НЕУЖЕЛИ ТОЛЬКО МОГИЛЬНЫЙ КАМЕНЬ?

Поделиться
На страницах «ЗН» № 12 (437) была опубликована статья «Смерть Замковой горы». На первом плане — фотог...

На страницах «ЗН» № 12 (437) была опубликована статья «Смерть Замковой горы». На первом плане — фотография, иллюстрирующая невеселый рассказ о разрушении исторического памятника Киева: похожая на книгу могильная плита с надписью «Петръ Иванович Линицькій. Професоръ К.Д.А.» Сегодня все, кому небезразлична украинская культура, легко расшифровывают аббревиатуру К.Д.А — Киевская духовная академия, центр культуры, науки, духовности Украины минувших веков.

А вот имена ее профессоров только в последние годы начали проступать из мрака прошлого. В 1997 г. увидело свет обстоятельное исследование Н.Щупик-Мозговой «Петр Линицкий: жизненный путь и духовное наследие», но, разумеется, бестселлером эта книга не стала, и место ей определено на полках некоторых научных библиотек. Философ и ученый, которым гордилась бы любая европейская нация, надежно забыт на родине. Даже могила его, как свидетельствует фото в популярном еженедельнике, разрушена и осквернена.

Скупые рукописные страницы воспоминаний его современников и коллег, хранящиеся в Национальной библиотеке им. В.Вернадского (или уже погибли после прошлогоднего «наводнения»?) дают минимум информации о жизни и деятельности П.Линицкого. Более красноречивы его статьи в «Трудах Киевской Духовной Академии» и в некоторых религиозных и светских изданиях. Они раскрывают внутренний мир этого человека, течение его мыслей, развитие идей, концепцию восприятия мира и взаимосвязи, существующей между людьми, событиями, словами.

Петр Иванович Линицкий родился 23 ноября 1839 г. в древнем городке Лебедине Харьковской губернии в семьи священника. Священническая стезя была начертана для него уже с детства, и она его вполне удовлетворяла. Юноша закончил Охтырское духовное училище и Харьковскую духовную семинарию. Как один из лучших учеников был направлен для продолжения учебы в Киевскую духовную академию.

Следует отметить, что 1861—1865 гг. — а именно тогда он получал образование в Киевской духовной академии, — были одними из самых интересных в жизни этого научного заведения. Антикрепостническая реформа вселяла веру в возможность свободы, изменений не только государственного строя, но и внутреннего мира личности. Однако утопичность общественных и собственных иллюзий Петр Линицкий понял очень быстро, и разочарование от осознания невозможности «внешней свободы» осталось у него на всю жизнь.

В академии господствовало учение Канта, и Петр Линицкий не стал исключением: увлекшись кантианством, он развивал на его основе собственные идеи. В 1869 г. юноша защитил кандидатскую диссертацию, получив ученое звание доцента философии, а в 1976 г. тогда еще совсем молодой ученый стал доктором богословия, ординарным профессором философии Киевской духовной академии. Ординарный — это официальное определение, означающее «штатный». На самом же деле он был неординарным, ярким, глубоким ученым, блестящим лектором и любимцем студенческой молодежи. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что большинство его учеников при написании своих воспоминаний о Киевской духовной академии с уважением и почтением вспоминали Петра Линицкого и его лекции.

Удачно складывалась и личная жизнь. Он состоял в браке с Марией Николаевной Чудиновой, родившей и воспитавшей пятерых детей. Мария Николаевна хорошо понимала характер своего мужа — кабинетного ученого, философа по призванию, и не беспокоила бытовыми делами, создавая ему необходимую для труда атмосферу. Возможно, благодаря преданности, уму и любви этой женщины Петр Линицкий сформировался как крупный мыслитель.

С 1861 г. вся его жизнь связана с Киевской духовной академией, где за ним закрепилась слава продолжателя традиций украинской идеалистической мысли. Он доказывал: вопрос существования Бога, безусловного, всемогущего, созидающего существа, столь важен, что все проблемы познания, мышления, человеческого существования можно рассматривать и разрешать исключительно через идею Всевышнего.

Эти мысли Петр Линицкий развивал в лекциях, прочитанных студентам академии, в изданной в Киеве в 1901 г. книге «Основные вопросы философии», наконец, в многочисленных выступлениях на страницах периодики.

Много внимания уделял П.Линицкий роли личности в истории, пристально следил за философскими, социологическими и психологическими научными находками, открытиями и концепциями. Поэтому неудивительно, что в кругу его научных интересов оказалась лиро-мифологическая система Фридриха Ницше, в то время очень популярная в среде художественной интеллигенции. Обоснованные критические статьи П.Линицкого, посвященные проблеме личности в ее ницшеанской трактовке, публиковались на страницах «Трудов Киевской духовной академии» и в журнале «Вера и разум». Ницшеанской личности он противопоставлял Христа в качестве воплощения всех положительных качеств человечности.

Близкой этим публикациям по тематике была и статья «О свободе воли» (ТКДА. — 1905, № 2), в которой автор, рассмотрев различные философские концепции свободы воли, приходит к выводу, что «с признанием свободы воли связано признание ответственности за свои дела и поступки, поскольку воля настолько свободна, насколько ей позволяет совесть». Законы нравственности были центром внимания не только для киевских неокантианцев, но и вообще для всей школы украинской идеалистической мысли.

Заслуживает внимания одна из последних статей П.Линицкого, опубликованных на страницах ТКДА, получившая довольно широкое и обобщенное название — «Об искусстве» (ТКДА. —1905, № 9). Рассматривая религию в качестве колыбели искусства, П.Линицкий доказывал, что художественные произведения, написанные под влиянием научных доктрин, теряют необходимую им образность, жизненность, поскольку художник не способен передать душевное состояние своих героев. Выступая против так называемого массового искусства, он доказывал, что оно не «просто развлекаловка», но инструмент разорения души человека.

Сочетая глубину мысли с популярным изложением, доступным каждому желающему ее понять, П.Линицкий через выступления на страницах периодических изданий сумел донести философские идеи до сознания довольно широкой аудитории.

1905 год принес жажду изменений не только демократически настроенной интеллигенции. Студенческая молодежь Киевской духовной академии, а также ее профессора и преподаватели разделились на «левых» и «правых» по отношению к революционным событиям. Большинство студентов, естественно, относилось к «левым». Ветер революции еще не принес в уютные стены древней академии бурю изменений, которая разбросала и завертела в смертельном смерче духовенство.

Петр Линицкий довольно скептически относился к революционному движению, поскольку был уверен, что развитие общества возможно лишь путем эволюции, прочие формы (революционные в их философском значении, без тех идеологических наслоений, которые привнес ХХ в.) только мешают поступи человечества. Марксизм и социализм, мода на которые захватывала молодой незрелый разум, представлялись ему спекулятивными учениями, противоречивыми и утопическими.

Петр Линицкий неутомимо повторял студентам и коллегам, что внешние изменения невозможны без внутренних. Он неоднократно выступал против столь популярных тогда террористических актов, воспетых в качестве подвигов в леворадикальной прессе и поэтизированных в декадентских стихах. Выступал он и против массовых демонстраций, призывая студентов духовных заведений не принимать в них участия.

Этот момент стал одним из решающих факторов трагического недоразумения, возникшего между этим талантливым ученым и педагогом и его учениками: захваченные революционными событиями молодые люди не пожелали прислушаться к предостережениям профессора. Его объявили оппортунистом, а затем и предателем. Вчерашний любимец студенческой молодежи был холодно и враждебно встречен в аудиториях.

П.Линицкий очень тяжело переживал конфликт со студентами. Ему было горько и больно, поскольку он не нашел понимания среди учеников, сочувствия у коллег. Разочаровала его и сущность человеческих душ, которые свободу воли в ее кантовском понимании променяли на мгновенные вспышки страстей и чувство единства, возникающее в толпе.

12 июня 1906 г. Петр Иванович Линицкий умер от сердечного приступа. Дальнейшие исторические события не способствовали развитию его учения о свободе воли бессмертной души человека, поскольку «свобода» и «воля» стали составляющими популистских лозунгов, бессмертие души объявили предрассудком, а человек... Человека не стало, остались «народные массы», для манипуляций которыми философское учение Петра Линицкого совершенно излишне.

А церковь, возрождающая традиции? Неужели современное духовенство не интересуется историей православия в Украине? Возможно, еще не поздно, и могильную плиту, под которой был захоронен прах этого человека, успеют перенести в Киево-Печерскую лавру, на мемориальное кладбище, на любую древнюю киевскую улицу, по которым почти полвека ходил профессор Петр Линицкий, размышляя о путях совершенствования человеческой личности.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме