КРУТЫЕ СТУПЕНИ ИНТЕГРАЦИИ

04 июня, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 22, 4 июня-11 июня 2004г.
Отправить
Отправить

Недавно в школах прозвенел последний звонок. Большинство детей уже рвется на отдых, педагоги подводят итоги работы...

Недавно в школах прозвенел последний звонок. Большинство детей уже рвется на отдых, педагоги подводят итоги работы. А для коллектива Белоцерковской средней школы № 20 минувший учебный год стал особенным. При финансовой поддержке ЮНИСЕФ они проводят эксперимент «Интеграция детей с особыми потребностями в общеобразовательную школу». Инвалиды-колясочники здесь сидят за партами рядом со здоровыми сверстниками. И как показывает опыт, выигрывают от такого соседства и те, и другие…

— Не скрою, многие скептически относились к самой идее появления в общеобразовательной школе детей с особыми потребностями, — говорит директор Белоцерковской школы № 20 Вениамин Киселев. — Бытует мнение, что современные подростки излишне жестоки, не способны на сострадание, поэтому даже незначительный физический изъян может стать основанием для насмешек над сверстниками. Здесь же идет речь о целой группе детей с серьезными отклонениями в здоровье. У некоторых не действуют руки, у других — проблемы со зрением, слухом, затруднена речь. Разумеется, и внешне эти ребята отличаются от здоровых сверстников. Почувствуют ли они себя уютно в атмосфере большого коллектива? Тем не менее педагоги не сомневались в необходимости и своевременности такого эксперимента. Наши дети гораздо милосерднее, терпимее и толерантнее, чем принято считать. Важно лишь с самых ранних лет воспитывать в них уважение к каждому человеку, независимо от его физических возможностей. Наша школа уже третий год сотрудничает с городским оздоровительным центром «Шанс», где проходят реабилитацию дети-инвалиды. Педагоги и учащиеся постоянно бывают у них на праздниках, утренниках, устраивают совместные мероприятия. Многие завязывают дружеские отношения со сверстниками и не понаслышке знают о том, какие серьезные проблемы испытывают люди с особыми потребностями. Поэтому, когда директор центра «Шанс» Владимир Крижановский предложил совместно реализовать проект интеграции, мы горячо одобрили это начинание.

— Коллектив педагогов единогласно проголосовал за то, чтобы принять в нашу школу детей-инвалидов, — продолжает Вениамин Киселев. — Однако существовало немало финансовых и организационных проблем. Ведь инвалидам, в особенности колясочникам, необходимы условия, которых нет в обычных школах. Многие помещения нужно было переоборудовать: сделать подъезды, специальные туалеты, комнаты отдыха, построить лифт. Мы отлично представляли себе объем работы и трудности, с которыми нам придется сталкиваться в процессе реализации этого эксперимента. Но все это с лихвой перекрывало желание помочь инвалидам стать полноправными членами общества. Ведь цель школы — не только давать молодым людям хорошее образование, но и воспитывать, прививать им дух свободного и независимого мышления, помогать утвердиться в жизни. Очень важно создать в ученическом коллективе гуманную, демократичную атмосферу, в которой равноправными чувствуют себя все ребята, независимо от степени физической свободы.

Благодаря финансовой поддержке ЮНИСЕФ, городского исполнительного комитета и ряда общественных организаций первый этаж школы № 20 сегодня почти приближается к европейским стандартам. Здесь оборудовали пандус, установили специальные парты, сделали комнаты отдыха и психологической реабилитации, удобный туалет для колясочников. Выделили автобус, который ежедневно привозит детей на занятия, а затем и развозит по домам. А вот строительство лифта пока откладывается, что серьезно осложняет передвижение инвалидов по другим этажам. Но эти трудности отступили перед горячим желанием ребят учиться в обычной школе, общаться со здоровыми сверстниками. Поначалу планировалось, что участниками проекта станут лишь шестеро юных воспитанников центра «Шанс». Но, как сообщил его директор В.Крижановский, желающих оказалось намного больше. Было просто невозможно им отказать. Поэтому сегодня в школе обучается двадцать детей с особыми потребностями, семеро из которых — инвалиды-колясочники.

По мнению педагогов, процесс адаптации к школьной жизни прошел на удивление быстро и легко. Дети освоились в новом помещении, привыкли к дисциплине, домашним заданиям, урокам. Их радует то, на что обычные школьники уже давно не обращают внимания: возможность на переменке самостоятельно выехать во двор, подышать свежим воздухом, купить ручку, тетрадку, мороженое или другие необходимые мелочи. Ведь прежде многие даже не умели обращаться с деньгами, поскольку не могли никуда сходить без сопровождения родителей, а круг общения был ограничен стенами квартиры.

Во многом быстрой адаптации способствовала теплая, доброжелательная атмосфера в коллективе. Психологически школьники были подготовлены к тому, чтобы принять этих ребят в свой коллектив. За минувший учебный год от новичков ни разу не поступало жалоб на конфликты, насмешки со стороны сверстников. Наоборот, старшие ребята по собственной инициативе взяли шефство над колясочниками, помогают им добраться до нужного кабинета, поднимают по лестницам. Видя, что сверстники относятся к ним уважительно, дети стали более раскованными и общительными. Как и все школьники, они непоседливы, любят перемены и с удовольствием развлекаются. У каждого свои интересы. Например, у 10-летнего Сергея Пермякова любимое занятие — чтение, поэтому на большой перемене он обычно торопится в библиотеку — с удовольствием изучает книжные полки, заказывает журналы, газеты. Наташа Гетьманова часто заглядывает в классы, где проходят уроки труда, любуется поделками, пробует мастерить сама. Оля Есина тонко чувствует музыку, ее хобби — танцы на инвалидной коляске. Девочка с удовольствием танцует как с колясочниками, так и со здоровыми партнерами.

— Наши новые ученики очень эмоциональны, ранимы и в то же время доверчивы и открыты для общения, — говорит заместитель директора школы № 20 по учебно-воспитательной работе Ольга Чичикало. — Они тянутся к сверстникам, интересуются школьной жизнью, с удовольствием принимают участие во многих внеклассных мероприятиях — это концерты, конкурсы, викторины, клубы по интересам. Кстати, здоровым одноклассникам есть чему у них поучиться. Педагогов не раз поражали их трудолюбие, настойчивость, желание совершенствоваться, постоянно улучшать свои результаты. Например, в первом классе учится шестилетний Владик, удивительно умный, восприимчивый мальчик. Вследствие тяжелого заболевания он плохо владеет рукой, поэтому ему сложно писать. Но когда учитель берет его руку в свои, чтобы помочь, мальчик вырывается и говорит: «Нет, я хочу все сделать сам!» К концу года многие из них значительно подтянулись в учебе. Срабатывает здоровая конкуренция, желание догнать сверстников. И это еще раз доказывает необходимость интеграционных процессов: дети с особыми потребностями гораздо лучше развиваются, когда активно и непосредственно участвуют в школьной жизни.

Но за сегодняшними успехами учеников стоит огромная работа всего педагогического коллектива. Обучение детей с особыми потребностями имеет свою специфику, им требуется уделять больше внимания, времени, иллюстративного материала. Работая в инклюзивных классах, учителя должны разработать индивидуальные задания для каждого ребенка, учитывая особенности его заболевания, состояние здоровья, интересы. А привлечение к педагогическому процессу родителей дает возможность сделать обучение непрерывным и в школе и дома. В рамках проекта уже разработана программа тренингов, семинаров-практикумов для учителей, которая даст им возможность активно применять в работе научные инновации.

— Наш эксперимент разделен на несколько этапов. И первый — подготовительный — школа прошла успешно, — продолжает разговор Вениамин Киселев. — Мы создали соответствующую материально-техническую базу, разработали программы подготовки специалистов для работы в инклюзивных классах, планы и методики их обучения. Впереди — серьезная аналитическая работа, изучение динамики развития учащихся и степени их достижений в условиях интеграции. Главная цель нашего эксперимента — разработка механизма интеграции детей с особыми проблемами в школьное сообщество. На это потребуется несколько лет. Надеемся, что наш опыт повлияет на формирование новой философии государственной политики по обеспечению прав детей-инвалидов на образование, медико-социальную реабилитацию.

Тем не менее у начинания белоцерковских педагогов пока много проблем. И одна из самых серьезных — строительство лифта. Его отсутствие ограничивает свободу передвижения инвалидов. Дети хорошо освоили первый этаж, а вот второй и третий пока доступны им с трудом. Чтобы подняться по лестнице, приходится обращаться за помощью. Разумеется, и педагоги, и школьники, и их родители всегда готовы помочь. Но все же такое положение дел вносит серьезный дискомфорт в жизнь колясочников. У школы уже есть проект лифта для детей с особыми потребностями, но пока отсутствуют средства на его реализацию.

Кстати, в следующем учебном году «особых детей» здесь станет больше — к ним присоединятся еще четверо воспитанников «Шанса». На пути к знаниям инвалидов не останавливают ни отсутствие лифта, ни иные трудности. Преодолевая одну за другой ступени этажей, они готовятся штурмовать и более серьезные барьеры, которых в жизни будет еще немало. Ведь школа — это маленькая модель мира…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК