«Есть у революции начало. Нет у революции кончала...»
Советская
народная пословица
Об оранжевой революции за последние три года не писал только ленивый. Впрочем, ленивый тоже. В блоги и чаты — там редактор напрягать не будет. И опять же — свобода слова. Надо ее использовать непременно для того, чтобы погадить с высоты интернет-полета на Майдан. Авось заметят.
Парадоксально, но с точки зрения психологии, между этими двумя мотивациями особой разницы нет. Официальные барабанщики и анонимные гаденыши на самом деле вещали и вещают исключительно о себе на фоне грандиозного исторического события, не подыскавшего себе достойное название. Существующие — сомнительны. Ведущим политикам необходимо было подстраивать имидж под разочарование народа, здесь самое сложное было правильно «переводить стрелки» на других так, чтобы не пострадал текущий переговорный процесс. Украинофобам, как штатным, так и по состоянию здоровья, важно было продолжать истерику на уровне «наколотых апельсинов», потому что у соседей выборы, может, что и обломится.
Но есть и иная реакция — оглушительное молчание огромного количества людей, так или иначе прошедших события 2004 года. Оно уважительно и одновременно недоверчиво, сентиментально и скептично. Ничего не обсуждал эти годы только народ, который плюнул, развернулся и уехал с Майдана, как только на нем началась постфактум неприличнейшая запись в вожди, герои и полевые командиры.
Собственно, майданов было несколько. Один — физический, с реальной топографией по Крещатику: от Бессарабки до Верховной Рады. Эти люди терпели лишения, мерзли, болели, но были полны решимости. Другой — телевизионный, при котором масса людей в Украине и мире могли сопереживать и сочувствовать происходящему в комфортных домашних условиях. Это не менее важная часть, которая образовала идеологический «тыл».
И был Майдан политиков, в их теперешнем изложении весьма напоминающий саги Толкиена и столь же близкий к реальности. Люди с удовольствием читают сказки, но до определенного возраста. То же самое можно сказать и о политической зрелости украинцев — после Майдана они предпочитают более реалистичные тексты.
Ирония судьбы состояла в том, что политики-«ролевики» в какой-то момент ощутили: их картонные доспехи не вполне годятся для участия в вызревавшей всенародной смуте. Революционная бутафория позволяла чувствовать себя достойно за столом не вполне приличных переговоров со злейшими врагами. Предстоял выбор — сменить доспехи на настоящие или превратить революцию в политический карнавал.
Реальный пассионарный толчок для всенародного протеста был единственный и вполне ощутимый — покушение на жизнь кандидата в президенты. Отравленный, но продолжающий бороться Ющенко стал архетипом, обобщающим и мобилизующим самые разные обиды людей на самые разные режимы, когда-либо существовавшие в Украине. Если Гонгадзе был общественным мнением причислен к мученикам, то Ющенко — к повстанцам. Быть соратником обреченного повстанца для пышущих здоровьем и финансами политиков — большая неопределенность, поэтому они свое ощущение неопределенности транслировали в народ. Говоря о том, что они сами — за определенность. В своем собственном, разумеется, понимании.
Образовалось и все это время существовало две большие цели — народная защита и поддержка «хлопца из нашего села», которого хотят убить «чужие». И желание ряда политиков в очередной раз усилить, возглавить и направить естественное народное недовольство.
А потом и вовсе был бело-голубой Майдан — формальная, эстетическая и нравственная пародия на зиму-2004. Но многочисленные противники помаранчевых получили право на собственную «революционность».
Конечно, никакая это была не революция. Хотя если брать историю происхождения слова — а первоначально это был астрологический термин, — может, и да. Что-то мистическое и непредсказуемое в «майданных» событиях несомненно было. Начиная с пресловутой бескровности и заканчивая сохранением у народа собственных точек зрения на события, несмотря на различные пропагандистские попытки переписать историю последних лет и их последствия. Справочники гласят, что социальные революции приводят к смене одного социально-экономического строя другим, а политические — политического режима, без изменения строя. Ничего такого не произошло, хотя начиналось, и элементы политического режима в Украине, касающиеся прав и свобод граждан, претерпели существенные изменения к лучшему.
Что же произошло?
Поскольку украинских казаков довольно часто сравнивают с самураями, предложу свою параллель с событиями, имевшими место в древней Японии. В этой стране феодальные разборки были нормой политической жизни, чертой национальной идентичности, но в 1854 году корабли ВМС США силой вынудили японцев к политике «открытых границ». Началось что-то вроде нашей «перестройки». Главный кризис грянул между 1866 и 1869 годами. Два олигархических клана, Сацума и Тесю, ранее люто враждовали между собой. Но появился у них некто вроде Березовского по имени Сакамото — влиятельный спонсор и хороший интриган-организатор. И вот под давлением новообразовавшейся коалиции их «Кучма» — 15-й сегун Токугава сложил свои полномочия и ушел в отставку. Начался процесс, сходный по драматизму с нашими президентскими выборами 2004 года. И когда стало ясно, что власть из рук вполне официальным путем ускользает, Токугава перешел к силовым действиям. Японский «Майдан» XIX века назывался «войной года Дракона», в которой коалиция окончательно разбила силы бывшего сегуна. С преступным режимом Токугавы было покончено и провозглашено восстановление власти императора, что в переводе на современный политический язык означало переход к демократии и законности.
Но фактически этого не было. Власть просто перешла от правительства Сёгуната Токугава к новой олигархии князьков, одержавших над ним победу. Главным образом эти новые олигархи происходили из провинций кланов, которые поддержали создание коалиции. Историки считают, что Революция Мэйдзи, как назывались эти события, послужила катализатором для последующей бурной индустриализации Японии, которая к 1905 году вывела страну в разряд сильнейших мировых военных держав. Сделали это все те же олигархи, в конце XIX века создавшие специфические банковские и индустриальные кланы «дзайбацу», которые составили основу экономической мощи страны.
Украина тоже получила хорошие предпосылки для экономического роста и тоже благодаря деятельности бизнес-политических групп, развившихся после Майдана. В Японии, как и в Украине, в четырехлетний период Революции Мэйдзи в публичную политику вошли в том числе и личности, ставшие впоследствии премьер-министрами страны.
Со времен Великой Французской революции подобные перевороты, в ходе которых один этап революционного процесса сменяет другой, часто именуются их участниками «революциями» для пущей важности и придания процессу торжественности.
Но методологически все цветные и бархатные революции нельзя называть так. Они, как и украинская, были осуществлены номенклатурами этих стран, которые в результате просто усилили свои позиции (присоединив к власти также и собственность, особенно землю). А революции не осуществляются правящими слоями, это нелепость. Наоборот, они приводят к тому, что дореволюционные правящие классы и слои утрачивают власть и собственность. Украинцы отлично видели, что этого не произошло. Кроме того, революции не приводят к воссозданию положения, существовавшего ранее. А «откат» к старым методам правления и управления страной у нас также наблюдается, особенно на местах, что люди ощущают и о чем все громче говорят.
Майдан может быть лишь одним из этапов революционного процесса. Режим Кучмы, сменившего Кравчука, был «термидорианским». То есть «контрреволюционный режим в революционных одеждах», ведь именно так Кучма шел на выборы — обуздать «распоясавшегося» Леонида Макаровича. А самого Кучму сбросил «режим контрреволюционной демократии», режим Директории по сути. Таким образом, бархатные революции являются следующей стадией нисходящего этапа революции, переходом от термидорианских режимов к директориальным.
Увы, Кучма был прав, когда писал: «Мы до сих пор стоим не только двумя ногами, но и головой в той, в советской системе. Это показал Майдан и то, что стало твориться после Майдана». Называя события зимы 2004 года «революцией», мы эксплуатируем советскую традицию, утверждавшую, что краше в мире события, чем революция, нет и быть не может. При этом все сопутствующие «прелести» обычных революций — публичные казни, массовые погромы, убийства без суда и следствия, хищение и уничтожение имущества — эстетизировались и объявлялись «правильными» либо замалчивались. Пропагандировать и восхвалять такие вещи может либо циник, либо подлец, который к тому же в своей жизни и курицы-то собственноручно не зарезал.
Украина, поверившая в «революцию Майдана» всерьез, имела бы шансы стать идеократией — системой, управлявшейся закавыченными изречениями, идеологемами, мифами. Но здоровое общественное сознание вовремя отторгнуло попытки политиков создать новый суррогатный миф с «собой любимыми» в основе. «Любимые» продолжают напускать туман на события недавних лет, если в них они выглядят не так величественно, как хотелось бы.
Алексис Токвиль в труде «Старый порядок и революция» писал: «Хотя старый порядок еще очень близок нам, поскольку ежедневно мы сталкиваемся с людьми, рожденными при его господстве, он кажется нам уже канувшим в пучину времен. Разделяющая нас с ним радикальная революция имеет весьма специфическое следствие: она как бы обволакивает туманом все то, что не умеет разрушить». Потому граждане в следующий раз вполне могут прийти с собственными лидерами и зажженными факелами. Для пущей ясности.