Летом 1967 года группа аналитиков разведки США собралась в так называемой зеленой комнате для расшифровки необычных фотоснимков, сделанных спутником-шпионом. На фотографиях был виден самолет, размеры значительно превышали любой бомбардировщик или гражданский лайнер. Самолет стоял в огороженной зоне в районе Каспийска — небольшого городка на побережье Каспийского моря. По этой причине разведчики стали именовать гигантскую машину «Каспийским монстром». Последующие немалые усилия американской разведки позволили собрать лишь некоторые сведения. Все прояснилось только после окончания холодной войны.
Оказалось, что спутник засек новый летательный аппарат, именуемый экранопланом. Он был спроектирован и построен под руководством русского ученого Ростислава Алексеева, одного из главных разработчиков советских судов на подводных крыльях — широко известных «Ракет», «Комет» и «Метеоров». Тогда же профессор Алексеев заинтересовался так называемым экранным эффектом, проявляющимся при полете самолетов на малой высоте над ровной поверхностью суши или над водной гладью.
Экранный эффект возникает, когда расстояние от крыла до поверхности земли или моря составляет всего несколько метров. При этом за счет уплотнения воздуха под крылом образуется дополнительная подъемная сила и уменьшаются завихрения воздушного потока. В результате значительно повышается экономичность полета за счет снижения расхода горючего. Правда, экранный эффект становится существенным лишь при очень большой площади крыльев, что и объясняет огромные габариты «Монстра».
Тут следует упомянуть о другом классе судов, способных парить над поверхностью воды, — так называемые суда на воздушной подушке. Они нашли применение в военном деле и производились как в СССР, так и в зарубежных странах. Здесь используется эффект экрана, но возникает он за счет нагнетания воздуха под днище, имеющее специальную форму. Такие суда способны развивать скорость до 120 километров в час и легко преодолевать небольшие мели, заросли камыша и тому подобные препятствия. Одним из таких судов являлась советская «Рысь», снабженная тремя двигателями: два из них приводили в движение пропеллеры, а третий нагнетал воздух под днище.
Однако суда на воздушной подушке не имеют крыльев. Что же касается экраноплана, то это летательный аппарат, развивающий скорость до 500 километров в час.
«Каспийский монстр» был построен в 1966 году и имел 10 пропеллерных двигателей — восемь на крыльях и два на хвосте. Длина самолета составляла около ста метров, а вес — 540 тонн. Испытания, в которых лично участвовал Р.Алексеев, показали, что для взлета с воды необходимо разогнать экраноплан до скорости 350 км/час. Первый полет над Каспийским морем продолжался 50 минут и происходил на высоте четырех метров. Однако в 1969 году самолет потерпел аварию, врезавшись в воду. Сказалась сложность управления огромным экранопланом на высотах, не превышающих нескольких метров. Был построен второй экземпляр «Монстра», но и он потерпел аварию и сгорел.
Хотя и дорогой ценой, но был приобретен драгоценный опыт конструирования более совершенных экранопланов. «Каспийский монстр» стал родоначальником двух новых машин, и в 1972 году был построен транспортно-десантный экраноплан «Орленок», имевший более скромные параметры (длина 58 метров, вес 120 тонн). Конструкция оказалась удачной. Вторым экранопланом, появившимся в 1987 году, был боевой ракетоносец «Лунь», который предназначался для борьбы с военными кораблями и имел шесть крылатых ракет.
Следует отметить еще одно ценное свойство военных экранопланов. Обычные радары ПВО имеют очень малую дальность действия по низколетящим целям. Поэтому экранопланы, летящие на высоте нескольких метров, практически не видны на экранах локаторов. Планировалось запустить «Орленок» в серию, но этого не произошло — военное руководство не проявило должной заинтересованности к новому виду военной техники.
Может показаться, что экранопланы сошли с дистанции. Однако это не так. Недавно знаменитая американская фирма «Боинг» объявила о планах разработки нового «Монстра» — огромного экраноплана. Предполагается, что он будет иметь длину 130 метров при размахе крыльев 120 метров. Полная высота машины достигнет 20 метров, а вес — 1400 тонн. Экраноплан сможет поднимать полезный груз в 1200 тонн и перевозить его на расстояние до 16 тысяч километров, летя на высоте порядка шести метров.
Необходимость создания такого летательного аппарата вытекает из амбициозных планов Пентагона — иметь возможность в течение пары суток перебросить в любую точку земного шара целую армейскую бригаду. А это три тысячи человек и 8000 тонн военного снаряжения. Имеющиеся нынче в ВВС США транспортные самолеты С-5 не могут полностью решить данную задачу.
Экраноплан «Боинга» будет резко отличаться от советских экранопланов. Он сможет летать не только на сверхмалых, но и на больших (6000 метров) высотах. Но, главное, самолет станет взлетать и садиться, используя наземные аэродромы.
Экраноплан, получивший наименование «Пеликан», будет снабжен четырьмя парами 80000-сильных двигателей, вращающих пятнадцатиметровые пропеллеры. На высоте 15 метров над уровнем моря он сможет развивать скорость до 500 километров в час.
Ясно, что при такой высоте и скорости полета управлять самолетом вручную невозможно — эту роль возьмет на себя автопилот. Радиолокатор в носовой части «Пеликана» будет своевременно оповещать о встречных судах или островках на пути следования, после чего автоматика мгновенно примет решение — огибать препятствие или «перепрыгнуть» через него.
Нынче «Боинг» обсуждает возможность не только военного, но и коммерческого применения «Пеликана». Ведь его расчетная грузоподъемность в десять раз превышает грузоподъемность нынешних лайнеров.
Итак, есть надежда, что в ближайшем будущем экраноплан возродится, причем в значительно более совершенном виде. И хотя последний «Каспийский монстр» сгорел еще в 1980 году, вновь подтверждается известная истина: идеи, как и рукописи, не горят.