Нас всех хакнули vs варим борщ вместе

18 октября, 2020, 16:57 Распечатать
Отправить
Отправить

Мы должны выйти из пространства навязанного спроса.

Нас всех хакнули vs варим борщ вместе
© Аргумент

Мы не можем сначала знать, что нам нужно, чем заполнить свое время. И это большая благодать. Знание того, что нам надо, приходит лишь как интуитивное озарение».

Так говорил вуйко Дезьо

Недавно я посмотрел интервью с Раймондом Паулсом. Среди прочего он рассказал о просмотре одного из современных фестивалей. Маэстро заметил, что ему показалось, будто все участники исполняют одну и одну и ту же песню. Эта чрезвычайно точная оценка мастера своего дела может быть и всеобъемлющей метафорой цивилизации, которую мы построили. Цивилизации, где информационное пространство стало одномерным, а «единственная песня», которая в нем звучит, — мотив навязанного спроса.

Смартфон превратился в ящик Пандоры. Пользователю предлагают все новые и новые приложения, которые помогут ему знать все: когда приедет троллейбус, когда будет отправляться поезд, где самая выгодная цена на зимние куртки, когда нужно прийти на встречу, кого поздравить с днем рождения и т.п.

Мы не замечаем, что это «удобство» противоречит фундаментальному корневому концепту «Замысла о человеке» — неопределенности, случайности поиска и ответственности за принятое решение. Все, что представляло суть существования человека, выносится на внешний носитель. По большому счету инструмент начинает выбирать и принимать решения. Сразу встает вопрос: «А что такое ответственность инструмента, ведь пользователь с себя ее снял и делегировал кому-то куда-то?» Поэтому сравнение с ящиком Пандоры метафорическое лишь условно.

Среди всех неожиданных смс-сообщений, которые я получаю, более 90% — предложение что-то купить или одолжить и купить. Бывают случаи еще хуже. Больше двух месяцев назад жене позвонили из финансовой кампании, работающей с «европейскими деньгами», как она о себе заявляет. Содержание разговора заключалось в том, что кто-то одолжил деньги, а номер телефона моей жены указал как номер поручителя или еще кого-то. Думаете, на менеджеров фирмы как-то повлияло объяснение, что такого человека в нашей семье никто не знал и не знает, что «воспитывать» нужно не нас, а исполнителя, который не проверил данную ему информацию во время оформления кредитного соглашения? Звонки и смс-сообщения поступают регулярно. В какой-то момент жена, после очередного объяснения своей непричастности к кредитным историям компании и угроз менеджеров передать дело коллекторам, просто перестала отвечать на звонки без определения имени. Однажды мы насчитали двенадцать звонков с разных номеров в течение часа — этакий «креатив» менеджеров для обхода функции «черный список». Особенностью является то, что телефонами в семье мы пользуемся в большинстве случаев лишь для общения между собой, поэтому понятно, откуда шел такой настойчивый «информационный поток».

Почему у меня каждое утро должно портиться настроение от осознания своего бессилия перед грубой силой рьяного дебилизма? Это не ошибка, не недостаток в организации работы компании. Это узурпация времени человека, вмешательство в его суверенное частное пространство.

Мы перестаем замечать, как нас принуждают вместе смеяться и плакать, любить и сердиться, сочувствовать и игнорировать и т.п. Я смотрю цену на имбирь. Сейчас она составляет около 50 грн за килограмм. Но мы же все хорошо помним, когда эта цена достигала 500 грн. И каким помощником в поиске имбиря были смартфон и социальные сети!

Заложенное, а, возможно, и эволюционно подобранное природе человека свойство копировать поведение окружающих, с распространением социальных сетей начинает играть с человечеством злую шутку, больше похожую на трагедию. И вся фантасмагория, возникшая вокруг реального бедствия, связанного с пандемией, красноречиво это подтверждает.

В последнее время я часто вспоминаю ситуацию на пешеходном переходе, когда все ждут зеленый свет, а машин нет. Следует кому-то одному начать переходить, нарушая при этом ПДД, как сразу появляются последователи. Тогда будто какая-то неизвестная сила начинает толкать в плечи и тебя, и нужно приложить некоторые усилия, чтобы оставаться на месте. Это естественное свойство беспощадно эксплуатируется в манипуляциях информационного пространства.

Сейчас мы идем к местным выборам. Рекламная стратегия кандидатов вообще уже не столько подсказывает что-то избирателю, сколько дезориентирует его. Интересно, кому из кандидатов удастся создать референтную группу, за которой потянутся другие? А разные побудительные мотивы, которые можно увидеть в рекламах-указаниях, каким и кем должен быть мэр! В отношении этого я знаю универсальное указание: «Мэром должен быть мой кум!». Правда, оно не персонифицировано, но я уверен, что большинство электората, увидев такое предложение, обязательно откликнется на него или ироничной улыбкой, или же мечтательным вздохом. А это будет означать лишь одно: этот человек — вовлечен. И уже не имеет значения, во что. Это и означает «хакнули».

Уже не человек властвует над своими мыслями, вниманием, смыслами услышанного или увиденного, используя средства коммуникации, а эти средства полностью руководят выбором человека, потому что они же и определяют настроение, желание, поведение и ход его мыслей. Об интуиции, интерпретации, импровизации — качествах, присущих человеку и определяющих личность — уже не может быть и речи, потому что эти качества искажены тотальной манипуляцией и внушениями. Человек неправильно понимает, чего он хочет, что может, имеет. О прошлом у него ошибочное представление, которое к тому же становится ситуативным, доктриной момента. Так что мы не можем говорить о каком-либо продуктивном опыте как переосмысленном прошлом. Без надежного и глубокого опыта путь в будущее превращается в путь окольный, горизонт планирования человека становится куцым. В отношении представления о мире тоже нельзя говорить ответственно, объективно и продуктивно, потому что человек скоординирован не к миру, а к извращенной модели мира, взаимоотношения с которой к тому же происходят через посредника — различные инструменты. Это уже не представление о мире, а алгоритмы действия этих инструментов. Самый загадочный вопрос «Кто есть я?» не просто не находит ответа, он даже не формулируется, потому что у человека атрофированы любопытство, поиск и чудаковатость, так что можно утверждать: уже устройство становится субъектом познания.

Собственно, мы очутились в ситуации, о которой с горечью предупреждал Хайдеггер в известном интервью журналу «Шпигель», когда описывал свои впечатления от первых фотографий Луны. Философ предупреждал, что человечество идет в плен к устройствам, которых уже не в состоянии ни понять, ни постичь. На веру в Бога и поэзию он указывал как на возможные предохранители от неминуемого фиаско человечества. Но цивилизация пошла в секуляризацию и рэп, сотворив неуемный баттл пустоты.

Я иногда обсуждаю с друзьями этот очевидный и опасный тренд развития цивилизации. Мы активно дополняем друг друга примерами навязанного спроса, ошибочного представления об успехе, счастье — навязанной жизни, ее имитации. Но наше упорство всегда гаснет, когда разговор возвращается к вопросу: а что же делать? Тогда приходится обращаться к сравнению мира — модели мира как его продолжения, где мы жили до сих пор, с нынешней выдуманной моделью мира как продукта, зажженного погоней потребления ума.

Метафорически это можно описать так: шелест косы по траве мы едва слышим и мы в нем живем. А грохот газонокосилки, триммера раздражает, но мы живем с ним.

У нас угнетающий самосогласованный процесс: созданная и создаваемая модель мира зажигает ум, а этот ум развивает и строит модель, которая продолжает уничтожать его природу.

Об инструментах нейромаркетинга, НЛП, примерах психологических атак и прочем писать я не буду. Но эта беда уже есть. Мы просто не можем даже представить себе, во что превратится ноосфера в случае, если искусственный интеллект, его необъятные мощности, попадет в руки и будет алгоритмизирован людьми без моральных принципов и предостережений. Единственный оптимистичный вариант — то, что сам искусственный интеллект «поймет» губительность жизни людей, ноосферы без императивов как безоговорочных моральных принципов, которые уже давно выпытали у Вселенной и пересказали нам пророки. Это — отдельная история, постичь которую сейчас или даже просто подходы к ее пониманию в состоянии имеющейся неопределенности, нереально и безответственно.

Мы должны выйти из пространства навязанного спроса. Эта установка понятна, но кажется невыполнимой. Можно лишь описать, что это должен быть путь просвещения, который изменит представление человека об успехе, счастье, своем месте в окружающем мире.

Я объясняю друзьям этот процесс метафорически: не заказывай еду с доставкой, а просто сам свари борщ. Это будет самый действенный шаг к выходу из губительных трендов.

Таким образом, мы сможем метафорически сформулировать и задачу и содержание просвещения: «Снова научить человека варить борщ». При этом смартфон из ящика Пандоры в духе использованных метафор сразу превращается в кулинарную книгу.

Чувствуете, как сразу иначе формулируется и наполняется содержание задач социальных сетей — «Варим борщ вместе!». Тогда пророческими становятся слова Виталия Чепиноги: «Борщ — это не «первое» и не «второе», это — главное!»

Может, это и будет выход из хакинга, узурпации кем-то личного времени человека, порабощения, куда нас поместили, завели, загнали?

В жизни каждого человека бывают моменты, когда нужно принимать решение и брать всю ответственность на себя, никому его не передоверяя.

На днях жена решила, что грядущая зима у нас будет с украинскими мотивами. Так что на кухне четыре баночки с украинским салатом после пастеризации уже стоят под одеялом.

Я носил помидоры, ратунду и морковь, крутил крышки и не путался под ногами.

Самое интересное, при этом совершенно неожиданно, импровизация — помидоры, которые мы взяли «на сок», жена решила замариновать, потому что они «хорошенькие». Так и сделали одновременно с салатом. Какое приложение включилось при этом в мозгу, сказать трудно, а может, и не нужно. В жизни человека всегда должна быть тайна, выход из которой мы называем озарением. И это дело нельзя никому делегировать, если мы хотим оставаться людьми.

Перезимуем!

P. S. Даже на пессимистическую версию развития событий (а все идет к тому) я смотрю с ироничным оптимизмом. В результате указанной самосогласованной манипуляции в недрах цивилизации со временем появится поколение людей (квазилюдей), которое будет неспособно создать хотя бы что-то. Человечество попадет в уже давно описанное состояние Вавилонской башни. Тогда вся эта фантасмагория успешно распадется. Так что мы окажемся в ситуации, о которой тоже упоминалось когда-то давно: «Последние станут первыми».

По материалам: ZN.UA /
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК