Об Ольгерде Бочковском (1885-1939) я впервые услышала от литературоведа - профессора Леонида Куценко в конце 90-х, когда он вернулся из Чехии, где исследовал пути-дороги Евгения Маланюка. Это было время, когда Украина осмысливала интеллектуальное и художественное наследие своих эмигрантов (этот процесс, по-видимому, до сих пор не завершен), не переставая удивляться его многогранности.
Первыми, конечно, достучались до сердца земляков те, кто был эмоционально вдохновлен, - поэты, прозаики, публицисты. Уже сегодня имя Ольгерда Бочковского, еще недавно ни о чем не говорившее степнякам, возвращается на свою малую родину: прошлой осенью в городке Долинская открыта мемориальная доска (скульптор Виктор Френчко) известному в мире политологу, социологу, журналисту, родившемуся здесь.
Глава католической семьи Бочковских Аполлон работал на железной дороге, поэтому именно на станции Долинская появился на свет один из его сыновей - Ольгерд. Из Долинской семья перебралась в Екатеринослав, где ребенок начал учиться. В 1899 году Бочковские переехали в Елисаветград. Здесь Ольгерд поступил в земское реальное училище - знаковое для нашего края учебное заведение. В разное время здесь учились Александр Тарковский, братья Тобилевичи, Евгений Чикаленко, Евгений Маланюк, Юрий Яновский. Кто же знал, насколько мистически судьба обойдется с ними - Евгений Маланюк будет студентом Бочковского в Украинской хозяйственной академии в Подебрадах, Евгений Чикаленко умер почти на руках Ольгерда, Николай Садовский бывал у него в Чехии...
В 1903 году Ольгерд-Ипполит (в католических семьях была традиция давать двойные имена) почти на отлично - одна четверка по русскому языку - закончил реалку. Высшее образование начал получать в Петербурге - политехника, лесной институт. И когда неравнодушие к революционным событиям 1905 года стало угрожать арестом, эмигрировал. Позже он напишет: «З московської в’язниці царату я тікав у Європу, немов додому. На жаль, при ближчому знайомстві з Європою, перебуваючи в її серці, я незабаром переконався, що вона далека від того ідеального образу, який у мене витворився там, над Дніпром…» Целью Ольгерда был Париж, но второй Родиной для нашего земляка стала Прага.
Здесь, в Карловом университете, он завершал обучение, здесь стал дружить с Томашем-Гарригом Масариком, будущим президентом Чехословакии, что потом неоднократно выручало его.
Очевидно, что полуполяк-полулитовец (по рождению) Бочковский менее всего мог чувствовать себя причастным к украинскому делу. В Чехии онемеченная интеллигенция возвращалась к своим национальным корням, и этот факт не мог пройти мимо внимания Ольгерда. И окружение, и научные интересы постепенно повернули его сердце к той земле, где он появился на свет, где рос и мужал. Формированию его взглядов способствовали и лекции Масарика о национальных проблемах в странах Европы. Кировоградский исследователь историк Сергей Шевченко предполагал (и ему трудно возразить), что осознание того, что он украинец, пришло к О.Бочковскому уже в эмиграции.
Он начал глубже интересоваться, исследовать особенности национального становления финнов, поляков, украинцев. Одна из его первых зрелых работ - «Поневолені народи царської імперії, їхнє національне відродження та автономічні прямування» написана в 1916 году. Через несколько лет, когда Киев оккупировала деникинская армия, эту научную работу публично сожгли как вредную для «единонеделимцев». Интересно было бы издать ее сегодня - вряд ли она потеряла актуальность.
Кстати, из богатого научного наследия Ольгерда Бочковского в современной Украине опубликована только главная работа - «Вступ до націології» (1998 год, благодаря усилиям профессора Екатерины Шудри), другие же остаются неизвестными не только для массового читателя, но и для земляков-исследователей. Определенной неожиданностью для меня стало то, что кроме многих статей об этнополитике, нациологии (он объединил многочисленные теории о нациях в единую науку), Бочковский еще и автор учебника «Основи журналізму»!
Во время работы секретарем дипломатической миссии Украинской Народной Республики в Праге (1918-1923 годы) О.Бочковский основал издательство «Пізнаймо Україну» и успел издать 14 книг на чешском языке, всесторонне представляющих его родную землю. Известно, что он сотрудничал с Иваном Огиенко, печатался в изданиях, которые редактировал Симон Петлюра...
Уже в 30-е годы, когда в Украине свирепствовал голод, О.Бочковский возглавил Украинский комитет помощи голодающим, который пытался доказать равнодушному миру и сытой Европе, что Украине необходима помощь. Его обращение из Праги к председателю сената Франции Эдуару Эррио, не признававшему голод даже после поездки в советскую Украину («политкорректность» того времени!), можно назвать образцом пламенной публицистики.
Вообще его творческое наследие представляет интерес не только для науки. Оно может быть и практическим руководством, ведь основным субъективным фактором в развитии наций он считал национальное самосознание и национальную волю. «Нема народів ні великих, ні малих, є лише народи, кожен з яких має право на незалежне існування. …Нація - це воля бути нацією», - писал О.Бочковский. Разве не актуально это высказывание в наших условиях растерянности и торжества украинофобии?
Отдельной страницей в жизни Бочковского, по-видимому, остались годы преподавания в Украинской хозяйственной академии в Подебрадах, где собрался тогдашний цвет украинской эмиграции - и среди преподавателей, и среди студенчества. Вообще в 20-х годах в Чехословакии осело более двадцати тысяч украинцев-изгнанников. Как пишет в своей исследовательской статье «Філософ з Долинської» известный краевед и литератор Григорий Гусейнов (трехтомник «Незаймані сніги»), студент Украинской хозяйственной академии Евгений Маланюк называл учебное заведение лабораторией, где культивировался тип нового украинца. Всего в Подебрадах в те годы образование получили свыше пятисот молодых украинцев. А когда правительство Чехословакии прекратило финансировать академию, именно Бочковский возглавил «Товариство прихильників УГА», чтобы обеспечить самофинансирование учреждения.
Позднее О.Бочковский преподавал социологию и нациологию в Украинском свободном университете в Праге. Зная 20 европейских языков, покоряя своих студентов широкой эрудицией, знаниями во многих научных областях и благородством в отношениях.
В конце 30-х Ольгерд Бочковский по приглашению земляков выступал с лекциями в Канаде и Франции. Планировалась поездка и в США, но состояние здоровья не позволило профессору ее осуществить. Не успел он написать и исследование «Расизм і арійство» - чтобы предостеречь от проявлений фашизма, который тогда активно насаждался в Европе.
Не успел, но сейчас возвращается к землякам, среди которых родился, интересы которых защищал всю жизнь, поселив в своем сердце Польшу и Украину рядом.