НЕ УВЕРЕН — НЕ ПОКУПАЙ

Поделиться
«Лопухнувшись» в очередной раз на рынке или даже во вполне солидном магазине, наверное, любой покупатель задумывается над тем, насколько реально в нашей стране защитить свои потребительские права...

«Лопухнувшись» в очередной раз на рынке или даже во вполне солидном магазине, наверное, любой покупатель задумывается над тем, насколько реально в нашей стране защитить свои потребительские права. Решив, что добиться правды невозможно, нередко он дает себе зарок не ходить в «проштрафившийся» магазин, а данным товаром не пользоваться вовсе и, выбросив покупку в мусорное ведро, скоро забывает о случившемся. О том, как на самом деле обстоят дела с защитой прав потребителей в Украине, мы попросили рассказать начальника Управления по защите прав потребителей Госстандарта Ольгу Соколову.

— Если человек приобрел некачественный товар в магазине и у него имеется чек, то особых проблем с возмещением ущерба не возникнет. В первую очередь нужно попытаться вернуть неликвид в ту торговую точку, где он был приобретен. Как правило, продавцы знают, чем торгуют, и либо тут же меняют некачественный товар, либо возвращают за него деньги. Конечно, случается, что продавец считает проданный товар достаточно качественным, чтобы не компенсировать его стоимость. В таком случае покупатель может обратиться в территориальное управление по защите прав потребителей с заявлением. По факту его подачи будет проведена экспертиза и, если товар действительно окажется некачественным, продавцу предложат возместить ущерб. Если он и после проведения экспертизы будет упорствовать, то дело передадут в суд. В 2001 г. в наше управление поступило более 17 тыс. жалоб. Каждая из них была рассмотрена, а с сорока тысячами заявителей наши сотрудники побеседовали лично.

— Главный бич, наверное, толкучки — рыночный «клондайк» для торговцев неликвидом? Там покупатель абсолютно беззащитен.

— Это действительно так. Около 80% товаров, которые продаются на рынках, — неизвестного происхождения, большинство из них не соответствует нормативным документам, а некоторые и вовсе опасны. Большой проблемой являются и продовольственные рынки, в особенности потому, что сегодня практически полностью отсутствует торговля овощами, зеленью и рядом других жизненно необходимых продуктов в магазинах. В принципе, у каждого рыночного торговца должно быть разрешение либо от санитарного врача — на продажу продуктов растениеводства, либо от ветеринарной службы — для продуктов животного происхождения. Но мой совет: если не уверены в продукте — не покупайте.

— Как быть, если некачественно оказаны услуги, скажем, в парикмахерской. Когда стрижка неаккуратная и это видно всем, то «мастер», наверняка, без особых препирательств исправит ошибку. А если меня подстригли аккуратно, но вовсе не так, как просила?

— Механизм получения сатисфакции тот же: необходимо сразу обратиться в то предприятие, которое оказало услугу, а в случае отказа подать заявление в территориальное отделение защиты прав потребителей. Затем, в случае необходимости, отстаивать свои права в суде. Хотя, конечно, в таком деле добиться чего-либо сложно.

— Насколько в принципе результативно обращение за защитой потребительских прав?

— Достаточно результативно. Большинство споров потребителей с продавцами товаров и услуг решаются уже сразу после вмешательства органов по защите прав потребителей либо после предоставления результатов экспертизы. В отдельных случаях дело доходит до суда (в этом случае наши сотрудники помогают собрать необходимые документы и оформить судебный иск). Из уже названных 17 тысяч заявлений 179 рассматривались в суде, причем в 81 случае дело решилось в пользу потребителя.

В прошлом году органами Госстандарта было проверено почти 40 тыс. предприятий, более чем в 36 тыс. обнаружено 300 тыс. нарушений. По результатам проверок 37 тыс. человек привлечено к административной ответственности, в общей сложности наложено штрафов на 12941 тыс. грн., на 16648 тыс. грн. забраковано товаров.

— Тем не менее потребитель на рынке защищен слабо. Качество далеко не всех товаров можно определить без специального оборудования. К примеру, состав ткани, из которой сшита одежда (некоторые составы при соприкосновении с телом способны давать канцерогенный эффект), изготовлена обувь, или качество детского питания (его, кроме самого малыша, никто, как правило, не ест). Безопасность граждан, в том числе и как потребителей, должно обеспечивать государство. Причем не только реагируя на жалобы (скорее, это лишь верхушка «айсберга»), но и проводя активные проверки торговых точек, создавая условия, при которых торговля некачественными товарами становилась бы невозможной.

— Территориальные управления по защите прав потребителей постоянно проводят такие плановые проверки. Однако для организации более эффективного контроля не хватает кадров. Сегодня в системе защиты прав потребителей находятся 27 управлений, в которых трудятся 333 человека — это на всю страну. Государство активно занимается проблемой защиты граждан от нечестных субъектов рынка. Помимо основного закона «О защите прав потребителей» у нас действует целый ряд законов и постановлений Кабмина, регулирующих отношения между продавцом и покупателем и защищающих последних. В частности, закон о рекламе, постановления о качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья, об ответственности поставщика за поставку и реализацию некачественной продукции и другие.

Постепенно происходит гармонизация нашего законодательства в этой области с европейским. В нынешнем году отечественная система защиты прав потребителей поднялась, можно сказать, на качественно новую ступень. В январе был подписан указ Президента «О мерах по усилению государственной защиты прав потребителей». Им предусматривается не только усиление государственной защиты прав потребителей, но и повышение эффективности контроля за качеством и безопасностью товаров, работ и услуг. Создан межведомственный совет по вопросам защиты прав потребителей, в который вошли представители различных министерств и ведомств. В исполнение указа подготовлен проект программы защиты прав потребителей на 2002—2005 годы. Им предусматривается создание системы обучения защите прав потребителей не только профессионалов, но и самих покупателей, причем начиная со школьной скамьи. Ведется работа по созданию системы оперативного взаимного сообщения органов государственного контроля при обнаружении опасных, фальсифицированных и некачественных товаров. Подобная система действует в странах ЕС. Создав собственную, Украина сможет подключиться к европейской системе и иметь возможность вовремя получать информацию о некачественных товарах, появившихся на прилавках Европы. К сожалению, многие из них всеми правдами и неправдами проникают на рынки стран СНГ и успешно реализуются.

НЕСКОЛЬКО СТРОК К ИСТОРИИ ВОПРОСА

Если в Украине система защиты прав потребителей только формируется, то в Европе и США она имеет давние корни. Движение потребителей в защиту своих прав и интересов родилось в 30-х годах в США. Подъем и спад экономики в 1929 году обусловил особое, привилегированное положение человека как потребителя товаров и услуг. Однако Вторая мировая война сместила шкалу приоритетов. Человек как потребитель отошел на задний план, а потребительское движение потеряло свою активность. Только в 50-х годах прошлого столетия потребительское движение не только возрождается, но и охватывает многие страны Америки и Европы.

Впервые в мире на правительственном уровне мысль о защите прав потребителей высказал президент США Джон Кеннеди в 1961 г. в «Послании к Конгрессу». Вопрос о правах потребителей обсуждался и решался не только в США, но и в Европе. 1 апреля 1960 года пять организаций потребителей из промышленных стран (США, Великобритания, Голландия, Бельгия и Австралия) создали Международную организацию союзов потребителей со штаб-квартирой в Гааге, столице Голландии. В 1973 году 25-й сессией консультативной ассамблеи ЕС принята Хартия защиты потребителей. Она утверждает пять основных положений: право потребителей на защиту и помощь, право на компенсацию в случае ущерба, на консьюмерскую информацию, на консьюмерское образование, а также право на представительство и консультацию.

9 апреля 1985 г. принята Декларация ООН «Руководящие принципы для защиты потребителей», а в ноябре 1989-го была принята «Варшавская декларация потребителей». Тогда в Варшаве встретились представители организаций потребителей Восточной и Западной Европы, Вьетнама, Австралии и США для обсуждения общих проблем. Они выработали общие принципы и направления деятельности, а также договорились о совместных действиях и взаимной поддержке.

Украинский потребитель, в случае если его права попраны, может обратиться в территориальное управление по защите прав потребителей либо за консультацией в Украинский центр по защите прав потребителей по телефону
(044) 468-33-23.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме