираясь на полученные данные, мы сформировали массовый опросник, репрезентующий родителей всей Украины. В каждой области были представлены жители села, поселка городского типа, города, областного центра, крупного города. Выборку построили так, чтобы пропорционально репрезентовать родителей детей разного возраста. Старались равномерно представить мнение женщин и мужчин - но 50% пап нам так и не удалось набрать, потому что на самом деле эта проблема больше волнует матерей.
Прежде всего мы хотели увидеть, как родители оценивают безопасность нынешней телепродукции, как они вообще воспринимают информационное пространство. Две трети (67%) родителей не считают телепродукцию безопасной для их детей. Каждому пятому отцу и каждой шестой матери трудно оценить, является ли она безопасной для их ребенка. Только 15% мужчин и 17% женщин считают ее безопасной. К тому же, чем старше становятся дети, тем более безопасной для них считают телепродукцию родители (приблизительно с двенадцатилетнего возраста тревога родителей уменьшается). Но даже среди родителей детей старшего возраста (14-17 лет) количество тех, кто оценивает телепродукцию как безопасную, не превышает четверти от всего родительского сообщества. Наиболее опасным влияние телепродукции на ребенка считают родители одиннадцатилетних подростков. Ведь после десяти лет дети уже начинают просматривать взрослые передачи, стремятся расширить свой социальный опыт.
Родителей маленьких детей беспокоит то, что после просмотра телевизора дети повторяют какие-то слова, действия, играют в то, что увидели, иногда - в потасовки с убийствами. С началом младшего школьного возраста у родителей появляется новая тревога: дети включаются в экономические игры с рекламой, уговаривают родителей часто делать совершенно не нужные покупки. А у родителей подростков другие хлопоты: дети копируют отношения и модели отношения друг к другу, нормы поведения, увиденные на экране. Они восхищаются жизнью виртуальных персонажей, а не используют опыт, приобретенный в собственной среде. Родители юношей и девушек больше беспокоятся из-за того, что их дети, не имея опыта в определенных сферах, могут перенять с экрана искаженные образцы отношения к жизни.
Тревога родителей достигает своего максимума, когда телевизионными «ужасами» увлекаются дети младшего школьного возраста. Когда они приходят из школы с четкими императивами посмотреть, например, «зомби» в Интернете, а потом плохо спят по ночам. Но ведь отношения в классе диктуют: «Если ты этого не смотришь, ты - не из нашего круга».
Подавляющее большинство родителей (80,8% опрошенных) беспокоит влияние телевидения на их ребенка. Каждый десятый не может определиться со своим отношением, и только 9,1% не подтверждают собственного беспокойства телевизионным влиянием. Больше всего это влияние беспокоит родителей, которые живут в крупных городах (84%), меньше - в селах (64%).
Диктат медиа или ограничение контента?
У многих детей можно обнаружить ту или иную степень злоупотребления медиа. 69% родителей отмечают, что ребенок смотрит телевизор ежедневно. Вопрос - сколько времени? В среднем дети в Украине смотрят телевизор по два часа 28 минут ежедневно - а это 17 часов в неделю, что много. Среди подростков это время достигает 20 часов, их аудитория - самый большой потребитель телеконтента. А если прибавить сюда еще и «общение» с компьютером, становится понятно - дети у нас фактически обездвиженные. Раньше они в таком возрасте играли в разные игры, общались в компаниях ровесников, чаще бывали на природе. А теперь они гиподинамичные и слабо развиты физически. Время на движение съедают телевизор и компьютер.
Фактически телевидение - это пассивная практика: сидя возле экрана, ребенок может переживать, но это не побуждает к действию. Происходит расщепление опыта. А опыт должен быть цельным, тогда у человека есть энергия для того, чтобы действовать. Сегодня считают: если ребенок смотрит телепрограммы более четырех часов в день, он является «трудным» потребителем контента. То есть это высокий уровень злоупотребления. По оценкам родителей, у нас 11% таких детей (на Западе 15%, а на Юге 5%).
Думать, что все мы являемся жертвами медиа и ничего с этим диктатом не поделаешь, нельзя. Родители могут сделать очень многое. Самым эффективным способом регуляции взаимодействия с медиа является введение семейных правил. Очень важно это делать в младшем школьном возрасте - тогда в возрасте подростковом проблемы не будут настолько бурными. Это профилактика всех зависимостей. Лучше всего, когда правила действуют для всей семьи, и ребенку дают возможность тоже принимать участие в их создании. Правила просмотра телевизора есть в семьях 46% респондентов. Но среди всех семей только в 11% правила распространяются на всех членов семьи.
В случае же, когда родители подростков считают их уже достаточно взрослыми для того, чтобы смотреть телевизор без ограничений, дети остаются наедине с эфиром - без собственного жизненного опыта. Ведь у юного человека еще недостаточно ресурсов для того, чтобы обеспечить взрослое поведение и взрослые реакции.
Но подавляющее большинство (80,8%) родителей хотят быть заранее предупреждены о содержании телепродукции, которую потребляют их дети, в частности о содержании потенциально вредной (для каждого такого риска предлагается отдельная графическая метка). Также родители хотели бы узнавать о возрасте, для которого рекомендована та или иная телепродукция. 59,4% считают, что надо ввести новую систему маркировки телепрограмм и фильмов, 31,6 еще не определились, а 9,1% не согласны с такой перспективой.
Среди первой группы рисков, в которую вошли характеристики телепродукции, что может вредить ребенку-зрителю, по мнению свыше 80% родителей, - сцены насильнического секса, пытки, сцены жестокости и насилия с тяжелыми последствиями, в том числе суицид. Также сцены однополых сексуальных отношений, потребление или изготовление наркотиков, употребление непристойных выражений. Ко второй группе рисков (от 70 до 80% родителей) отнесен традиционный секс, употребление алкоголя и табака, а также мистика, ужасы и дискриминация человека. К третьей группе рисков (от 50 до 70% родителей) - криминальная тематика, натуралистические изображения болезней и катастроф, показ злых насмешек, напуганных людей. Еще - насилие, содеянное против преступников. Дело в том, что впечатлительные младшие дети еще не могут постигнуть идейной канвы такого сюжета и поэтому копируют супергероев, для которых насилие является оправданным.
Родители поддерживают введение школьного медиаобразования, направленного на формирование у ребенка медиаиммунитета, навыков фильтровать информацию, противостоять манипулятивным технологиям, затягивающим в виртуальное пространство. Именно на это направлен начатый нами в прошлом году пятилетний всеукраинский эксперимент по введению медиаобразования в Украине, который сейчас объединяет широкую общественность вокруг современных проблем влияния медиа.
Считаю, что медиаобразование, когда к нему приобщится еще и медиа, будет содействовать тому, чтобы дети и подростки эффективно взаимодействовали с информационным пространством и чтобы оно не вредило им.