КТО ХОДИТ В ШКОЛУ ПО УТРАМ, ТОТ ПОСТУПАЕТ МУДРО

21 июня, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 23, 21 июня-27 июня 2002г.
Отправить
Отправить

До первого сентября еще больше двух месяцев, а в большинстве школ набор первоклашек, как говорится, в самом разгаре...

До первого сентября еще больше двух месяцев, а в большинстве школ набор первоклашек, как говорится, в самом разгаре. Для родителей малышей-шестилеток это время тоже не простое: необходимо принять ответственное решение — в какую школу отдать ребенка? А может, лучше пока не отдавать вовсе, пусть подрастет и пойдет сразу во второй класс?

...В школу мой сын пошел совершенно неожиданно. Буквально за три дня до 1 сентября меня у дверей детского садика остановила заведующая и спросила:

— Вы уже написали заявление в первый класс?

— Нет, я хочу, чтобы ребенок еще год побыл в садике.

— А у нас подготовительную группу ликвидируют, и вместо нее будет первый класс школы. Так что идите, пока не поздно, подавайте заявление.

Заявление написать я успела, но, естественно, ни о какой нормальной подготовке к школе (в особенности психологической) не могло быть и речи: первые две недели сентября ребенок находился в стрессовом состоянии, беспричинно плакал, не слушался. Я думала, что причина — именно в той неожиданности, с которой он стал учеником. Однако поговорив с мамами детей-шестилеток, которые задолго готовились к первому сентября, я выяснила, что и у них процесс адаптации проходит не совсем гладко. В чем причина? Может быть, наши чиновники поторопились, сократив время пребывания малышей в детских садах?

Вот что об этом говорит Светлана Кулачковская, зав. лабораторией психологии дошкольника Института психологии им.Г.Костюка АПН Украины:

— В психологии существует такое понятие, как амплификация, которое подразумевает стремление не к ускоренному развитию ребенка, а расширение его сферы познания, опыта, создания условий для раскрытия его внутреннего потенциала — наблюдательности, познавательных способностей, сообразительности и так далее. Все это относится к процессу обучения, в котором участвуют двое: ребенок со своими способностями и стремлением к познанию и педагог (воспитатель), способный помочь ему в освоении новых знаний, приобретении навыков. В школе же начинается непосредственно учебная деятельность, которая, по словам известного отечественного психолога Григория Костюка, не свойственна детям дошкольного возраста, к которому относятся и шестилетки. У такого ребенка еще не сформировались и необходимые для учебы функции организма. К примеру, произвольное поведение, умение управлять собой, которое формируется к семи (а иногда даже восьми) годам. Возраст от шести до семи — критический, когда важнее не столько обучение, сколько воспитание. Это период формирования и становления личности, основ моральности — умения сочувствовать, сопереживать, понимать другого. Для осознания этого необходимо время, которое у современных шестилеток уходит на адаптацию к новому статусу ученика.

— Но на Западе дети уже давным-давно ходят в школу в столь нежном возрасте.

— В Европе такие школы, куда ходят малыши, называются школами развития, школами социального обучения. Там с детьми занимается в основном воспитатель, а учитель проводит исключительно уроки. В некоторых странах, например, в Венгрии, воспитатель занимается с детьми до 3-го класса школы. Отечественные же школы абсолютно не готовы к работе с шестилетками — ни с точки зрения психологической подготовки учителей, ни с точки зрения создания соответствующих условий.

— Тем не менее изменить ничего нельзя — современные шестилетки все равно уже будут ходить не в подготовительные группы детских садиков, а в первый класс. По какому принципу нужно подбирать школу?

— По принципу максимального комфорта для ребенка. Шестилетке необходимо нормальное пятиразовое питание, дневной сон, игровая комната. Поэтому наиболее предпочтительны школы-садики. А вообще выбирать нужно не так школу, как учителя — опытного педагога, хорошо знающего и понимающего детей, умеющего превратить учебу в школе в радость.

— Конечно, детские садики вещь хорошая, — заметила учительница младших классов одной из столичных школ Валентина Петровская, — только вот дети в них не ходят! Сегодня очень мало детей до школы ходят в детские учреждения, в результате в школу они приходят абсолютно не адаптированные к коллективу. Да и знания, полученные дома, не систематические, а потому такие «домашние» дети, даже при хорошо развитом интеллекте, по знаниям и умениям могут во многом уступать «садиковским» сверстникам. Если такой ребенок сразу пойдет в первый класс, где начинается серьезная учеба, то процесс адаптации у него будет проходить еще сложнее, нежели у шестилетки в школе-садике.

Может быть, таких «домашних» ребятишек не так уж и много? Оказывается, ничего подобного! В СССР в детские садики ходило 90% дошкольников, в Украине эта цифра составляла 86%. Сегодня в стране детские сады посещают всего 38% ребятишек, при этом в сельской местности, по разным оценкам, — от 9 до 19%. В Киеве дошкольные учреждения посещает лишь четверть детей до 6 лет, причем цифра эта усредненная — в некоторых районах столицы количество детсадовцев равняется всего 5%.

Но если к официальному дошкольному образованию многие родители относятся без энтузиазма, то к выбору школы подходят нередко более чем серьезно. В результате в школах, особенно так называемых элитных, недостатка в учащихся нет, и некоторые уже к 20 апреля заканчивают набор в первые классы. Все потенциальные ученики сдают свой первый в жизни экзамен — тестирование.

Сегодня в стране нет официальных тестов, по которым можно было бы проводить прием детей в школы. Более того, существует письмо Министерства образования и науки, запрещающее какое бы то ни было тестирование при приеме в школу. Однако оно, как в этом убедились мамы будущих первоклашек, проводится, причем не только в элитные, но и в самые обычные районные школы. Только называется иначе — собеседованием, цель которого — распределить ребят по классам, создать классы для «хороших и подготовленных» детей и «классы-отстойники». При этом финансовые возможности родителей нередко напрямую влияют на интерпретацию результатов собеседования.

У ребенка чаще всего проверяют не психологическую готовность к учебе, а традиционные умения «читать, считать, писать», чему, по идее, именно школа и должна учить. В некоторых «продвинутых» школах пытаются использовать и психологические тесты. Но чаще это так называемые «бульварные» тесты, составленные непрофессионалами, к которым сами учителя при тестировании добавляют свои выдуманные критерии. Настоящие профессиональные тесты используют крайне редко — они длинные, а значит, не удобные в применении.

Готовность к школе включает в себя несколько моментов, и их должны учитывать родители (коль учителям не до этого), готовя ребенка в первый класс. Прежде всего — физическую готовность, которая подразумевает зрелость организма, его функциональных систем, способность выдерживать высокие школьные нагрузки. Второй момент — интеллектуальная готовность. Она включает в себя багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать и так далее). Кроме того, у ребенка должны быть достаточно развиты познавательные навыки, любознательность, умение находить причины явлений. Под социальной готовностью к обучению понимается настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности со взрослыми учителями.

К слову, о том, что для первоклашки (а особенно шестилетки) нужно искать не школу, а учителя, говорят не только психологи, но и сами учителя. Ведь в любой школе обучение детей в начальных классах замыкается на одном-единственном человеке — первой учительнице. А вот после окончания начальной школы вполне реально подобрать другое учебное заведение, с высоким уровнем преподавания и широким спектром предметов.

Существует и еще один момент. Вероятность того, что одно из привилегированных учебных заведений (спецшкол, гимназий, лицеев) окажется поблизости от дома, не велика. Поэтому если выбрать одну из таких школ, то придется ежедневно возить туда ребенка, тратя массу времени на транспорт. В результате к высоким школьным нагрузкам добавится физическая усталость от длительного путешествия и раннего подъема, а это уже грозит здоровью и психическому развитию шестилетнего малыша. К тому же все преимущества самой «распрекрасной» школы будут перечеркнуты утренними депрессиями и усталостью.

Идеально, когда малыш уже черед две-три недели сможет добираться до школы сам. Близкое ее расположение от дома позволит наладить тесные дружеские связи с одноклассниками и выкроить побольше времени для игр и отдыха, особенно необходимых в таком возрасте.

Беспокоит родителей, решивших отдать ребенка в школу с традиционным набором предметов, и такой момент: не отобьет ли школа интерес к учебе у ребенка, хорошо подготовленного? Конечно, если родители, обрадовавшись успехам ребенка, перестанут с ним заниматься, то у него очень скоро пропадет интерес не только к учебе, но и к познанию в принципе. Этот интерес нужно постоянно «подогревать». Я знаю ребенка, у которого интерес к орнитологии возник из привычки разгадывать вместе с мамой кроссворды. Кто сам этим грешил, знает, что самая любимая составителями кроссвордов птица — попугай ара. Постоянно попадаясь в кроссвордах, этот таинственный ара настолько поразил воображение юного эрудита, что тот полез в энциклопедии, начал ходить в зоопарк и зоомагазины, записался в какой-то зоокружок или клуб, а сейчас готовится поступать на биофак университета. Но в самом начале помогла именно мама: она притащила домой огромный том «Жизни животных» и, заметив интерес, предложила поискать попугая в зоопарке и зоомагазине, включала телевизор во время трансляции передач о животных и так далее. Хорошо подготовленному ребенку нужно постоянно «подкидывать» новые и все более сложные задачи.

Хотя есть и другой путь — пройти собеседование и записаться сразу во второй класс. Но тут нужно учесть, что обучение в первом классе в любом случае дело не легкое. Оно вовсе не сводится к формированию навыков чтения, письма и счета. Смысл в том, чтобы дети привыкли к школе и педагогам, освоили основные правила поведения, знали свои права и обязанности, умели взаимодействовать с учителями и одноклассниками на уроке, а главное, научились получать удовольствие от получения знаний. Поэтому как подготовленные дети, так и нет, на первом году школы будут учиться управлять собой, своими желаниями и чувствами, своей активностью и целенаправленностью. Все это называется формированием произвольного поведения. И в этом плане первый год учебы имеет огромное значение.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК