В эти мартовские дни сильнейшие мастера класса «49-er» собираются в Мексике. Здесь состоится последний перед Олимпиадой чемпионат мира. Но украинский экипаж в составе яхтсменов Киевщины Родиона Луки и Георгия Леончука там не будет представлен, хотя, без сомнения, он уже входит в элиту мирового паруса.
— Почему? — спрашиваю у Родиона.
— Слишком дорогое удовольствие. Мы еще не рассчитались с долгами за поездку в Австралию. Поэтому март проведем в Севастополе, в яхт-клубе «Юг». Мы уже договорились с его директором Анатолием Луценко, что нас там примут, обеспечат всем необходимым для тренировок. Март, как правило, в Крыму достаточно теплый месяц, так что поработаем. Хотя, конечно, очень обидно не попасть на чемпионат мира. Мы сейчас в неплохой форме, могли бы побороться за хороший результат.
В словах Луки нет хвастовства. Находясь на тренировочном сборе в Австралии, его экипаж победил в чемпионате страны. Прошу рассказать о том, как это произошло.
— Еще в декабре наша сборная побывала в Австралии. Кроме нас там был мужской экипаж «470» Евгения Браславца, Игоря Матвиенко. Планировалась поездка и женского, но Руслане Таран пришлось пойти на операцию. Однако в январе она уже рвалась в бой, так что на этот раз поехала и она с Аленой Пахольчик. Ну и главный тренер сборной Виктор Майоров. Через два дня после прилета Браславец и Таран участвовали в очень популярной международной регате «Паруса Мельбурна», где заняли соответственно пятое и второе места. Мы с Георгием не стартовали, так как для нашего класса гонки проводились раньше, когда мы еще были дома. Но тем не менее не бездельничали, поучаствовали в клубных соревнованиях для национальных австралийских яхт 18-футового класса. Именно эта яхта стала прототипом «49-er». Она больше, экипаж состоит из трех человек. Практически каждую субботу и воскресенье австралийцы устраивают гонки в этом классе.
— Что вам дало участие в них?
— Любые соревнования помогают найти для себя что-то новое в тактике, технике. После 18- футовика легче управлять нашей лодкой. К тому же гонки проходили в Сиднейской бухте, где состоится Олимпиада. Значит, прибавилось знаний об акватории.
— И там же состоялся чемпионат Австралии?
— Да. В нем участвовало 25 экипажей из 10 стран, фактически все лидеры класса, кроме первых номеров хозяев. Они в это время готовились к судебному процессу, оспаривая решение национальной федерации, принятое после серии отборов. Но австралийцы на дистанции были.
— Кто являлся самым серьезным соперником?
— В первую очередь, конечно, американцы — братья Макки. 40-летние яхтсмены имеют огромный опыт. Джонатан — чемпион Олимпийских игр 1984 года на «Летучем голландце», Чарлз — бронзовый призер Игр-88 в классе «470». Они дважды были в тройке призеров чемпионатов мира уже на «49-er». Именно с ними мы шли всю регату почти очко в очко. Хотя начались соревнования для нас не очень успешно. В первой гонке мы из-за нарушения правил австралийцами перевернулись. И хотя тех по нашему протесту дисквалифицировали, но мы-то финишировали десятыми. В следующих гонках первого дня приходили первыми, третьими, первыми. Спать пошли лидерами. Во второй день увеличили отрыв от американцев до десяти очков. И так, практически, прошли всю регату, состоявшую из 15 гонок на протяжении четырех дней.
— Весь март — в Севастополе, а что дальше?
— Серия европейских регат, чемпионат Европы в июне в Голландии. Надеемся, что на эти соревнования все-таки найдется финансирование. Одними тренировками дома, где не с кем спарринговать, к Олимпиаде как следует не подготовишься.
На следующий день после разговора яхтсмены вместе со своим тренером Валерием Солдатовым уехали в Севастополь.