Мой маленький визуал...

Поделиться
Как ни старалась Анна научить сына-дошкольника азбуке, ей это никак не удавалось. Малыш быстро уставал, не хотел находить буквы в букварике.....

Как ни старалась Анна научить сына-дошкольника азбуке, ей это никак не удавалось. Малыш быстро уставал, не хотел находить буквы в букварике... И вдруг женщина заметила, что ее сын сидит возле радио и внимательно слушает веселую песенку об азбуке, а затем напевает ее несколько дней или просто повторяет буквы. Подсознательно женщина стала использовать в обучении не только букварь, но и больше слуховых компонентов (песенки, стишки). Несколько недель спустя ребенок знал все буквы... И это неудивительно, ведь малыш Анны воспринимал мир преимущественно через слух.

Все люди запоминают информацию по-разному. Так, те, кто получает информацию через слуховой канал, называются аудиалами. Визуал — это человек, воспринимающий большинство информации с помощью зрения, кинестетик — через другие ощущения (прикосновения, обоняние и т.п.). Есть также люди, у которых восприятие информации происходит путем логического осмысления, с помощью цифр, знаков, логических доказательств, — они называются дискретами. Однако такая категория людей встречается реже всего, а среди детей или даже школьников — особенно редко.

Учителя в школе, как правило, ориентированы на слуховой канал. Большинство информации подается на слух. Поэтому ребенок-визуал довольно плохо воспринимает школьную информацию. Хорошо, если на уроках учителя задействуют все каналы восприятия.

А чтобы распознать, какой канал восприятия и обработки информации является ведущим, достаточно понаблюдать за ребенком. Так, маленький визуал прежде всего запомнит цвет, форму, размер предмета. Если такому малышу подарят игрушку, он будет ее внимательно, со всех сторон рассматривать. Это именно те детки, которые любят рисовать, вырезать из цветной бумаги, лепить, составлять пазлы. У маленьких визуалов бурная и живая фантазия. Для таких детей очень важно, во что они одеты. Такой ребенок аккуратен и имеет свой собственный вкус. Для малыша-визуала может стать целой трагедией если он запачкает одежду или его насильно одевают в то, что ему не нравится. Прежде чем начать игру с другими ребятами, маленький визуал вначале постоит и внимательно понаблюдает, и только потом включится в игру. Люди-визуалы очень хорошо помнят, что видели. В то же время им тяжело даются словесные инструкции, они неоднократно переспрашивают задания. Если у вас дома растет маленький визуал, необходимо больше внимания уделить развитию его коммуникабельности и языка (обычно визуал мало говорит). Никогда не кричите маленькому визуалу «глаза бы мои тебя не видели», для них это самое тяжелое оскорбление.

Малыш-кинестетик воспринимает окружающий мир через прикосновения, движения. Он рано начинает ходить и физически развивается быстрее ровесников. Но ему чрезвычайно трудно усидеть на одном месте. В школе у детей-кинестетиков возникают проблемы с поведением, поскольку им трудно долго заниматься одним и тем же делом, им хочется бегать, прыгать и драться. Самыми несправедливыми словами на свете такие малыши считают фразу: «Не трогай!», ибо они познают мир именно через тактильные ощущения. Часто, когда учатся читать, водят пальцами по тексту. Во время разговора совершают множество движений и жестикулируют, стоят близко возле собеседника. Ребенка-кинестетика стоит чаще целовать и обнимать. Когда говорите малышу «молодец», не забудьте погладить его по голове или обнять. В школе они учатся лучше, если обучение сопровождается практической работой.

Ребенок-аудиал воспринимает мир сквозь призму звуков. Такие малыши раньше своих ровесников начинают говорить и обладают большим словарным запасом. Аудиалы-дошколята любят слушать музыку и аудиосказки. Аудиалы чрезвычайно коммуникабельны, любят вести долгие разговоры и словесные споры. Даже когда малыш играет в одиночестве, он может говорить сам с собой непрерывно. В школе учатся хорошо и чрезвычайно восприимчивы к иностранным языкам, музыке. Не любят играть в подвижные игры, поскольку немного отстают от ровесников в моторных и зрительных навыках. Поэтому родителям стоит развивать у аудиалов моторные и визуальные способности.

Достаточно легко можно определить, кто ваш ребенок: аудиал, визуал, кинестетик — и соответственно выстраивать обучение, воспитание и игры. Важно использовать методы обучения, близкие ребенку. Так, разговаривая с аудиалом, используйте голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость. Больше используйте аудиоматериалы. Если аудиал не слушается, то ему достаточно сказать: «тихо» или «ш-шш». Стоит помнить, что при выполнении домашнего задания ребенок-аудиал шевелит губами и говорит сам с собой.

Если ваш ребенок — визуал, то в разговоре стоит использовать слова, описывающие форму, цвет, структуру, местонахождение предмета. Разрешайте своему ребенку подчеркивать цветными ручками важные пункты в книге. Больше используйте наглядные пособия: таблицы, схемы, рисунки, слайды, как готовые, так и сделанные собственными руками. Если ребенок-визуал готовит домашнее задание или пишет контрольную в классе, ему жизненно необходимо иметь черновик, лист, на котором можно чертить, рисовать, записывать. Если школьник-визуал не слушается, ему достаточно погрозить пальцем или покачать головой.

Обучая кинестетика, следует объяснять материал медленно, использовать действия, жесты, прикосновения. Кинестетик может «обыгрывать» информацию. Помните, что ребенок-кинестетик — это больше практик, нежели теоретик. Если он выполняет домашнее задание, не требуйте от него неотрывного сидения за рабочим столом, неподвижность для такого ребенка «смерти подобна». Позволяйте малышу походить по комнате, подвигаться, попрыгать. Учителю, чтобы успокоить сорванца-кинестетика на уроке, нужно всего лишь подойти к нему и положить руку на плечо.

Следует также помнить, что «чистые» аудиалы, кинестетики и визуалы встречаются нечасто. В большинстве случаев это комбинация двух типов. Особенности восприятия также зависят от возраста: так, если малыши все тянут в рот, чтобы «познакомиться с предметом поближе», то школьники чаще используют зрение и слух. Восприятие информации через определенный канал может иногда радикально меняться с возрастом, особенно вследствие психологической или физической травмы, но такие случаи единичны.

Если вы научитесь различать типы восприятия информации, это поможет вам лучше понимать других: собственных детей, родных, друзей, знакомых, сотрудников. Вот, к примеру, некоторые фразы, которые зачастую используют аудиалы: «держать язык за зубами», «в одно ухо влетело, в другое вылетело», «слово за слово», «это неслыханно», «свистни, когда будешь готов». Фразу «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» стопроцентно придумали визуалы. А еще люди этого типа восприятия часто употребляют словосочетания: «смотреть сквозь розовые очки», «поживем — увидим», «без тени сомнения», «приглядеться друг к другу», «я внимательно рассмотрю эту идею», «прояснить ситуацию», «точка зрения» и т.д. Люди-кинестетики любят фразы: «я свяжусь с вами», «я уловил эту идею», «пальцем не пошевелил», «хладнокровный человек», «места себе не находит», «задержись на минуту», «это касается...», «руки чешутся», «я его в порошок сотру», «загорелся желанием», «схватил звезду с неба» и т. п...

И помните: между кинестетиками, аудиалами и визуалами могут возникать значительные недоразумения, поскольку у каждого из них — свой взгляд на окружающий мир, но все эти недоразумения легко преодолимы, стоит только захотеть.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме