КРИВАЯ ТЕНЬ

13 сентября, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 35, 13 сентября-20 сентября 2002г.
Отправить
Отправить

Разделение общества на богатых и бедных, изменение в трактовке общественных ценностей, появление ...

Разделение общества на богатых и бедных, изменение в трактовке общественных ценностей, появление новых норм для достижения успеха — это то, что сейчас переживает украинское общество, и соответственно это же происходит в школах.

— Я не мог рассказывать маме об издевательствах ребят, — сознается тринадцатилетний Тарас, ученик одной из обычных «непрестижных» львовских школ, — так как они с отцом сразу пошли бы в школу разбираться во всем. Ребята и так называли меня «маменькиным сыночком».

Но когда Тараса избили железными цепями, отступать дальше было некуда. Оказалось, что его конфликт с одноклассниками созревал давно. Его не любили за то, что отец привозит Тараса в школу на машине, что отдыхает Тарас в Турции и Италии, за то, что мама часто дает в школу сыну более одной гривни. Последней каплей стал подарок на день Святого Николая — лыжное снаряжение и мобильный телефон.

— Ты знал, что тебя ожидает, когда придешь в школу с мобильным телефоном? — спрашиваю я.

— Я не думал об этом. У всех моих друзей, с которыми я хожу на тренировки, уже давно есть. Они звонят родителям, чтобы те приехали за ними.

— Тебя били всем классом?

— Не всем, но все видели. Стояли и смотрели.

Родители Тараса говорят, что учителя, скорее всего, знали об отношении лидеров класса к их сыну. «Но кроме замечаний о суммах денег, которые я давала ему с собой, — говорит Елена, — и предупреждений о том, что класс плохо воспринимает рассказы Тарасика о наших летних путешествиях, больше ничего мы не слышали. Как каждая мать, я хочу дать ребенку все наилучшее. Я не виновата, что другие родители не могут себе позволить того же. Придется переводить Тараса в частную школу».

— Действительно, в школах, в которых учатся дети с разным уровнем благосостояния, как и во всем обществе, — комментирует инспектор Львовского управления образования Тарас Медвецкий, — прослеживается нелюбовь к более богатым, находящимся рядом. Особенно отличаются школы на Сыхове и в Зализнычном районе, где родители многих учеников на заработках и в семьях идут разговоры о деньгах. Это как и в обществе — раздел на богатых и бедных. По моему мнению, все-таки дети из более богатых семей должны учиться в частных школах, где они не отличаются друг от друга.

— Когда в школе что-то случается, начинаются массовые проверки, — продолжает Тарас Медвецкий. — Проверяют учителей, завуча, директора. Но нельзя обвинять в этих конфликтах школу. На самом деле причина такого поведения детей кроется в семье. Ведь это вина родителей, не замечающих, что происходит с их детьми. Часто родители самоустраняются от воспитания ребенка, отдавая его в школу и возлагая ответственность на учителей. Но учителя учат детей, а не воспитывают. Этим должны заниматься родители.

Андрей учится в седьмом классе одной из самых престижных школ Львова. Семья школьника всего добилась сама, и родители считают, что ребенка нельзя баловать, особенно парня. Но Андрей все время жалуется, что ребята смеются над ним, так как у него нет мобильного телефона, а неоднократных объяснений, что мобильный телефон нужен деловым людям, а не школьникам, сын не воспринимал.

— Когда на день рождения мы подарили Андрею несколько компактов и книгу «Гарри Поттер», — рассказывает его мать Оксана, — у сына была истерика. Он ждал мобильного телефона. Я убеждала, что когда он завтра покажет в классе популярную книгу, все его друзья сразу захотят ее прочитать. Знаете, что Андрей на это ответил? «Мама, ты не понимаешь. Я сказал, что после дня рождения у меня тоже будет мобильный телефон. Меня засмеют». Вечером мы с мужем решили позвонить классной руководительнице и высказать свое недовольство ситуацией в классе. На что она мне сказала: «Я ничего не могу сделать. Это обычный школьный набор в нашей школе — компьютер, плейер и мобильный телефон». На следующий день сын пропустил два урока, но пришел в школу с мобильным телефоном.

Психолог средней школы №8 Мирослава Черная говорит, что описанный внутренний конфликт ребенка — нормальный процесс. Мобильный телефон — норма богатого человека, что-то вроде подтверждения его статуса. Дети только отражают происходящее сейчас в украинском обществе. У каждой группы свои кумиры. Среди бедных — кумиры в черных куртках, фуражках и джинсах. Среди детей более богатых родителей, даже в семьях с криминальным прошлым, — авторитетами являются образы из модных реклам в галстуках и с мобильным телефоном.

— Должна сказать, что у нынешних детей другие нормы и понятия, — продолжает Мирослава Черная. — Победа добра благодаря физической силе воспринимается как норма, чего не было у нас. Например, понятие добра, воплощенное героями Шварценеггера, мультфильмов, достигается преимуществом физической силы и оружия. Дети воспринимают физическое и психическое насилие не только как зло, но и как проявление добра.

Недавно один мой знакомый, сын которого учится в хорошей школе в центре города, рассказал: его сын хвастался, что они с ребятами выцарапали на стене некультурную надпись об отце одного из одноклассников, депутате Верховной Рады. Я удивилась, откуда такая заполитизированность у десятилетнего мальчика. «Он много смотрит телевизор», — вздохнул знакомый.

Мама соседской четырнадцатилетней девочки рассказала, что две одноклассницы, любящие общество взрослых ребят, начали шантажировать девочку своими знакомыми, принуждая писать за них контрольные работы. Дочка молчала, пока оценки самой Наталки не начали ползти вниз, так как она не успевала сделать три варианта заданий за один урок.

Таких историй можно рассказать множество. Учителя жалуются, что дети не читают, поэтому не знают других героев и других поступков, кроме тех, которые видят на экранах телевизоров. Ученики мечтают о профессиях, сулящих быстрый заработок. Анкеты с результатами опросов учеников вторых классов львовских школ поражают: дети хотят быть рэкетирами, милиционерами, налоговыми инспекторами и депутатами. Есть желающие стать медиками, бизнесменами, компьютерщиками и актерами. Но нет детей, мечтающих учительствовать или изучать историю. Они продолжают жить двойными стандартами, как и мы, —пишут на школьных стенах некультурные надписи о депутатах и в то же время мечтают быть среди них.

Школьные психологи бьют в набат. Ведь причиной повышения детской жестокости, изменений в выборе профессий и в общей оценке человеческих ценностей являются страхи, в которых живут дети. Последняя статистика детских страхов, представленная нам психологом Мирославой Черной, такова: 64% детей школьного возраста боятся, что в семье не будет денег, столько же детей — физического насилия, 59% опасаются конца света и войны. Эта цифра резко возросла после событий 11 сентября в Америке. Максимальной шкалы (78%) достиг также страх детей перед смертью — как родителей, так и своей. Чувствуют себя беззащитными и беспомощными, что вызывает страх, 32% школьников. Что касается родителей, то 24% из них говорят, что потеряли надежду на лучшую жизнь, 20% утверждают, что ведут себя уравновешенно и спокойно, и только 17% родителей оценили свое состояние как доброе, активное. Нужно ли комментировать статистику? Кривое дерево может дать только кривую тень.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК