Вопрос о сроках начала выработки гигиенических навыков у ребенка до сих пор остается спорным. У детей, приученных к горшку в пять-шесть месяцев, выработанные рефлексы оказываются нестойкими, и малыши начинали снова мочиться в пеленки.
В Японии в 1985 году педиатры попытались определить возраст, в котором ребенок готов перейти от подгузников к горшку. В среднем он составил 27 месяцев для детей, пользующихся памперсами. В ходе этого же исследования было отмечено, что дети, живущие в семьях с бабушками и дедушками, приучались пользоваться горшком раньше.
Мальчики учатся пользоваться горшком позднее, чем девочки. Психиатры и физиологи считают, что оптимальное время для обучения ребенка гигиеническим навыкам 12—18 месяцев. Однако главную роль играет все-таки не возраст ребенка, а уровень его развития, его готовность к обучению.
На готовность ребенка обучаться влияет созревание головного и спинного мозга. Развитие чувствительных нейронов спинного мозга, то есть возможности чувствовать, что мочевой пузырь или прямая кишка полные, начинается у ребенка в возрасте 18—20 месяцев, а заканчивается к 4—5 годам. Таким образом, до полутора лет ребенок может просто не чувствовать, что ему нужно. Конечно, у некоторых детей этот процесс может происходить и раньше.
Если ребенок умеет ходить, нагибаться; может поднимать с пола небольшие предметы; хорошо понимает речь взрослого; сам произносит некоторые слова, может примитивно объяснить, чего он хочет, значит, он готов к обучению.
Степень зрелости нервной системы определяется тем, что ребенок может оставаться сухим в течение хотя бы двух часов или просыпается сухим после дневного сна; ходит «по-большому» примерно в одно и то же время; испытывает неудобство в загрязненных или мокрых штанишках и может выразить желание сменить их.
Иногда по поведению ребенка можно определить момент, когда настало время мочеиспускания или дефекации (малыш неожиданно замер, прекратил играть, закапризничал и т. п.).
Полезные советы
Самый главный совет — наберитесь терпения! Откажитесь от переходного периода, когда вместо подгузников используются специальные одноразовые штанишки для прогулки. Лучше воспользуйтесь нижним бельем с прокладками в области промежности. Это не устраняет просачивание и промокание, но резко сокращает их.
Возьмите себе за правило высаживать ребенка на горшок перед ночным сном и сразу после него, через некоторое время после кормления, до и после прогулки, до и после дневного сна и перед купанием. Высаживать рекомендуется не больше, чем на 3—5 минут. Вашей задачей является только наглядно показать ребенку преимущество ощущения сухости и чистоты. Не развлекайте ребенка, чтобы отвлечь его от «скучной» процедуры.
Если у ребенка получилось, даже случайно, не забудьте ласково похвалить его, отметить, какой он стал взрослый, самостоятельный.
Если ребенок еще не умеет сидеть, вы можете периодически держать его над тазиком. Часто повторяемые при этом выражения типа «пись-пись» и «а-а» способствуют формированию и закреплению условного рефлекса.
У многих детей в возрасте 1,5—2 лет появляется сильное стремление к самостоятельности, желание делать все «как взрослые». Такие дети легче обучаются, если ходят во взрослый туалет. В таком случае лучше не настаивать на горшке, а приобрести детское сидение и скамеечку, чтобы ребенок мог сам забираться на унитаз.
Никогда не принуждайте ребенка садиться на горшок или унитаз против его желания.
Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается, относитесь спокойно к неудачам.