Обычно полезные и хорошо проработанные решения кажутся скучными, и на них не задерживается внимание рядового читателя, а напрасно.
Законопроекты также могут иметь удивительную историю, как, например, правительственный законопроект "Об административной процедуре", зарегистрированный в ВРУ в конце прошлого года под номером 9456.
Почему больше не должно быть так, как есть?
Вы, бесспорно, попадали в неприятные ситуации, связанные с общением с государственными органами. Это могло быть дело о выдаче справки или паспорта, выдаче строительных разрешений, об отмене субсидии, начислении штрафов за просроченный платеж налога на ФЛП.
Самое худшее в таких случаях - то, что часто узнаешь о них тогда, когда уже мало что можно сделать. Процедура обжалования решения сложная и заберет много времени, время - это деньги, и процедура не всегда стоит того, чтобы ее начинать. Я уже не говорю о классических "справках для справки", необоснованных отказах, "приходите через месяц".
Что должно измениться?
Это должно измениться благодаря тому, что указанный законопроект устанавливает единый стандарт - процедуру, по которой должно происходить ваше взаимодействие с государством, а точнее - граждан и юридических лиц с органами исполнительной власти и/или местного самоуправления, их должностными лицами, которые выносят индивидуальное решение относительно вас или задевающее ваши права.
Вот несколько самых полезных норм законопроекта:
Первая: внедрение презумпции правомерности требований и действий лица. Чиновник, который считает, что вы не правы, должен сам это доказать, - вы не обязаны доказывать свою правоту.
Вторая: установление права лица быть выслушанным, предоставить объяснение или возражение в деле до принятия решения, которое может негативно отразиться на нем. Никаких сообщений постфактум, иначе - обжалование.
Теперь от обжаловании (третья норма): законопроект гарантирует право на обжалование каких-либо административных решений; орган власти должен понятно объяснить процедуру обжалования своего решения, когда будет доводить его до вашего сведения.
Четвертая: гарантированное право лица на доступ к информации, связанной с принятием и выполнением решения органа власти. Проще говоря, почему, на каких основаниях и благодаря кому решение именно такое, а не иное, теперь не сможет быть загадкой.
Пятая: орган власти будет обязан:
- самостоятельно собирать документы и информацию, касающиеся дела, если такие находятся в другом государственном органе. Никто не имеет права посылать вас за справкой в другой орган власти;
- помогать гражданину в оформлении и подаче заявления об открытии производства, которое должно быть максимально упрощенным и может подаваться в устной или письменной форме;
- при личном обращении гражданина решать дело немедленно, если это не требует дополнительных документов или действий;
- ставить в известность лицо о решениях относительно него (административный акт), только после чего оно вступает в силу.
Кроме того, законопроект закрепляет практику принятия решений с учетом судебной практики Украины и Европейского суда по правам человека.
Это основные, но далеко не все причины, почему такой закон необходим. Конечно, он не решит всех проблем. Но он дает инструмент, который поможет государству стать лучше, а гражданам - лучше защищать свои права. Кто заинтересован знать больше, прежде всего должен изучать первоисточник.