Наставничество: плюсы и минусы

3 декабря, 2016, 00:00 Распечатать Выпуск №46, 3 декабря-9 декабря

В Украине 104 тыс. детей, которые находятся в более 600 интернатах.  Украинское общество в своем отношении к системе пребывания детей в интернатах разделилось 50 на 50. Чтобы не нарваться на негатив, приходится использовать понятные для широкой общественности инструменты. Например, наставничество для детей-сирот и лишенных родительской опеки.

Оксана с шести лет жила в интернате. Бабушка-опекун не справлялась с шустрой девочкой и написала заявление о временном помещении ее в учреждение недалеко от дома. 

Сначала было сложно. Оксана долго не могла наладить отношения с детьми, училась защищать свои вещи, еду, иногда приходилось драться. Шло время, постепенно научилась стоять за себя. Бабушка совсем перестала ее проведывать. К другим детям приходили потенциальные родители знакомиться, некоторых даже забирали. Оксана ждала лета, когда их должны были везти в Америку. Там она рассчитывала найти семью… 

В Америке Оксана бывала каждое лето вот уже пять раз, но как-то не складывалось — кочевала по разным семьям, в Макеевку за ней никто не приехал. Когда умерла бабушка, девочке было почти 12 лет. Воспитатель сказала: "Не рассчитывай на семью, любят только малышей". И Оксана ненавидела всех, кто младше, но продолжала ждать. В интернат приходили волонтеры, спонсоры, мелькали лица, но никто по-настоящему значимым для нее так и не стал. А тепла и заботы хотелось. 

В 14 лет Оксана пошла учиться в ПТУ, там были все интернатовские. Через полгода влюбилась, а потом забеременела. Мастер сказала делать аборт, Оксана сопротивлялась. Родила — из общаги выдворили. Пожила у знакомой. С ребенком сложно: болеет, хочется гулять… Написала заявление на временное размещение в доме ребенка…

Круговорот сирот в природе. Репликация детского горя. Как помочь, какие методы эффективны, а какие — нет?

Украина уже более 10 лет реформирует систему защиты прав детей. Европейский опыт, к которому мы обычно апеллируем, имеет четкие подходы и отработанные инструменты. Это выглядит так: деинституциализация = закрытие интернатных учреждений + развитие социальных услуг для предотвращения разлучения детей с родителями и для воссоединения семей + развитие альтернативных форм опеки: усыновление, приемные семьи, детские дома семейного типа (ДДСТ), патронат (краткосрочная приемная семья экстренного размещения) + перераспределение ресурсов из интернатных учреждений на услуги для семей и детей по месту жительства.

В Украине 104 тыс. детей, которые находятся в более 600 интернатах. Это рабочие места для 68 тыс. людей. Украине такая забота о детях обходится в 6,4 млрд грн ежегодно.

Чтобы начать реальную реформу со сложным непонятным названием "деинституциализация", нужно тщательно готовить общественность. Поскольку любое посягательство на интернат обычно вызывает реакцию: а что же будет с детьми? Украинское общество в своем отношении к системе пребывания детей в интернатах разделилось 50 на 50. Чтобы не нарваться на негатив, приходится использовать понятные для широкой общественности инструменты. Например, наставничество для детей-сирот и лишенных родительской опеки.

22 ноября состоялся саммит по наставничеству, вызвавший интерес среди представителей бизнеса, общественных и религиозных организацией. Простая и понятная помощь ребенку — стать его другом. Наставничество трансформируется из волонтерского движения в социальную работу. Реалистично ли подготовить 104 тыс. наставников? Скорее, нет. Это интересный пиар-ход. Как минимум, теперь какая-то часть украинцев знает точно, сколько детей находится в интернатах. 

Нужно ли такое количество наставников? Однозначно, нет. Подготовка наставников — от процесса вовлечения до сопровождения — это ресурсы, которые нерационально расходовать на такую социальную работу, при условии, что Украина собирается начинать реформу интернатов. 

Что хорошего в этом движении? 

Во-первых, интерес украинцев — активной молодежи, представителей бизнеса, журналистов, маркетологов и пиарщиков — т.е. проблемы детей и поиск измеримых методов помощи востребованы. Поддержание этого интереса должно повлиять на отношение широкой общественности к интернатам, к фактам нарушения прав детей в учреждениях.

Во-вторых, из 104 тыс. воспитанников интернатов 90% детей имеют родителей, и чтобы к ним пришли наставники, нужно получить их согласие. Значит, есть вероятность, что социальные службы все же дойдут в семьи, и если семья неблагополучная, то ребенок сможет получить статус "лишенный родительской опеки". 

В-третьих, среди наставников всегда есть категория потенциальных усыновителей, которые с помощью наставничества попадут в интернат и примут взвешенное решение в пользу семьи.

В-четвертых, наставничество — инструмент, который может вскрыть системные проблемы нарушения прав детей в учреждениях. Важно на старте разработать механизм реагирования на нарушения — кто и куда обращается, какие действия предпринимаются, кто несет ответственность, и как реабилитируют ребенка и наставника.

В-пятых, профессиональная мотивированная команда идеолога наставничества "Одна надежда", воодушевленная идеей и умеющая вовлечь других. Их ресурса будет явно недостаточно для такой сверхзадачи, поэтому важно интегрировать, обучать общественные организации в регионах.

Активисты украинской сети по правам детей, в которую входят девять эффективных украинских и международных организаций, работающих в сфере защиты прав детей, поделились своим опытом в сфере наставничества и реформирования системы защиты прав детей. 

Василина Дыбайло, "Партнерство "Кожній дитині": "Я бы разделила эту ситуацию на два аспекта: 1) наставничество как инструмент поддержки уязвимых детей и 2) инициатива по поиску 104 тыс. наставников. 

Относительно первого. "Партнерство "Кожній дитині" является сторонником наставничества как инструмента социальной работы с уязвимой молодежью, в частности той, которая выходит из-под опеки. Опираясь на международный опыт, считаю, что наставничество может применяться ко всем уязвимым категориям молодежи — детям в институциях, приемных семьях и даже к детям из неблагополучных или кризисных семей. Но, конечно, в каждом подходе есть свои особенности. 

Наша организация определила для себя утверждение наставничества как одного из элементов социальной интеграции выпускников интернатных учреждений. Начали мы эту работу еще в 2008-м с небольшого проекта для выпускников школы-интерната в Тараще. А в 2010–2014 гг. внедряли наставничество как часть модели социальной интеграции выпускников интернатных учреждений в проекте "Уверенный старт" на четырех пилотных территориях Киевской области.  

Подчеркиваю: мы видим наставничество как элемент комплексной модели, состоящей из: 1) индивидуальной работы социального работника (государственного или негосударственного) по оценке подготовки и планирования подготовки к самостоятельной жизни; 2) прохождения обучения (групповой работы) по развитию жизненных навыков (в форме еженедельных молодежных клубов) и 3) наставничества. 

Соответственно, в рамках проекта мы разработали алгоритмы как отбора наставников, так и их подбора молодыми людьми (просто назначить наставника — не работает. Важно, чтобы это был выбор и решение молодого человека был), программа обучения наставников, договор, алгоритм взаимодействия с социальным работником, сопровождение и помощь наставником. 

В рамках проекта мы выдавали определенные карманные деньги наставникам, которые также работали над выполнением индивидуальных планов выпускников. В результате всего за четыре года нашу программу прошли 220 молодых людей (9–11 классов), из них наставников имели только 40 чел. С начальным опытом проекта можно ознакомиться в журнале "Права детей". 

На основе наработок проекта, а также опыта других организаций Украины был разработан проект Госстандарта социальной услуги "Социальная интеграция выпускников интернатных учреждений". Его обсуждение прошло еще в январе 2013 г. на конференции, проводимой совместно с организацией "СОС Детские деревни — Украина". К сожалению, потом у Минсоцполитики не было времени и вдохновения заниматься этим стандартом. И только в этом году к нему вернулись. Стандарт, наконец, утвержден. Как и все нормативные акты, он не идеален, но, что очень важно, предусматривает предоставление этой услуги разными субъектами — как государственными, так и негосударственными. 

Соответственно, основной вывод из опыта нашего проекта таков: наставничество —это необычайно эффективный инструмент поддержки молодежи, важный для стабильности, уверенности и подготовки к самостоятельной жизни молодых людей. Но это очень затратный инструмент по времени и человеческим ресурсам — отбор, обучение, сопровождение наставников, обеспечение безопасности ребенка, конфиденциальности и т.д. 

 Исходя из этого, относительно инициативы привлечения 104 тыс. чел.,  я думаю, что это нереально. И рассматривать такую инициативу следует исключительно как способ обратить внимание на проблему нахождения детей в интернате. Во-первых, не все дети будут иметь наставников, поскольку имеют полное право отказаться от такого сотрудничества. Во-вторых, соглашусь с мнением коллег, нужно выставлять приоритет наставничества для выпускников. Такая форма не совсем целесообразна для семи- или девятилетнего ребенка, хоть и не всегда. В-третьих, если у ребенка есть родители, и они не лишены родительских прав, то их согласие на наставничество, думаю, должно быть". 

Евгения Рзаева, фонд Р.Ахметова: "По своему опыту мы знаем, что возможно и нужно работать на предотвращение попадания детей в интернатные учреждения. Необходимо работать с семьями и не допускать той точки невозврата, когда биологическую семью уже невозможно спасти, когда в семье уже есть угроза жизни и здоровью ребенка, когда единственным выходом становится изъятие ребенка из семьи и лишение родителей родительских прав. 

Мы глубоко убеждены, что детям — не место в интернатах, только в семье ребенок может полноценно развиваться. К сожалению, реальность такова, что не всех детей усыновляют и устраивают в приемные семьи/ДДСТ.

Дети живут в интернатных учреждениях. Очень многие их них, так и не дождавшись своих родителей, выходят в чужой, незнакомый мир, в самостоятельную жизнь. Совершенно одни.

Фонд поддерживает идею наставничества и с 2016 г. начал реализацию проекта "Наставничество" в двух пилотных учреждениях. Мы считаем, что наставничество — это не альтернатива усыновлению и семейным формам воспитания. Не нужно подменять эти понятия. В нашем проекте наставничество — всего лишь способ помочь детям-сиротам старшего возраста (от 12 лет), у которых шансов попасть в семью меньше, чем у детей младшего возраста. Как? С помощью наставников, с которыми устанавливаются доверительные дружеские отношения. И это является основой всего. 

Отличительной особенностью проекта фонда является достижение конкретных целей в социализации, профориентации, обучении ребенка, и в этом огромную роль играет его собственный значимый взрослый — наставник.

Учитывая вышеизложенное, фонд продолжает считать своим приоритетным направлением "Усыновление и развитие семейных форм воспитания", параллельно развивая идею наставничества для детей-сирот старшего возраста, проживающих в интернатных учреждениях с обязательным акцентом на соблюдение лучших интересов детей". 

 По мнению  директора "СОС Детские деревни — Украина" Андрея Чуприкова: "1) Для ребенка важен "свой взрослый", с которым он поддерживает крепкие позитивные и продолжительные отношения, что позволяет ему развиваться. Однако такие отношения могут быть созданы, когда взрослый искренне заинтересован в ребенке, и у ребенка есть возможность в любой удобный для него момент обратиться к этому взрослому за поддержкой, советом... Это невозможно для ребенка, который остается внутри закрытой системы. В подобной ситуации развитие наставничества может дать некоторые плюсы, но они не сильно касаются самого ребенка.

2) Наставничество в предложенном "всеохватывающем" виде будет оттягивать ресурсы от деинституализации и развития семейного устройства детей. Это явно не в интересах детей.

3) Как нам видится, наиболее эффективно система наставничества может сработать с выпускниками интернатов. Уже нет возможности устройства ребенка в семью, нет препятствий для общения наставника и ребенка. Для детей, вступающих во взрослую жизнь, важна сеть поддержки. Также это совпадает с приоритизацией целей по устройству ребенка в интересах самого ребенка. Возвращение в биологическую семью — усыновление — опека — семейные формы устройства — подготовка к взрослой жизни. То есть мы обращаемся к наставничеству в последнюю очередь, когда все остальные варианты невозможны.

4) Обеспечить подобное число наставников и проконтролировать, что их отношения с ребенком безопасны, — невозможно. Это риск, который сложно минимизировать, но необходимо".

 Таким образом, наставничество как вид социальной работы с уязвимыми подростками, находящимися в интернатах, не является новым явлением для Украины. Различные организации в разный период использовали этот инструмент для помощи детям. Некоторые директора интернатов уверены, что у них давно и успешно внедрено наставничество, которое они называют "шефством". Особенно в индустриальных городах, где крупные заводы всегда поддерживали интернаты. 

Международный опыт. В октябре т.г. в Женеве прошла международная конференция "Альтернативная опека". В ней участвовали представители правительств государств, общественных организаций и ученые. Основные выводы, которые были сделаны экспертами и практиками: 1. Альтернативная опека (семейные формы воспитания) рассматривается как поражение профилактики сиротства, т.е. недостаточно качественная работа с семьей. 2. Нужно активно переубеждать доноров менять фокус финансирования с интернатов на семью. Пока в интернатах есть спонсоры, волонтеры и наставники, системных изменений не будет. 3. Альтернативная опека не может быть дешевой. Она должна быть качественной. От качества предоставляемых услуг зависит выход ребенка во взрослую жизнь, что и является целью семьи. 

На общем фоне воодушевления желанием быть другом и наставником ребенка-сироты в интернате важно помнить основные причины, по которым дети оказываются в учреждении: прежде всего, это бедность и ее производные — алко- и наркозависимость; инертность системы — интернаты всегда были, есть и будут, так проще; недоверие к приемным семьям и ДДСТ — если ты сам не можешь взять приемного ребенка, начинаешь подозревать в меркантильных целях других, тех, кто на это способен. Как правило, это отношение взрослых — тех, кто несет ответственность за судьбы детей. 

На самом деле, все давно придумано, и все рецепты известны. В том числе и в Украине. В разных регионах нашей страны реализуются успешные проекты и программы, предотвращающие попадание детей в интернаты — это центры матери и ребенка, центры поддержки семьи и детей. Есть эффективная практика возвращения детей из интернатов в биологические семьи, сложная, но важная социальная работа. Украинцы научились усыновлять, и сегодня усыновление ребенка до 10 лет — норма. Приемные семьи и ДДСТ с радостью будут принимать подростков, их опыт уникален. Однозначно, для этого необходима качественная система подготовки, сопровождения и мониторинга. И эта работа вполне по силам общественным организациям в условиях конкурентного рынка социальных услуг. Этот фундамент позволит наконец-то запустить уже разработанную стратегию деинституализации и изменить отношение к детям, ведь ребенок — не объект нашей безграничной  помощи, а человек со своими правами и, прежде всего, — правом на семью. 

Не хватает малого — реальной политической воли и профессионального пиара. И все будет. 

Но для того, чтобы защитить наших детей, следует сделать этот необходимый шаг, иначе репликация сиротства и жизненный путь Оксаны будет повторяться снова и снова, и разорвать этот круг с каждым годом будет все сложнее.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
  • Полное имя Полное имя 29 квітня, 12:44 Вместе с мужем мы усыновили мальчика из роддома- во время родов погиб наш ребенок Теперь ему будет 38 опыт не малый Хочу предложить себя в качестве наставника Муж умер год назад .Сын живет вместе со мной своей семьи пока нет. Закончил два высших работает.С моим предложением согласен.Хотела бы обсудить правовую сторону.Подскажите куда обратиться. Заранее благодарна согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно