КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПОД ЗЕМЛЕЙ

24 мая, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 19, 24 мая-31 мая 2002г.
Отправить
Отправить

Бизнес — вид деятельности очень прагматичный, в нем нет места романтике и «воздушным замкам». Это с одной стороны, а с другой, предпринимательство — это сложнейшая, но увлекательная игра...

Александр Меламуд
Александр Меламуд
Александр Меламуд

Бизнес — вид деятельности очень прагматичный, в нем нет места романтике и «воздушным замкам». Это с одной стороны, а с другой, предпринимательство — это сложнейшая, но увлекательная игра. Именно так считает Александр Меламуд. Тем не менее, его бизнес дает людям возможность в эту «романтику» окунуться и в прямом, и в переносном смысле. Он создал лучший в Украине фитнес-центр «Аквариум», который не только отвечает мировым стандартам, но и является воплощением мечты о путешествиях, экзотическом отдыхе и реальной «сказки», в которую попадают дети. В нем есть все: бассейны с посеребренной водой, в окружении экзотических растений, водные горки, глубоководный бассейн для занятий дайвингом, суперсовременные спортивные тренажеры, компьютеры, медицинский и косметологический центры, игровые «дворцы» для детей, уютные кафе, бары и рестораны. А главное, это не просто обычный спортивный центр. Это центр семейного отдыха, где все: от бабушки до внука могут найти себе занятие по душе.

Тот же дух нестандартности присутствует в абсолютно противоположном по стилю месте — подземном центре на Майдане Незалежности. Но оба этих центра роднит одно: они превращают и спорт, и шоппинг в вид семейного отдыха, в удовольствие для всей семьи.

Общаясь с Александром Леонидовичем, понимаешь истинный смысл фразы: «Творения всегда похожи на своих создателей». Основательный, ироничный, деловой, с пиратской внешностью и неизменной трубкой…

Он делает бизнес играючи и играя, делает бизнес.

— Александр Леонидович, связан ли глобус на постаменте, где раньше стоял Архангел Михаил, с названием подземного торгового центра на Майдане?

— Конечно. Подземный торгово-развлекательный комплекс тоже называется «Глобус». Здесь, как в кругосветном плавании, можно увидеть самые разнообразные достопримечательности мира торговли. И не только увидеть, но и приобрести понравившуюся вещь. В общем и целом, это центр, в котором есть все, на любой вкус и кошелек: сеть магазинов от элитных бутиков до магазинов среднего класса, кафе, бары, рестораны, игровые площадки, казино, подземные фонтаны, панорамные лифты и обзорная площадка, откуда виден весь Майдан Незалежности…. Идея создания торгово-развлекательного комплекса на главной площади страны родилась не случайно. Как известно, рынок недвижимости столицы ощущает сегодня острую нехватку современных торговых площадей. Разработанный совместно с Colliers International проект комплекса «Глобус» задумывался как раз для того, чтобы в какой-то мере удовлетворить стремительно растущий спрос в этом сегменте рынка. Проект отвечает высоким западным стандартам комфорта, эстетики и эргономики. Качество и надежность — наша основная забота. Мы используем самые современные инженерные системы и отделочные материалы, чтобы создать комфортные и безопасные условия как для арендаторов, так и для покупателей. Над разработкой «Глобуса» трудились известные архитекторы, их усилия были направлены на то, чтобы сделать центр достойным центральной площади столицы.

В общем, проект нацелен в будущее, а значит, в течение долгих лет его концепция не утратит актуальности. Новый торгово-развлекательный комплекс станет центральной торговой точкой Киева, местом проведения досуга жителей столицы и гостей города. Центр «Глобус» обречен на успех — это понятно любому человеку, даже при поверхностном ознакомлении с его концепцией.

В любую погоду в подземном городе всегда теплый киевский май, с легким свежим ветерком и приятной прохладцей. Микроклимат обеспечивает одна из лучших в мире систем кондиционирования и вентиляции.

Торгово-развлекательный комплекс объединит три автономных, но вместе с тем связанных между собой торговых центра: надземный и подземный, в восточной части Майдана, а также подземный комплекс в западной части площади. Известные европейские и американские компании, предлагающие средние и средневысокие цены, уже стали арендаторами площадей в торговом центре «Глобус». Кроме того, здесь будут находиться магазины швейцарских часов, ювелирных изделий, сувениров, подарков, аксессуаров, книг, компакт-дисков, аудио- и видеокассет, секция детских товаров — игрушек, детской одежды, а также игровой зал, секция игровых автоматов. На антресольном уровне центра разместятся Strike-паб, Интернет-кафе, кафе Nescafe и многое другое. Подбор арендаторов торговых площадей был хорошо продуман. Это знаменитые мировые и отчасти отечественные торговые марки, чье название говорит само за себя. Кстати, в центре будут представлены известные фирмы, до сих пор не работавшие на рынке Украины. Так, ТЦ «Глобус» выбран для размещения первого в стране магазина марки Esprit. Это молодой и динамично развивающийся бренд, предлагающий качественные товары по доступным ценам. У потенциальных арендаторов еще есть возможность стать частью этого торгового мира, принять участие в данном проекте.

— В общем — стать на вашем «Глобусе» торговыми портами?

— Что-то вроде этого…

— У вас довольно-таки пиратская внешность. Особенно в тельняшке и с неизменной трубкой. Как вы себя оцениваете — есть ли пиратские наклонности?

— Только любовь к морю, а остальное — не в моем стиле. Ром — люблю, но в бизнесе сломя голову, «на абордаж» не иду. И еще заветная мечта —отправиться на яхте в кругосветное плаванье, останавливаясь по дороге исключительно на островах. Из Киева по Днепру в Черное море, затем в Средиземное, а дальше — Атлантика, устье Амазонки, Карибский бассейн, Австралия, Индийский океан, Африка и т.д. (Александр Леонидович долго перечислял всевозможные «попутные» острова, где планирует остановиться: Канарские, Соломоновы, Галапагосские, всего более 20. — Авт.).

— И это все на одной утлой яхте… А как же шторма, тайфуны, акулы, наконец!?

— Сразу видно, что вы в детстве «морских» книжек начитались. Это в средние века парусники сотнями гибли, а сейчас техника надежная, и если яхта нормально построена, да на ней хорошая команда — вероятность кораблекрушения даже меньше, чем вероятность того, что тебе на голову с крыши кирпич свалится. А что касается акул, то ежегодно от них гибнет до 18 человек в мире. Для сравнения — ломают шеи, упав с лестницы, более восемнадцати тысяч. И, вообще, если хочешь познать жизнь во всех ее красках, надо быть «морским волком», а не «премудрым пескарем».

— Что определяет реалии сегодняшнего бизнеса?

— Умение работать на перспективу, создавая долгосрочные, рентабельные проекты. Сегодня в корне меняется психология ведения бизнеса, поскольку меняются условия. Времена «быстрых денег», сверхприбылей прошли. Это было возможно в период зарождения рыночных отношений, в середине 80-х, тогда рынок был совершенно пустой. Где ни посади саженец, — он прорастет, зазеленеет и тут же начнет давать яблоки. Сейчас же прибыль становится, скажем так, разумной, и яблоки растут уже, как им и положено, только на яблоне и не один сезон, а, при правильном ведении хозяйства, — каждый год.

— Давайте оглянемся назад. Когда вы начали заниматься бизнесом?

— Я предприниматель с момента выхода закона о кооперации —то есть начинал еще при Горбачеве. Был «всеядным». Занимался тем, что было на то время наиболее актуальным и выгодным: швейным производством, строительством, посредничеством, компьютерной техникой и т.д.

— Какое из этих направлений вам наиболее импонировало?

— Интересно было развивать не одно какое-то направление, а сами принципы рыночных отношений. Это было новое, необычное дело. Философия жизни, если хотите, которая в корне отличалась от всего, что мы знали раньше.

— На каких примерах советский инженер-железнодорожник мог постигать философию капиталистических отношений?

— Нас учила жизнь, и мы учились сами. Для успешной учебы на тот момент мы располагали многим. Были молоды, имели здоровье и свободу. Нам нечего было терять, в отличие от тех, кому тогда уже было хорошо за 40. Поэтому могли экспериментировать, идти на риск. Набивали шишки, оставались без копейки в кармане, а на следующий день уже мучились над вопросом — где найти карман такого размера, чтобы заработанные деньги поместить.

Вкалывали с раннего утра до поздней ночи. Изучали рынок, на ощупь, методом «тыка» — как слепые котята мир. Конечно, было тяжело, но вместе с тем и безумно интересно. Особенно после того, как все бытовые проблемы были решены, создан домашний тыл и обеспечена относительная стабильность. Стало интересно выстраивать бизнес на перспективу, разрабатывать стратегию и тактику.

— На основе чего? Простого опыта и интуиции?

— Ну почему же. Учились мы и по книжкам тоже. В те времена в Советском Союзе выходило много хорошей экономической литературы. Но она была так «законспирирована», что найти ее было непросто, но знающие люди помогали. До сих пор помню один из моих путеводителей по рыночным отношениям. Книга называлась «Экономические и социальные методы в современной буржуазной социологии». Издание увидело свет еще в 70-е годы. Естественно, у него было красочное предисловие, смысл которого заключался в том, что загнивающий капиталистический строй порождает различные экономические утопические теории, с некоторыми из них предлагали ознакомиться. А дальше шел текст: лаконичный, высокопрофессиональный, сразу видно — человек, который составлял книгу, спец в вопросах рынка и прекрасно понимал цену «загнивающему» капитализму…

— Какими качествами, по-вашему, должен обладать человек, чтобы выжить в мире бизнеса?

— Вообще-то, предпринимательство требует от человека всего двух вещей: специального образования и здравого смысла. Но это в идеале. Наше же постсоветское поколение сумело компенсировать отсутствие первого опытом и пониманием местных условий, характера людей и правил игры на рынке, который только начинал формироваться. В результате вперед выбились люди, имевшие, помимо здравого смысла, еще и опыт конкретной работы в конкретных условиях. Они развились, сумели не только «сорвать разовый куш», но и создать систему, бизнес, который стал приносить не только доход, но и определенную стабильность.

— Почему наши закаленные в финансово-криминальных баталиях бизнесмены не смогли закрепиться на западном рынке?

— Там другие правила игры — бизнес устоявшийся, законы тоже. Предпринимательство на Западе требует от человека прекрасного образования и необходимости тратить гораздо больше сил на улаживание формальностей. В развитых странах необходимо плотно работать с аудиторскими компаниями, с организациями, которые поддерживают твой бизнес на определенном уровне. Вы просто обязаны уделять много времени как собственному бизнесу, так и лично себе. Ведь психология там абсолютно другая. Образно говоря, у соседа собака сдохла, тебя заподозрили в том, что ты ее отравил, раздули скандал, и твои акции упали.

— Но иностранцам тоже сложно работать на нашем рынке?

— Потому что он еще не стабилизировался — это первое. И второе — они не понимают наш образ жизни. Поэтому в наших условиях, на новом этапе развития рынка, в бизнесе преуспеют те, кто рос в наших условиях, получил образование за границей и вернулся в Украину, чтобы вести свой бизнес.

— Чем является бизнес для вас?

— Прежде всего работой, которая приносит деньги. Причем работой серьезной, захватывающей и интересной — она помогает двигаться вперед. Это, как создание множества интересных игр. Придумал одну, запатентовал, отправил на продажу и тут же занимаешься следующей, а над некоторыми работаешь по нескольку лет. И все эти игрушки тебе дороги. Так же и в бизнесе.

— Какие «игрушки» вы создаете сейчас?

— Фитнес-центр «Аквариум» и подземный город на Майдане Незалежности.

— «Аквариум» — это для души?

— Серьезное предпринимательство не может быть для души. Оно должно приносить четко просчитанную и реальную прибыль. На сегодня фитнес-бизнес очень перспективен и в будущем рентабелен. Спрос на эти услуги однозначно растет. Скажем так, они снискали популярность и у состоятельных украинцев, и у среднего класса, и у небогатых людей. И количество дорогих клубов, как, впрочем, клубов среднего и низкого ценового уровня, тоже будет расти.

— «Аквариуму» — два года. Можно ли говорить о том, что он рентабелен?

— Это довольно сложный вопрос. Мы могли бы работать с гораздо большей рентабельностью, но для этого пришлось бы сократить расходы. В настоящий момент мы вкладываем всю прибыль и плюс еще дополнительные инвестиции в реконструкцию клуба, который постоянно обновляется, а также в развитие сети спортклубов в Киеве и регионах. Поэтому о конкретных цифрах говорить сложно, но то, что это дело перспективное, — это бесспорно.

— Вы человек «водоплавающий», любите яхты, море, простор... Наверное, именно это подтолкнуло к созданию «Аквариума».

— Еще раз повторюсь. «Аквариум» — это бизнес. И при его создании я руководствовался исключительно трезвым расчетом, а не эмоциями. Хотя не скрою, как человеку, мне этот клуб очень нравится... Но давайте не путать бизнес с отдыхом. Бизнес — это образ жизни, а отдых — временная его смена, передышка перед очередным раундом поединка.

— Свой отпуск вы всегда проводили на море?

— Раньше я был более «сухопутный». В юности занимался туризмом, ходил на байдарках, в походы — в горы и лес… И дело тут не в том, на суше проходит такой отдых или на воде, а в самом его принципе — это активное времяпровождение, познавательное и интересное.

— Что главное вы в нем находили?

— Когда пытаешься анализировать человеческие ощущения, эмоции, то понимаешь, что объяснить их, вербализировать, очень сложно — практически невозможно. Как, например, объяснишь запах костра? Или изматывающую, но все-таки приятную усталость в каждом походе? Меня привлекало все: открытые, дружеские отношения между людьми, костер, водочка, тяжелая работа. Мне нравилось тащить рюкзак, грести на байдарках, нравилось периодически попадать в ледяную воду, обливаться потом и мерзнуть от холода на горных перевалах, в общем — нравилось так жить. И по сути дела яхта — это такой же тяжелый, но интересный вид отдыха. Может, он просто более комфортный и масштабный. А «декорации», атрибуты те же: и водочка та же, и запах костра во время остановок на необитаемых островах, да плюс к этому — красота моря и окружающего мира. Да и «яхтсменством» я заболел всего восемь лет назад. Первая яхта, на которой ходил, называлась «Батьківщина». Мы на ней прошли за семь суток без остановок из Стамбула в Тель-Авив.

— У вас есть талисман?

— Я этих понятий не принимаю. Люди клянутся в верности одному Богу и заводят талисманы во имя другого Бога. Днями пропадают в церквях и тут же по-черному грешат. Я не сторонник таких крайностей, хотя думаю, мне повезло, мне помогают. Что это за силы, я не знаю, но что-то есть... Сколько себя помню, всегда была масса проблем, но в глобальном плане все шло хорошо: в работе, семье и в целом по жизни.

— Что повлияло на ваше формирование? Был ли случай, изменивший всю вашу жизнь?

— Я глубоко убежден — ни одна случайность не может в корне изменить нашу жизнь. На судьбу влияет образ жизни в целом. Совокупность случайностей, люди, которые учат тебя, родные и близкие, друзья и враги, книги, музыка, искусство и прочее, — то из чего, собственно, и состоит наша жизнь.

— Есть ли один общий принцип, руководствуясь которым, вы живете?

— Конечно: «Человек может делать абсолютно все, если он при этом не вредит другим людям».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК