Если ребенку-левше не оказать психологической поддержки, жизнь в Зазеркалье обернется неврозом
Идет тестирование будущих первоклассников. В кабинет психолога заходит девочка с голубыми глазами и большими белыми бантами. Чувствую, что она нервничает немножко больше, чем другие дети. Отвечает правильно, но медленно. Я предлагаю ей нарисовать узор. Она смущается, глубоко вздыхает, потом обреченно говорит: «Вы знаете, я ведь левша...» и берет карандаш в левую руку…
Ведущая рука (левая или правая) - результат преимущественного развития определенного полушария мозга. У «правшей» ведущее левое полушарие, а у левшей - правое. Полушария симметричны, однако мозгу присуща функциональная ассиметрия. Она связана с особенностью распределения психических функций между левым и правым полушариями.
Так, левое полушарие отвечает за точность математических вычислений, за вербальную память, за правую руку, правый глаз, за то, насколько четко и правильно мы читаем, пишем, говорим, а также двигаемся. Понимание устной и письменной речи, свободное оперирование цифрами и математическими формулами в пределах формальной логики и усвоенных ранее правил - результат работы левого полушария. Но с распознаванием сложных образов, не поддающихся разложению на составные элементы, оно справляется плохо. При помощи только одного левого полушария человек не сможет отождествлять изображение человеческих лиц, не воспримет произведение искусства.
Правое же полушарие отвечает за образную память, за тонкость чувств, восприятие музыки, интонации, ритма, художественные способности, за деятельность левой руки, левого глаза. Все звуки окружающего мира меркнут, сливаются в однообразный шум, и человек ничего не сможет о них вспомнить, если к работе не приступит правое полушарие. Благодаря работе правого полушария, мы способны по голосу узнать близкого человека, отличить мужской голос от женского, только по одной интонации догадаться, доволен человек или нет, раздражен или спокоен.
Вышесказанное иллюстрирует, насколько непохоже протекают психические процессы у «правшей» и левшей. Предпочтение правой или левой руки - не прихоть человека, а особенность, заложенная природой, связанная с особенностью функционирования мозга, и это нельзя произвольно, насильно изменить. Если эту особенность подавлять или не обращать на нее внимания, может случиться так, что ребенок из-за своей медлительности будет «задвинут на задворки» и его способности останутся невостребованными.
На самом деле среди левшей очень много известных, талантливых людей: великий физиолог И.Павлов, гениальные художники Микеланджело и Леонардо да Винчи, автор знаменитой «Алисы в стране чудес» Льюис Кэрролл, всеми любимый актер Чарли Чаплин,известный рок-музыкант Пол Маккартни, президент Соединенных Штатов Америки Билл Клинтон.
Часто дети-левши ощущают себя не такими, как вcе. Ведь в нашем мире все организовано для удобства людей с ведущей правой рукой: дверные ручки расположены справа, все ручные часы рассчитаны на «правшей», рычаг переключения передач в автомобиле находится справа, консервный нож движется справа налево. Все руководства для обучения ручному труду неизменно рассчитаны на людей, работающих правой рукой. Девочка-левша, постигая азы вязания, должна «переводить» соответствующее пособие на свой язык. Каждое утро левши оказываются в положении Алисы в Зазеркалье - в мире, где все наоборот. Все это оказывает сильное влияние на нервную систему ребенка.
Что же делать, если ребенок настойчиво берет ручку, ложку, зубную щетку в левую руку? Во-первых, не паниковать. И отнестись спокойно к тому, что по этому поводу говорят бабушки, соседки, воспитатели в детском саду - это стойкие стереотипы, выработанные людьми в связи с незнанием и непониманием природы явления. Во-вторых, не заострять внимание ребенка на такой его необычности.
Если ребенок к пяти годам в большинстве видов деятельности настойчиво предпочитает пользоваться левой рукой, можно говорить, что он левша. А вообще существует набор специальных тестов, при помощи которых это определяется.
Чаще всего в дошкольном возрасте (если ребенка не переучивают и в семье доброжелательная обстановка) особых трудностей с воспитанием маленького левши не возникает. Единственная предполагаемая проблема - детям-левшам трудно учиться читать по слогам. Чаще всего они запоминают слово целиком, руководствуясь своими собственными механизмами. Помощь родителей в данном случае - постараться вместе с ребенком найти тот способ обучения чтению, который приемлем лично для него.
Наша школьная программа, как и все приспособления и технические пособия, рассчитана на усредненного школьника, основная нагрузка при обучении приходится на левое полушарие. Особенности левшей, которые в меньшинстве, сюда «вписать» трудно. Поэтому когда ребенок-левша идет в школу и его начинают переучивать, велика вероятность возникновения неврозов - страхов, тревожности, заикания, энуреза, двигательной расторможенности, головных болей, раздражительности, пониженного внимания. Левши с трудом одолевают навыки письма правой рукой, пишут медленно, с видимыми физическими усилиями и, как правило, без соблюдения правил каллиграфии, многократно проговаривая про себя каждое слово. Неосознанно стремясь по первым двум-трем буквам угадать слово, а не прочесть его по слогам, они иногда отстают также в приобретении навыков чтения. А потом, как результат, у переучиваемого левши пропадает желание учиться, о письме он думает с отвращением и стремится его избегать, а занятия прогулять. В психике леворукого ребенка появляются сбои: повышенная утомляемость, снижение работоспособности, жалобы на вялость, на усталость в «правой руке», головные боли. Может ухудшиться ночной сон, трудно заснуть, а сам сон поверхностен. Ухудшается аппетит, особенно по утрам. Ребенок капризничает, раздражителен, вспыльчив. Учащаются реакции протеста и истерики. Редко, но бывают заикание, энурез, разнообразные тики. Нередки случаи обострения нейродермита, бронхиальной астмы и других заболеваний.
Однако даже если ребенка не переучивают, все равно у левшей возникают трудности. Часто это зеркальность в чтении и письме. Слова, а иногда и фразы, они пытаются читать справа налево и не могут понять смысл прочитанного. Буквы также часто пишут справа налево, путают написание похожих букв. Начинают писать одну букву, заканчивают совсем другую. Нередко для правильного написания слова дети должны не только обдумать, как они будут писать, но и проговорить несколько раз слово, что еще больше замедляет процесс письма. Арифметические действия при зеркальном написании чисел и их перестановке справа налево из конца цифрового ряда в начало правильно выполнить невозможно.
Существует целый ряд специальных упражнений, которые могут помочь маленькому левше не только не отставать в учебе от своих сверстников, но и быть в ряде случаев успешнее других. Более подробно о них можно узнать, обратившись к специалисту. В рамках же газетного материала позволю себе дать несколько общих рекомендаций.
1. В связи с особенностями протекания психических процессов левши в большинстве своем люди очень медлительные. Старайтесь не торопить ребенка, дайте ему столько времени, сколько нужно, не заставляйте его делать несколько дел одновременно.
2. У левшей нет стойких представлений о том, где правая или левая рука. В их мире прочитать или написать букву, цифру можно в любом направлении (как по горизонтали , так и по вертикали). В связи с этим ребенку-левше, который только начинает писать, лучше промаркировать тетрадь (стрелочками обозначить право-лево, верх-низ). Во избежание трудностей с определением времени по часам с циферблатом лучше покупать им электронные.
3. Так как левши практически не способны к выработке внутренних автоматических включений, которые позволяют функционировать во внешнем мире не задумываясь: «а как это сделать?», следует как можно больше операций, используемых ими в повседневной жизни, максимально автоматизировать извне. Не надо сердиться и ждать, когда же ребенок сам научится (просто глядя на вас) пользоваться ложкой, иголкой, ножницами, кисточкой, спицами, завязывать шнурки, манипулировать с одеялом, пододеяльником и т.п. Возьмите его руки в свои и несколько раз вместе повторите нужное движение.
4. Для ребенка-левши провести аналогию практически невозможно. Задача о машинах с песком и подобная задача о метрах ткани - для него совершенно разные. Поэтому чтобы лучше понять условие задачи, пусть ребенок рисует машины и метры ткани, яблоки и деревья в специально выделенной тетрадке для рисования, потому что он все равно рисует их в своем воображении.
Ваши любовь и терпение вместе с поддержкой специалиста помогут ребенку адаптироваться в столь непривычном для него окружающем мире. При соответствующих занятиях, с постоянной родительской поддержкой он очень скоро докажет, что его специфические особенности - не только негатив. Недаром среди левшей много талантливых математиков, творческих личностей, спортсменов; они гораздо лучше справляются с ситуациями, где необходим максимум интуиции и изобретательности.