В Израиле закончился чемпионат мира по парусному спорту в классе «470». Украину представляли три экипажа - два женских: Руслана Таран, Елена Пахольчик и Влада Крачун, Наталья Гапонович, один мужской - Евгений Браславец, Игорь Матвиенко. У женщин было заявлено 29 команд, у мужчин - 59. Последним пришлось сначала провести серию предварительных гонок, по результатам которых формируются два флота - «золотой» и «серебряный». Именно в первом потом идет борьба за титул. Евгений Браславец легко привел свою яхту в «золотой флот». И уже здесь его соперниками стали 29 лучших «четырестасемидесяток».
Я много лет слежу за парусным спортом и не могу припомнить, чтобы один экипаж на протяжении сезона выиграл все (!) старты, в которых принимал участие. Причем не преходящие, а самого высокого ранга. Это удалось сделать ныне Руслане Таран и Алене Пахольчик. Семь раз выходили они на старты крупнейших регат и все семь раз побеждали с явным преимуществом. Назовем эти победы: «Кубок Шисайдо» (Япония), «Весенний приз» (Франция), Иерская международная регата (Франция), СПА регата (Бельгия), Кильская международная неделя (Германия), чемпионат Европы, чемпионат мира. Яхтсменки подтвердили свой авторитет и авторитет своего тренера Виктора Коваленко, лидера мира среди парусных специалистов (по итогам 1996 года Коваленко назван «тренером мира» в парусном спорте).
В программе чемпионата мира - 12 гонок. В шести из них Таран и Пахольчик финишировали первыми. Они заставили нас поволноваться лишь после первого дня. В Тель-Авиве стояла страшная духота, ветра почти не было. Когда мы разговаривали с Аленой перед отъездом спортсменок в Израиль, она сказала, что ожидаются бризовые ветры, случайности не должны играть существенной роли. О случайностях заговорила, потому что перед тем на чемпионате Европы, проходившем в Бельгии, их роль была очень велика. Там дистанция располагалась в открытом море с сильными приливно-отливными течениями. К тому же, поначалу почти не было ветра. Вот тут-то и вмешивается фактор случайности. Он и привел к тому, что чемпионат Европы экипаж начал не лучшим образом. Но у девушек хватило характера проанализировать ошибки, не растеряться. И потом как ни менялись погодные условия, они уже не могли навредить украинскому экипажу, который наращивал преимущество от гонки к гонке и перед последним днем имел двойной запас прочности по очкам.
На чемпионате мира первый день снова оказался худшим. Очевидно, сказалось то, что настраивались на одни условия, а столкнулись с другими. 29,7 - такими были результаты в первых двух гонках (в день - по два старта). Но недаром Виктор Коваленко говорил, что в нынешнем спорте, когда на дистанцию выходит почти десяток равных по потенциальным возможностям экипажей, побеждают те, у кого выше психологическая устойчивость. У его воспитанниц характера хватило. Два следующих дня они финишировали первыми, а потом их худшим приходом был четвертый. После восьми гонок они ровно в два раза опережали британский экипаж: 16 и 32 очка. Не растеряли его и в оставшиеся дни. В итоговом протоколе у Таран - 30 очков, а у занявших второе место немок - 63!
Параллельно соревновался еще один украинский экипаж. Влада Крачун и Наталья Гапонович - обе одесситки, обе воспитанницы Андрея Ильенко. В свое время Гапонович выступала вместе с Таран, потом их пути разошлись, и она стала шкотовой у Крачун. Нынешний сезон для одесситок тоже складывался удачно. Они постепенно продвигались к пьедесталу. В чемпионате Европы были шестыми. А вот в Тель-Авиве решительно вмешались в борьбу за награды. После первых двух дней они даже возглавили в общем зачете список участниц. Но заработанная в третий день дисквалификация осложнила их судьбу. И все-таки одесситки крепко держались за третью позицию. В прошлую пятницу у женщин на регате был выходной, мужчины продолжали борьбу. А в субботу, бывшую последним гоночным днем, устроители решили, что хватит одного старта. Будет у всех по 11 гонок - вполне достаточно. Однако это не устраивало спортсменов. Если у женщин судьба «золота» была уже решена, то вот за последующие места шел острый спор. Да и у мужчин еще один старт мог кое-что изменить.
После того как в субботу провели одну гонку, Владу Крачун обошел испанский экипаж. Его, пожалуй, можно назвать «полуолимпийским». Рулевая Тереза Забел родила ребенка, и этот сезон пропускает. Осталась Натали Виа-Дюфресне, а к ней добавилась Марта Райнес. Вот они-то и попытались оттеснить наших землячек-одесситок от пьедестала. Но когда судьи все-таки объявили двенадцатую гонку, тут уж наши своего не упустили: финишировали вторыми и в результате стали бронзовыми призерами чемпионата мира.
Но мы еще ничего не сказали о мужском экипаже из Украины. Помните, на чемпионате Европы Браславец и Матвиенко были вторыми. Блестяще провели они отборочные гонки на чемпионате мира, а вот в «золотом флоте» выступали очень нестабильно. На этот раз олимпийские чемпионы в общем зачете оказалась на пятой позиции. Чемпионами стали финны - Перти Лескинен, Кристиан Хейнила, вторые - португальцы Хюго Роша, Нуно Баррето, третьи - шведы Маркус Вестерлинд, Хенрик Валлен.
Так закончился чемпионат мира в классе «470». Для украинских яхтсменов - прекрасный чемпионат. Три экипажа завоевали две медали.