НИКОГДА НЕ РАЗГОВАРИВАЙТЕ С НЕЗНАКОМЦЕМ

Поделиться
Когда малыш появляется на свет, вместе с ним рождаются любовь и страх за его жизнь. Пока ребенок маленький, мамы находятся в относительном спокойствии, ведь кроха постоянно находится под присмотром взрослых...

Когда малыш появляется на свет, вместе с ним рождаются любовь и страх за его жизнь. Пока ребенок маленький, мамы находятся в относительном спокойствии, ведь кроха постоянно находится под присмотром взрослых. Но ребенок растет и недалек тот момент, когда он должен будет уметь сам позаботиться о своей безопасности. Ведь оградить от жизни невозможно, равно как и постоянно находиться рядом. Поэтому нужно попытаться уменьшить риск, вовремя рассказав ребенку о правилах собственной безопасности. Когда, в каком возрасте лучше это сделать? Об этом мы решили поговорить с педагогом, детским психологом и преподавателем основ безопасности жизнедеятельности одной из столичных школ Лидией Таранниковой.

— Многие мамы знают: даже малыш, который еще не умеет говорить, вполне способен понять смысл таких слов как «упадешь», «ударишься», «горячо» и «будет больно». Достаточно несколько раз прикоснуться к горячей кастрюле, чашке или даже утюгу (разумеется, под контролем взрослых), чтобы кроха убедился: если мама говорит, значит, действительно существует опасность. Да и к потенциально опасным предметам малыш начнет относиться с осторожностью.

Хотя, конечно же, в таком возрасте заботиться о безопасности малыша должны родители. Статистика свидетельствует, что многие травмы, в том числе и несовместимые с жизнью, дети получали из-за беспечности родителей. Оставленные в доступном месте лекарства (малыши составляют свое представление о предмете лишь после того, как попробуют его «на зуб»), открытые окна, стоящая на полу или на столе кастрюля с только что закипевшим компотом, лежащие на столе ножницы, иголки и ножи, незакрытые розетки, стоящие на расстоянии протянутой ручки мелкие игрушки и предметы...

Но именно в этом возрасте можно начинать обучать ребенка правилам собственной безопасности. Пока, разумеется, на собственном примере: не втыкать иголки в диван или подушку, держать острые предметы опасным концом вниз и так далее. Современные дети очень любят технику и многие уже в полуторагодовалом возрасте умеют включать и выключать электроприборы, в том числе и прямо в сеть. Пусть они видят, как это делает мама, но для себя должны усвоить — из розетки может ударить током, будет очень больно, поэтому сами дети приборы не включают. Причем не стоит думать, что кроха вас не понимает.

Мама одного моего ученика рассказывала, что когда тому было полтора-два года, его постоянно приходилось снимать с окна, пресекать попытки включить в сеть телевизор или настольную лампу и так далее, но стоило появиться на свет сестричке, как ребенок словно повзрослел. Уже в два с половиной года он ходил по квартире и важно поучал сестру: «в розетки детям лезть нельзя», «без мамы дети на окно не залазят». Точно также даже совсем маленькие дети усваивают элементарные правила дорожного движения — переходить дорогу только на зеленый свет светофора, крепко держать взрослого за руку.

Как только ребенок научился говорить, стоит позаботиться о том, чтобы он запомнил свое имя и фамилию, а также домашний адрес. Даже в том случае, если мама по-прежнему не отпускает его гулять самостоятельно. К слову, нелишне листок с такими данными постоянно вкладывать в кармашек одежды малыша. На моих глазах произошел случай, который вполне мог закончиться трагедией. Ребенок катил коляску, а следом за ним шел папа. Неожиданно молодой человек вскрикнул и... провалился под землю. Хорошо, что только по пояс. Причина понятна — где-то подтекала труба, вода подмыла почву и когда на это место наступили с весом в 80—85 кг, образовался провал. А если бы мужчина провалился не на полметра, а на три, да еще и получил тяжелую травму? Что было бы с малышом, который еще не умел говорить и не ориентировался во дворе?

Словом, первое, что должен в целях собственной безопасности усвоить ребенок, это свои имя, фамилию, домашний адрес, а также телефоны — домашний и рабочие — родителей. Если малыш не пугливый, то где-то лет с трех его можно оставлять одного дома, когда маме, к примеру, нужно «выскочить» в магазин. Для этого он должен запомнить, что нельзя никому открывать дверь и даже подходить к ней, если кто-то звонит. Точно так же малыш должен твердо усвоить следующие правила поведения дома: никогда не вставать на подоконник; не чинить и не «изучать» розетку; не бегать по квартире с острыми предметами; а также не брать самому лекарства из аптечки.

Когда ребенок подрастет и вы разрешите самостоятельно выходить из квартиры, к ним добавится еще одно — перед тем как выйти из квартиры, нужно посмотреть в глазок и убедиться, что на лестничной площадке никого нет. Эти правила я рекомендую написать на листке бумаги и повесить на стене, для лучшей усвояемости можно вместе с малышом их проиллюстрировать. Конечно, добиться четкого следования этим правилам сложно. Особенно, если тот, кто звонит в дверь, соблазняет малыша жвачкой или говорит, что его послала мама. Поэтому лучше не просто запретить, а попытаться воздействовать на желание малыша быть хорошим. Сказать, к примеру, так: «Все послушные маленькие дети, если они одни дома, никогда не открывают двери». Это должно подействовать так же, как и просьба, скажем, лечь спать: «Сейчас все маленькие дети ложатся в кроватки». Объединение на вербальном уровне с другими детьми («Хорошие мальчики не пускают в дом чужих людей, не лезут без спроса в аптечку, не включают сами видеомагнитофон и т.д.») поможет избежать нежелательных последствий и превратить незнакомую ситуацию в понятную и приятную — в совершение хорошего дела.

Помимо правил поведения, нелишне укрепить на стенке номера телефонов экстренных служб (для совсем маленьких — опять-таки в картинках): милиции, скорой помощи, пожарной охраны.

Если у вас тихий, безопасный и хорошо просматриваемый из окна двор, то уже лет в пять ребенок может гулять самостоятельно. Для этого он также должен усвоить определенный свод правил. Самое главное из них — никогда не разговаривать с незнакомыми людьми. Причем, нужно объяснить, что посторонний — это тот, кого ребенок не знает, даже если он говорит, что знает тебя. Тем более никуда не стоит ходить с посторонними, особенно если те предлагают подарить конфету или игрушку. Малыш должен понять, что такие подарки лишь уловка, чтобы заманить его в ловушку. Он не должен садиться в чужую машину, даже если улыбчивый дядя просит только подержать за руль или надавить на педаль. Если же посторонний проявляет настойчивость и пытается дотронуться до ребенка, то тот должен сразу же начинать кричать («Я вас не знаю!», «Не трогайте меня!»), наделав как можно больше шума.

Далее малыш должен запомнить и никогда не приносить домой незнакомые предметы — они могут быть опасны; увидев собаку, не пытаться играть с ней, а спокойно пройти мимо; не разжигать костры; не ходить в подвалы и подземелья, где могут скрываться бандиты; не наступать на канализационные люки — можно провалиться; не залазить на деревья, пожарные лестницы и крыши; если хочет пойти погулять в соседний двор, то должен сказать об этом маме или любому другому взрослому (бабушке, папе), который в данный момент находится дома; не садиться в лифт с незнакомыми людьми — лучше пройтись пешком по лестнице или подождать. Кроме того, ребенок не должен выносить во двор дорогие вещи и рассказывать, какие еще ценные вещи имеются дома, даже если очень хочется похвастаться.

Желательно все пункты правил подтверждать ребенку наглядными примерами или различными поучительными историями типа «Один мальчик решил залезть на пожарную лестницу...» Словом, как только ребенок подходит к очередному этапу освоения нового пространства, он должен усвоить правила безопасного поведения в этом пространстве.

Школьник уже вполне готов к освоению правил поведения на улице, хотя, на мой взгляд, первоклашку, особенно если школа неблизко, лучше водить в школу и забирать из нее взрослым. Но если такой возможности нет, то в первую очередь нужно убедиться, что ребенок хорошо знает маршрут, номер школы, класс, а также умеет попросить помощь у взрослых. Нелишне порепетировать это дома. Дети нередко очень застенчивы и боятся обратиться к взрослым. Кроме того, ребенок должен знать, к кому именно можно обращаться за помощью — к мужчинам в форме (военным, милиционерам), мамам с колясками, продавщицам с лотков.

Юный пешеход должен знать правила дорожного движения: на какой свет переходить дорогу; куда посмотреть сначала, а куда — дойдя до середины дороги; знать назначение подземных и наземных переходов дороги; идти по правой стороне тротуара, подальше от проезжей части. Кроме того, ребенок должен помнить, что не стоит сокращать путь, отправляясь через стройку, большой пустырь, рощу и другие глухие места.

Если добраться в школу можно только с помощью транспорта, то ребенка нужно научить правилам поведения в транспорте. Нелишне в первое время написать ему на листочке возможные варианты маршрута. При этом лучше не просто запрещать ребенку делать то-то и то-то, а пояснять почему. К примеру, заступать за ограничительную линию на платформе метро нельзя потому, что можно удариться о зеркало на кабине водителя, или же прислоняться к дверям в вагоне нельзя потому, что они могут внезапно открыться.

Когда ребенок входит в подростковый возраст, приходит время рассказать ему о сексуальных отношениях и правилах личной безопасности. Также нелишне в этом возрасте усвоить и правила поведения при угрозе насилия. Касается это не только девочек, но и мальчиков. Самое главное правило — прежнее: никогда не вступайте в беседу с незнакомцем. Некоторые «спецы» умудряются буквально за пару минут «заговорить» жертву до такого состояния, что она пойдет за ним куда угодно. Особенно это касается нестойкой психики подростка. Лучше сразу сказать: «Извините, я спешу». Также не стоит реагировать на просьбы «передать лекарства больной старушке из 21-й квартиры» или отдать записку «любимой девушке из вон того дома». Все это вполне может быть хитрой уловкой — о таких случаях рассказывали в передаче «Криминальная Россия».

Естественно, не стоит возвращаться домой затемно, но если такое случилось и на улице никого нет, кроме подозрительной личности, то вначале нужно попытаться убежать. Если человек продолжает преследование, то нужно попытаться создать как можно больше шума: разбить, к примеру, витрину магазина или стекло в машине — сработает сигнализация, и появится либо хозяин машины, либо милиция. Просто кричать и звать на помощь бессмысленно, это может еще больше распалить преступника. Вообще же, в большинстве опасных ситуаций спасает парадоксальное поведение, не типичное для жертвы.

Но насилие может совершить не только незнакомый человек, и это хорошо должны усвоить девочки-подростки, часто провоцирующие своих одноклассников слишком вольным поведением. Мама должна объяснить, что не стоит делать «авансы», на вечеринках со спиртным строить из себя «бывалую женщину», стараться не уединяться с человеком, который ведет себя развязно.

Но главное, что бы мне хотелось сказать, ребенок должен знать, что из каждого, даже самого безвыходного положения, существует как минимум один выход. Чтобы найти его, нужно не пугаться, а вспомнить, что по этому поводу говорила мама, и действовать хладнокровно.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме