Обложка одного из номеров журнала «Музеї України» |
Большие и малые города славятся не тротуарами в красивой плитке, не яркими магазинами и современными домами, а историческими достопримечательностями и музеями. Музеи стали соединительным звеном между поколениями и народами, «храмами муз». Они не просто хранилища старинных предметов и документов, а своеобразная кладовая коллективной памяти народа.
Батурин Бахмачского района на Черниговщине. Заповедник «Гетманская столица». Икона Иисуса Христа в казацком одеянии. XVII век |
Уникальные, неповторимые...
В Украине почти 500 музеев, входящих в систему Министерства культуры. Но есть еще ведомственные, частные, местные, при школах, домах культуры, заводах... Всего — более тысячи. Далеко не все уникальные памятники истории и культуры в своем Отечестве увидены и узнаны нами.
Наверное, не все знают, что во Львове сосредоточено две тысячи исторических и архитектурных памятников. Вряд ли у этого города найдутся соперники. Один лишь Исторический музей имеет более 320 тысяч единиц хранения. Археология — это около 80 тысяч единиц хранения, более 70 тысяч — нумизматика, графика — 16 тысяч, оружия почти пять тысяч единиц... Директор музея Богдан Чайковский сказал: «Если каждому нашему экспонату и документу уделить одну минуту, то на волю выйдете через три года».
Умань Черкасской области славится парком «Софиевка». Поверим Брокгаузу и Эфрону, которые еще сто лет тому назад в «Энциклопедическом словаре» назвали «Софиевку» одним из лучших парков Европы и уверяли, что она может посоревноваться со знаменитым Версалем. Но в Умани, оказывается, есть еще три музея. В фондах Картинной галереи — полотна Рембрандта, Бернардо Строцци, Яна Матейко, Николая и Святослава Рерихов, Ивана Айвазовского. В Музее деятелей литературы и искусства выставлены уникальные материалы о жизни и творчестве Тараса Шевченко, Леси Украинки, Мыколы Бажана и многих других, чье творчество связано с Уманью. В Музее культуры и быта Уманщины представлены одежда, посуда, орудия труда, декоративная роспись XVIII—XX веков.
Бровары под Киевом. Краеведческий музей. Здесь есть бесценные предметы: ритуальный костяной топор IV века до нашей эры, серебряные сережки времен Киевской Руси, медные топоры Х века... Деревянное кресло, подлокотники которого сделаны в виде топора, а спинка в виде хомута. И надписи: «Тише едешь — дальше будешь», «Поспешишь — людей насмешишь». В руки научных работников музея попало описание фондов Эрмитажа. И оказалось, в Эрмитаже тоже есть такое кресло! Как сказано в описании, «единственное, сохранившееся в мире». А в Броварах, вернее, рядом, в селе Гоголев, нашли еще одно, которое и стоит в Краеведческом музее.
Национальный историко-этнографический заповедник «Переяслав» — один из самых больших в Украине. 25 тематических музеев. В летописи, посвященной гибели переяславского князя Владимира Глебовича, впервые встречается слово «Украина». Свой «Заповiт» Тарас Шевченко написал в домике, где нынче разместился исторический музей. Кобзарь писал: «З хатини видно Україну». Переяслав-Хмельницкий — родина многих выдающихся людей. Тут родился классик еврейской литературы Шолом-Алейхем, академик, архитектор украинского парламента Владимир Заболотный... Парадокс, но в этом городке работает 25 музеев, а в огромном мегаполисе, каким является Днепропетровск, их всего-то четыре.
Нужна ли селу «кладовая духа и традиций»?
В Украине много ведомственных и народных музеев, расположенных часто даже не в райцентрах, а в селах и поселках. Например, в Житомирской области таких музеев не менее тридцати.
Село Верховня Ружинского района. Литературно-мемориальный музей Оноре де Бальзака. Здесь в 1847—1850 годах во дворце своей будущей супруги Эвелины Ганской жил и работал великий писатель. За плечами влюбленных — 15 лет надежд, коротких встреч и бесконечное количество писем. Увы, Эвелина не была свободной (еще в 19 лет красавица-полька вступила в брак со сказочно богатым графом Ганским, который был старше ее на 22 года). Мечты влюбленных осуществились лишь через 18 лет. 14 марта 1850 года в Бердичеве, в костеле Св. Варвары вдова Ганского стала госпожой де Бальзак. Невесте было тогда 49 лет, выдающемуся писателю — 50. Но счастье оказалось недолгим — через полгода писателя не стало. Музей Оноре де Бальзака занимает три комнаты: салон, рабочий кабинет и спальня. На письменном столе — оригинал работы «Театр, как он есть» с титульной страницей, где указано рукою писателя: «Верховня, Украина, Х, 1847 год».
Кроме Картинной галереи и Музея образования, которые находятся в Яготине Киевской области, в селах района есть еще четыре весьма интересных музея. Музей «Добраничивская стоянка» расположен на месте раскопок периода позднего палеолита (12 тысяч лет назад). Открыты и исследованы остатки четырех жилищ, ямы-кладовые с костями диких животных, четыре ремесленных центра по обработке кости и камня. Особенную ценность представляет уникальная женская статуэтка, изготовленная из янтаря.
В селе Богдановка восемь лет назад открыт мемориальный музей-усадьба народной художницы Екатерины Билокур (здесь она прожила всю жизнь — с 1909 по 1961 год). В музее множество картин и рисунков, выполненных масляными красками, графитным и цветным карандашами. Экспонируется мольберт, самодельные кисти и палитра из стекла, на которых засохла краска, этюдник, загрунтованные полотна...
Хранители истории
Сегодня музеи находятся на периферии общественного внимания. О них вспоминают разве что в криминальном контексте — опять обворовали. А ведь в них хранятся экспонаты мирового значения, и большинство наших музейных работников являются высокими профессионалами. Тем временем они ощущают, что их труд не востребован обществом, проще говоря, никому не нужен. Пытаясь как-то выжить, музейные работники покидают любимое дело; зарплата в музее, особенно районном, тем более сельском, давно — величина условная.
Музеи держатся в основном на энтузиазме сотрудников и тех, кому музейное дело небезразлично. В Обуховском районе есть село Германовка. Благодаря председателю сельсовета Анатолию Шафаренко здесь сооружен мемориальный комплекс, в котором двадцать памятных знаков об исторических событиях, происходивших именно на этой территории. В комплекс входят три сельских музея: исторический (музей казатчины), образования и картинная галерея. Труд Шафаренко — пример того, как можно сохранить яркие страницы прошлого, научить молодежь любить свою малую родину. Даже в наше непростое время можно не только поддержать музейное дело, но и развивать его.
Среди музейных работников есть подлинные подвижники. Один из них — Михаил Сикорский, основатель и директор заповедника «Переяслав». Почти 54 года отдал Михаил Иванович своему детищу. Начинал с комнатки, где было размещено 32 экспоната. Сейчас «Переяслав» — это 25 музеев, 371 памятник археологии и архитектуры, 166 тысяч экспонатов. Всемирная слава!.. А в начале прошлого года снова, в который раз, начальство решило отправить Сикорского на пенсию. Но вступились коллеги, пресса, и Михаил Иванович по-прежнему трудится на своем ответственном посту. Здоровья и успехов!
Когда двенадцать лет назад в залах Львовской картинной галереи прозвучали выстрелы вооруженных грабителей, под пули, защищая произведения искусства, бросились два работника этого музея — Дмитрий Шелест и Ярослав Волчак. Преступников и похищенные ценности до сих пор не нашли. На фасаде здания, где произошли трагические события, появилась мемориальная доска — в память о погибших рыцарях культуры.
В Днепропетровской области, в селе Александровке стоит бронзовый трехметровый памятник композитору Петру Чайковскому. Оказывается, в течение 14 лет — с 1879 по 1893 годы — Петр Ильич частенько и подолгу гостил в селе Гранкино (сейчас — Александровка) у своего младшего брата Модеста, который служил воспитателем глухонемого сына местного помещика Конради. Чайковский писал: «Ах, как мне нравится Гранкино, тихое, светлое и чистое, словно ручеек в лесу». Здесь композитор написал оперу «Мазепа», Третий фортепианный концерт, Шестую симфонию... Памятник воздвигнут благодаря стараниям днепропетровского инженера-строителя Бориса Кравченко. А вот музея нет...
Способность удивлять — отличительная черта настоящего таланта. А подлинными талантами наша земля была богата всегда. Хлебалка, шевырка, едалка, черпалка, ловилка... Чумацкая, казацкая, рыбацкая, цыганская, монастырская, разливная, насыпная, памятная, родительская — можно лишь подивиться разнообразию типов ложек. Специалисты считают, что в Украине их 180, и энтузиасты хотят создать всеукраинский музей ложек. А в Вышгороде мечтают открыть музей древнерусского гончарства. Ведь когда-то здесь было более трехсот печей для обжига глиняных изделий, а в период правления княгини Ольги даже работали цеха по обжигу глины.
Издревле существует правило: строители храмов и художники, их украшающие, отказывались от авторского «я». Лишь молва передает их имена в поколениях. Может, это и правильно. Сказано ведь: когда хвалят тебя, то от Бога отдаляют. Вот так и музейные работники. Просят не о них писать, а о музее, которому служат.
Все на продажу?
Экс-вице-премьер Дмитрий Табачник, «болея за музейное дело», предлагал многие экспонаты «не раритетного характера», находящиеся в запасниках, пустить на торги и этим помочь музейному делу и всей культуре. Хорошо, что эта «идея» не была осуществлена, иначе наше национальное достояние навсегда ушло бы из государственной кладовой, каковой и являются музеи. Разве могут быть документы или произведения, так сказать, малоценные?
Часто экспонаты портятся от влаги или холода, ибо большинство помещений, в которых находятся музеи, особенно районные и сельские, не отапливается. Еще год назад музей Екатерины Билокур буквально погибал: охраны не было, отопление отсутствовало, полотна могли покрыться плесенью и погибнуть. Но вмешались пресса, телевидение, и сейчас музей охраняется, привезли уголь и дрова...
Несколько лет назад был ограблен Черниговский исторический музей. Грамотные грабители (словосочетание, конечно, диковатое) забрали самое ценное: бронзовую статуэтку жены Людовика ХVI Марии-Антуанетты (единственное в бывшем СССР произведение Феликса Леконта), картину Якоба Рооса «Воспитание Амура Венерой и Меркурием» (ХVII в.). И бесследно исчезли. Ни «Металлурги», ни «Переход Красной Армии через Сиваш» грабителей не вдохновили. Одна комиссия оценила похищенные экспонаты в 3,5 миллиона долларов, другая — в пять. Искусствоведы придерживаются вовсе не расплывчатого, а очень конкретного определения: украденное — бесценно.
В райцентре Народичи вот уже несколько лет благодаря энтузиазму жителей существует Музей чернобыльской трагедии. И только месяц назад сессия Житомирского облсовета приняла решение о выделении средств на содержание, ремонт и развитие музея.
Многие музеи нуждаются в помощи, даже самые известные и именитые. В Днепропетровске рядом с историческим музеем стоит целая коллекция каменных баб. Стелы, которые традиционно называют «бабами» (от тюркского «балбал» — идол), появились в степях Украины еще в бронзовом веке. Их ставили на могильных курганах кочевники, позже — скифы, сарматы, гунны, печенеги и половцы (с IV в. до н. э. по ХIII в.). Сейчас известно около 600 каменных изваяний. Днепропетровская коллекция, насчитывающая 83 экземпляра — самая крупная в Европе. В коллекции есть две уникальные бабы. Это Керносовское и Натальевское изваяния, относящиеся к IV—III тысячелетию до нашей эры. Но памятники древней культуры разрушаются. С одной стороны, вандалы разбили несколько статуй (посчитали, что они являются оскорбительной для христиан пропагандой язычества). С другой — губительная городская экология плохо влияет на уникальную коллекцию, а денег на строительство специального павильона музей не имеет.
Музеи тихо и незаметно умирают. Лишенные финансирования, они не имеют возможности платить достойную зарплату сотрудникам, пополнять фонды, содержать помещения, переоборудовать экспозиции и заботиться о собственной безопасности. Сгущаю краски? Возможно. Конечно, умные, толковые и профессиональные директора музеев все-таки выживают вопреки всему: и средства выбивают на реставрацию, ремонт, охрану, отопление, и ценных сотрудников всячески удерживают. Я говорю о тенденции.
И все же есть надежда. Например, появилось периодическое издание «Музеи Украины». Уже вышло шесть номеров журнала. Редакция также проделала весьма трудную и столь необходимую работу — создала «Каталог музеев Украины», входящих в систему Министерства культуры. Журнал напоминает общественности, что в стране есть уникальные собрания, имеющие всемирную историческую и культурную ценность. Он настойчиво ищет спонсоров и меценатов, которые могли бы помочь музеям. А выпускают этот нужный всем нам журнал фактически два человека — Наталья Иванченко и Виктор Тригуб. Трудно им, постоянно приходится искать средства, ибо государство на издание не дало еще и копейки.
Посещая музеи, большие и маленькие, беседуя с их сотрудниками, читая записи в книгах посетителей, понимаешь, что уважительное, бережное, даже трепетное отношение нашего народа к своей истории не умрет никогда.