Ура! Наконец мы добрались до самой-самой части мужского гардероба, единственному и неповторимому олицетворителю мужского достоинства в массовом сознании обывателя - их величеству брюкам. Сколько времени продолжалась эпоха единолично-собственнического подхода к сему важному элементу одежды у особ сильного пола! Для многих две штанины даже стали главным половым признаком (на выбор - выражением мускулинности, символом потенции). Дифирамбы брюкам можно петь еще долго, если бы все повествование не портил один нюанс - дело в том, что брюки произошли от юбки.
Виноваты в этом египтяне, шумеры, вавилоняне и ассирийцы, жители Крита и Микен, греки, этруски и римляне - в общем, главные родители цивилизации. Все они носили либо набедренные повязки и передники (мужские при этом отличались лишь цветом), либо длинную рубашковидную одежду типа тоги. К примеру, римляне, будучи самой «продвинутой» в теории эстетики нацией, вообще презирали штаны. «Варваров», которые и принесли, собственно, штаны в мировую моду, высокоразвитые римляне свысока называли «обрюченным народом». Однако какое бы сопротивление не оказывалось брюкам, готы, саксы, викинги и другие племена утвердили их как элемент мужской одежды. Этот факт и положил начало разделению одежды на мужскую и женскую. Кстати, возможно, именно «племенное» происхождение брюк стало причиной мифа об их мускулинности.
Первые штаны были полуоблегающими, до колена или совсем длинными, поскольку предназначались для долгого сидения в седле. Позже, уже в романский период, штаны расширяются, становятся неприлегающими, и заправляются в высокие ботинки. И если изначально штаны закрывались плащами, то теперь верхняя и нижняя туника поднимаются до колен и открывают их.
Во времена готики штаны становятся полностью облегающими, повторяют контуры фигуры и, конечно, подчеркивают все натуралистические детали. И тут на сцену снова выходит юбка. Видимо, не все так идеально было с ногами у тогдашних рыцарей, а узкие короткие и длинные юбки совершали этакий отвлекающий маневр. И хотя говорят, что лучше готического кроя нет и не будет, но все же обтягивающие штанишки в сочетании с модными тогда остроносыми ботинками внешне выглядели на редкость нелепо. Чуть позже появляются bruche - короткие брюки, прикрывающие бока и бедра. К ним с помощью шнурков присоединяются облегающие ногу чулки (кстати, чулки зародились как элемент мужской одежды, и лишь позже были позаимствованы женской). В период поздней готики юбки пропадают, а штанины шьются из разных по фактуре и цвету материалов - безобразно, но весело. Такая эксцентрика продолжается и в эпоху Ренессанса. Реформация (XVI век) развивает шутовство в моде. Появляются плундры (или шаравоны) - расчлененные по бокам штаны, очень широкие и собирающиеся вокруг тела в складки. Самым примечательное в них - под разрезами были подкладки с прокладками, часто другого цвета, чем основная часть, что и придавало им экстравагантную комичность. В общем, это было одно из самых оригинальных явлений мужской моды.
Эпоха маньеризма приносит новую тенденцию стилизации костюма в целом и брюк в частности под одежду рыцаря - покорителя соседних стран и соседских жен. Сей рыцар-кавалер теперь не дикарь, он носит кружева, а его повседневные брюки называются braquette. Эти короткие, набитые ватой штаны, с прикрытием для некоторых членов бойцовского тела, копируют по форме латы и часто называются «испанскими подштанниками», так как были введены в моду именно испанцами. Похоже, во времена Тридцатилетней войны испанские короткие дутые штаны приобретают вид трубок и опускаются ниже колен.
В конце XVII столетия появляются rhingrave, получившие свое название от имени голландского посла в Париже. Это были широкие брюки, с пышными украшениями из лент, на которые требовалось большое количество материи. Они доходили до середины бедра, и состояли из полосок различных тканей, имеющих цветную подкладку с прокладкой (см. плундры), которая прочно пришивалась на сами брюки. Такие полоски были обычно из бархата и шелка, имели небольшие разрезы и золотую вышивку. Популярны были кюлоты - короткие брюки до колен, которые носили еще при Людовике XIV. Их почитали и в эпоху рококо, когда основной идеей одежды было обнажение. Под rhingrave и кюлоты обязательно надевались чулки, призванные подчеркнуть стройность и изящность ноги (странно звучит по отношению к особе мужского пола, не так ли?). Кстати, чулки в то время становятся произведением искусства - их украшают золотом и серебром, вышивками и кружевной отделкой.
Продолжалось бы так еще очень долго, если бы не Французская революция. Тогда в протест против коротких придворных панталон начинают носить длинные и широкие холщовые штаны matelots, похожие на современные джинсы. Их позаимствовали у моряков. И хотя они быстро исчезли из обихода, именно так было положено начало привычным нам брюкам. После Французской революции, в эпоху ампира, мы видим брюки уже привычной нам длины. Теперь они заправляются в сапоги (типа сапог для верховой езды). А к Реставрации кюлот становится лишь придворной одеждой. Это связано с тем, что образ денди, зарождающийся в это время, предполагает точность кроя, простоту и элегантность, спокойствие красок. Мужчина должен быть одет идеально - образом такого денди становится Байрон. Кроме того, упрощаются и ткани, из которых шьются брюки - это в первую очередь практичные шерстяные материалы.
В эпоху романтизма модные брюки становятся очень длинными, внизу спереди их вырезают дугообразно, чтобы они не морщились на ботинке. При этом такие брюки сравнительно узкие и имеют стрелки. Как ни странно, основными цветами брюк в то время были светлые или белые. Черные же считались признаком понижения по работе.
На этом можно было бы ставить точку, ибо после романтизма брюки лишь несколько укоротились, избавились от вырезов и поменяли цветовую гамму. С тех пор они то сужаются, то расширяются - неизменными остаются две штанины. Однако хочется вспомнить еще два вида брюк: шорты и бриджи. Да, это именно виды брюк с четким специализированным предназначением. Бриджи (breeches) появились как брюки, которые носились к высоким сапогам. Чтобы они лучше сидели на бедрах, их делали очень широкими, так что они выдавались в стороны (так называемое галифе). Зато за счет такого кроя при сидении они не образовывали складок. Шорты, или короткие штаны до колена и выше изначально предназначались для некоторых видов спорта (как то футбол) и лишь впоследствии были превращены умельцами в одежду для лета.