НЕЗАЖИВАЮЩАЯ РАНА УКРАИНЫ

Поделиться
...По воскресеньям, прогуливаясь по Владимирской горке, не без ужаса наблюдаю, как тяжелые тракторы погребают вторично не так давно бережно изъятые из-под земли старинные кладки Михайловского Златоверхого собора...

...По воскресеньям, прогуливаясь по Владимирской горке, не без ужаса наблюдаю, как тяжелые тракторы погребают вторично не так давно бережно изъятые из-под земли старинные кладки Михайловского Златоверхого собора. А каким он был, этот знаменитый храм, чья трагическая судьба - один из обвинительных актов против большевизма?

О соборе мне рассказала с искренней нежностью и болью кандидат исторических наук Надежда НИКИТЕНКО.

- Когда и кем был построен Михайловский собор?

- Время, когда Михайловский Златоверхий собор поднял к небесам свои золотые купола, было наполнено топотом боевых коней и звоном Сечи: то был период феодальных междоусобиц и половецких набегов на Русь. «Ныне все слезами наполнено», - записал летописец. Но, вопреки всему, именно в то время и был построен один из лучших храмов древнего Киева. Летопись под 1108 г. информирует: «Заложена была церковь святого Михаила, Златоверхая, Святополком князем, месяца июля в 11 день». Следовательно, строитель храма - великий князь Святополк Изяславович, внук Ярослава Мудрого. Святополк посвятил храм архистратигу Михаилу - вождю небесного воинства, помощнику князя и князевой дружины в борьбе с варварами. Кроме того, арх. Михаил был небесным патроном Святополка, носившего христианское имя Михаил, а по традиции каждый киевский князь старался возвести храм во имя своего святого покровителя.

Святополк Изяславович умер в 1113 г. и был похоронен в сооруженном им храме - итак, строительство Михайловского Златоверхого собора датируется 1108-1113 гг.

- Но ведь Святополк построил храм во имя своего небесного покровителя в той части Киева, которую доныне называют Владимирской горкой. Почему же это место названо так?

- Название «Владимирская горка» появилось позднее. В более древние времена эта территория называлась Михайловской горой, поскольку тут издавна располагались строения Михайловского монастыря. Если внимательно посмотреть на карту Киева, можно подивиться архитектурному и оборонному чутью наших пращуров. Михайловская гора - это высокая днепровская круча, надежно защищенная с трех сторон крутыми оврагами. Последние научные изыскания подтверждают, что гора начала заселяться в 60-е годы XI века, когда Изяслав Ярославович основал тут фамильный монастырь: он посвятил его своему небесному патрону Дмитрию Солунскому.

Позже, через двадцать лет, старший сын Изяслава Ярополк-Петр заложил в Димитриевском монастыре церковь св. Петра, а еще двадцать лет спустя второй сын Изяслава - Святополк-Михаил - начинает возводить в отцовском монастыре Михайловский собор.

Вокруг монастыря строятся крепкие земляные укрепления, соединенные с оборонной системой Верхнего города.

Однако в Киевском синопсисе XVII ст. читаем, что Михайловский собор возник «на своем месте» еще в эпоху Владимира Крестителя и храм этот возведен по желанию первого киевского митрополита Михаила Сырына, который вместе с Владимиром крестил Русь. Очевидно, именно из-за построенного тут первого - деревянного - храма Михаила Архангела и названа была местность Михайловская гора. В синопсисе же находим упоминание и про монастырь, основанный при церкви...

- А какова, по-вашему, судьба того самого первого собора св. Михаила?

- Думаю, что, когда тот деревянный храм и монастырь в целом пришли в ветхость, Изяслав Ярославович основал на его месте Димитриевский монастырь, а Святополк Изяславович в год 120-летнего юбилея крещения Руси и строительства первого киевского храма в честь своего небесного покровителя заложил Михайловский Златоверхий собор - тот самый, который достоял до нашего века. Возвели собор на освященном месте, где в соответствии с христианскими традициями крестителями Руси были заложены в основание первого Михайловского храма мощи святых. После нашествия хана Батыя Верхний Киев был разрушен. От архитектурного ансамбля Димитриевского монастыря сохранился только Михайловский собор. Уже около него возрождался монастырь, в литовский период, известный под названием «Михайловский монастырь». А после Берестейской унии 1596 г., когда собор св. Софии отошел к униатам, в Михайловский собор перенесли митрополичью кафедру, и он стал важным церковно-политическим и культурным центром. О нем заботились гетманы Богдан Хмельницкий и Иван Мазепа, а настоятели Михайловского монастыря - Иов Борецкий, Феодосий Софонович, Ириней Фальковский - были одними из наиболее просвещенных людей своего времени.

- Как жаль, что строения монастыря не сохранились! Они бы напоминали о том сложном, противоречивом, но удивительно духовном времени... Но в памяти киевлян остались легенды и о Михайловском монастыре, и о Златоверхом соборе... Чем был и поныне остается для Киева да и для всей Украины этот храм?

- Собор пережил нашествие Батыя: иноверцы не рискнули тронуть его... А вот большевистской диктатуры храм не пережил. В 1934-1936 гг. Михайловский Златоверхий собор был разобран и взорван. Оказывается, древний храм не вписывался в запланированный «государственный центр социалистического Киева» и потому-де «не имеет исторической ценности»! Но как можно говорить такое о памятнике духовности?! Михайловский Златоверхий собор в XVII-XVIIІ вв. был внешне перестроен в стиле барокко, но в нем удачно объединились начальный византийский стиль с пышными барочными «одеждами». А интерьер собора сберег комплекс монументальной живописи начала XII века. И это - «не имеет исторической ценности»?! Как и все древнейшие киевские храмы, Михайловский Златоверхий был украшен мозаиками и фресками. Мозаики, декорирующие главный алтарь, сохранились на площади 45 кв. метров: то была поразительная по красоте и психологизму (силе воздействия) «Евхаристия» - символическая сцена причастия апостолов. На ней были изображены яркие, одухотворенные фигуры Димитрия Солунского, Стефана Первомученика, апостола Фаддея; фигуры обрамлялись прекрасным многоцветным орнаментом. Всему миру известны и Михайловские рельефные плиты: эти барельефы, изображающие святых всадников, были найдены в прошлом веке на месте Михайловского монастыря. Одна из плит сохраняется в Софийском соборе, еще одна - в Третьяковской галерее (Москва). А весной этого года, во время раскопок Михайловского Златоверхого собора, археологи нашли и третью барельефную плиту: святой всадник молитвенно простирает руку к небу; под копытами его коня, мчащегося сквозь времена и пространства, лежит копье...

- Христианские храмы славны и своими святынями. А каковы святыни Михайловского собора?

- Главной святыней этого храма были мощи великомученицы Варвары, которые сейчас нашли отдохновение во Владимирском соборе Киева. Мощи привезены женой Святополка Варварой, дочерью византийского императора Алексия Комнина. Во время батыевого нашествия мощи были спрятаны под лестницей, ведущей на хоры, а позже их положили в алтаре, названном в честь Варвары. Когда в начале 30-х гг. большевики разбирали собор, они уничтожили серебряную раку Варвары весом 32кг. - подарок

И.Мазепы. Они разбили серебряные Царские врата иконостаса, а сам иконостас (сделанный в начале XVIII ст.) - подарок гетмана И.Скоропадского - пропал.

Кроме того, в соборе находились и раннехристианские захоронения, в том числе - его строителей. Историк прошлого века Николай Закревский писал: «Все погреба этой церкви полны гробов и костей неизвестных покойников...».

Перед взрывом собор изучали очень мало - на протяжении месяца. А перенос мозаик и фресок произведен меньше чем за два месяца... То была сложнейшая трудоемкая работа, проделанная сотрудниками отдела мозаик и фресок Академии искусств под руководством проф. Владимира Фролова. Однако перенос не прошел для мозаик бесследно: так, на композиции «Евхаристия», которую для переноса пришлось разделить на 52 части, можно заметить следы и места позднейших «склеек». Сейчас эта композиция вместе с другими мозаиками, уцелевшими с 1934 г., находится на хорах св. Софии Киевской, где для них было выделено специальное помещение. Ну а знаменитый Димитрий Солунский (мозаика) до сих пор встречает посетителей Третьяковки - и неизвестно, когда вернет и вернет ли Российская Федерация Украине этот замечательный памятник ее истории... Другие материалы из Михайловского Златоверхого собора попали в Ленинград еще до войны 1941-1945 гг., и их будущее тоже неизвестно.

- А каково будущее самого собора?

- Михайловский Златоверхий намечено восстановить - или, вернее, воссоздать - к апрелю 2000 г. И уже сейчас полным ходом идет то, что официально названо «строительством» собора. Хотя, мне кажется, слова «восстановить» и «построить» тут не подходят: тот уникальный Златоверхий собор утерян навсегда. И это - еще одна незаживающая рана Украины.

...Вспомнился мне после разговора с Н.Никитенко английский город Ковентри, где в раннее средневековье был построен громадный собор, вошедший в историю как Ковентрийский храм. Он был разбомблен немецкой авиацией в годы второй мировой войны, а его руины до сих пор притягивают туристов. А рядом с величественным местом успокоения погибшего собора англичане в начале 50-х гг. построили новый Ковентрийский храм, как символ того, что новое поколение следует христианским традициям прошлого. Следуем ли традициям прошлого мы или же просто в очередной раз возводим «храм на крови» - вернее, на руинах?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме