МАГИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ

Поделиться
Магическое это число - тысяча. Ведь и в Апокалипсисе говорится, что архангел Михаил сверг с небес дьявола на тысячу лет...

Магическое это число - тысяча. Ведь и в Апокалипсисе говорится, что архангел Михаил сверг с небес дьявола на тысячу лет. Не потому ли и новое тысячелетие ожидается человечеством с духовным трепетом, в преддверии каких-то великих свершений, а может - и бед…

Мы стоим на пороге третьего тысячелетия. 2000 год - огромное событие не только для христиан, но и исповедующих иную веру, и атеистов. В каком-то все напряжении - чем отзовется в жизни землян этот знаменательный сдвиг во времени?

Во многих странах идет деятельная подготовка к знаменательному событию. В Киеве, например, восстанавливают разрушенные храмы, проводятся другие работы. Но каждый вместе с тем задумывается: почему же так бурно завершается второе тысячелетие - многочисленные природные катаклизмы, крупные транспортные катастрофы, войны, хоть пока и локальные, народные волнения? Может, действительно - в этой дате заложено что-то роковое?

С этой позиции неудержимо хочется «отвернуть» время вспять, посмотреть, как же встречали люди, например, в Киеве приход второго тысячелетия?

Трудная это задача - заглянуть за целую тысячу лет. Ведь и древнейшая киевская история, летопись Нестора, скупа на столь отдаленную хронологию, да и отмечает события очень уж крупные - смену князей, войны, возведение грандиозных сооружений. А что же люди в это время?

Нашему первому и последующим летописцам было не до настроения и переживаний киевлян. А все же по крохам, используя и впечатления зарубежных путешественников, посетивших город на Днепре, данные археологических работ, как из мелких мозаик, можно попытаться воссоздать определенную картину и самого города, и событий тех времен, можно даже представить, что прежде всего волновало жителей древней Руси и ее столицы.

Итак, конец X века. Город уже есть, определенно - ведь его полуторатысячный юбилей мы отметили, хоть эта дата и была «назначена» несколько условно. По свидетельству арабского писателя Аль-Истархи, уже в первой половине X века Киев был больше столицы Волжской Болгарии. Подробное описание центральной части города дает наша летопись, рассказывая о прибытии к Ольге древлянских послов. Здесь говорится о существовании двух княжеских дворов, один из которых находился за пределами городских укреплений. Так что речь уже идет отнюдь не о городище легендарного Кия. В это время Киев располагался и на Замковой горе, где, возможно, была центральная его часть, в городскую черту входили и Лысая Гора, и даже Подол. Это все - до начала градостроительной деятельности Владимира Великого.

Не скажешь, что в конце первого тысячелетия Киев избежал крупных потрясений. Языческая Киевская Русь принимала новую религию - христианство. Можно с некоторым юмором воспринимать предание о том, как князь Владимир направлял своих посланников в разные страны изучать особенности различных религий, как якобы изрек известную фразу: «Веселие Руси пити есть», не в этом суть. Христианство уже пускало, пусть даже еще несмелые, корни в языческой стране. Его приняли Аскольд, Ольга, проникало оно и иными путями. В Киеве, еще до известной Десятинной, появилась православная церковь.

Но не сложно представить, с какими трудностями и буквально с кровью, преодолевая ожесточенное сопротивление, утверждалась новая религия. Кроме традиций, привычек, сказывалась и особая привлекательность многих богов, их своеобразная «домашнесть»: каждый идол отвечал за свою сферу, был как бы прикормлен в домах и в душах людей. И вдруг отказаться от всего привычного еще далеким праотцам? Естественно, что принудительная купель, устроенная Владимиром в Почайне, воспринималась многими без особого энтузиазма, не могла сразу вдруг решить сложную проблему. Конец старой религии стал проблемой не меньшей, чем в последствии ожидаемый конец света. Люди оказывали, кроме пассивного, и активное сопротивление. Уходили в леса, в непроходимых дебрях прятали своих идолов, устраивали тайные капища.

В Киеве, например, был документально зафиксирован такой случай. Толпа язычников решила принести в жертву своим богам сына христианина-варяга. Бедный отец пытался защищаться, но язычники порубили его терем и убили обоих…

Не все однако было так мрачно на исходе X века. Христианство несло свет, образование, новую культуру. По распоряжению Владимира была сооружена первая каменная, удивительно величественная, богатая и красивая Десятинная церковь. Строить ее помогали византийские мастера. Наследники Владимира возведут еще немало храмов и монастырей, при которых появятся мастерские иконописцев, переписчиков книг, библиотеки, лечебницы. На грани двух тысячелетий свершится немало славных дел.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме