Киевская Мельпомена XIX века: в вихре пожаров и катастроф

Поделиться
Пожар продолжался три дня. От городского театра остались только внешние стены, подвальные своды, гранитные ступеньки и частично кирпичные колонны, которые удерживали ложи и галерею.

С седой древности Киев занимал видное место в развитии культуры восточных славян. Наряду с живописью, архитектурой особой любовью у киевлян пользовались потешные игры скоморохов. Освободительная борьба украинцев в ХVІІ в. способствовала подъему культуры, в частности развитию литературы и театра. В Киево-Могилянском коллегиуме создавались драмы и устраивались школьные спектакли, где актерами были студенты, а режиссерами - профессора.

Большое значение для Киева имел перевод в него в 1797 г. из города Дубно ярмарок (контрактов), которые стали местом концертов, зрелищ. Спектакли странствующих трупп проходили в частных домах или на открытых площадках. Во время ярмарок в Киеве выступали итальянская опера, балетные трупы из Испании, Польши, а также крепостные музыкальные и хоровые капеллы, польские, украинские, российские театральные коллективы. Так что возникла потребность в стационарном театральном помещении.

Киев театральный

Первый в Киеве театр был сооружен на Конной (ныне Европейской) площади по проекту городского архитектора А.Меленского в 1805 г. на земельном участке, который принадлежал его бывшей жене. Инициировал строительство военный губернатор А.Тормасов, который в 1804 г. обсуждал с войтом Г.Рыбальским возможность сооружения театра. Одобрил эту идею и магистрат: 18 августа 1804 г. киевский бургомистр Аким Барский написал Тормасову, что магистрат желает осуществить строительство культурного заведения за городской счет. Однако из-за финансовых трудностей бургомистр обратился к самым уважаемым горожанам, которые согласились построить и содержать театральное сооружение за собственные деньги. Дерево для строительства использовали из разобранного магазина комиссариатского депо. Театр возвели удивительно быстро, в течение двух недель - с 1 по 15 января 1805 года. Двухэтажное деревянное здание имело форму прямоугольника, вход украшал портик с колоннами в стиле ампир. Зал имел 32 ложи в два яруса, 40 кресел, обитых красным сукном, партер, галерею, амфитеатр - всего 470 мест. Занавес украшал древнегреческий герой на колеснице. Над ним - крылатый амур со свитком в руках, на котором надпись латынью: Ridendo castigat mores - «Смех очищает мораль».

Первому киевскому театру повезло, он сошел с горизонта культурно-просветительской жизни города, так сказать, естественным путем. Летом 1851 г. из-за изношенности строительных конструкций театр разобрали. Второй городской театр построили по проекту И.Штрома там, где сейчас находится Национальная опера. Открылся театр 2 октября 1856 г. одноактным водевилем П.Григорьева-I «Дочь российского актера», польской пьесой и дивертисментом. А 29 октября того же года состоялся первый музыкальный спектакль «Украинцы, или Как сватали Степаниду» М.Кароля. В новом театре было 77 лож, которые размещались в четыре яруса, кресел - 122, мест за креслами - 48; мест в партере - 50 и на галерее - 100. Общее количество - 849. Также функционировали:
18 гардеробных комнат, два зала, буфет и фойе. В 1868 году по бокам фасада сделали две каменные пристройки: левую - для буфета, правую - для репетиций. Перед театром в 1870 г. разбили небольшой сквер с фонтаном и летним павильоном. С августа 1875 г. в театре ввели освещение газовыми рожками, а 17 августа 1891 г. состоялось испытание электрического освещения. В протоколе заседания специальной комиссии городской управы отмечалось, что электрическое освещение зрительного зала и сцены, по сравнению с газовым, является более качественным и к тому же пожаробезопасным, а «относительно необходимости прокладки электрических проводов на фарфоровые изоляторы спросить мнение правительственных техников». Впрочем, утренний спектакль «Евгений Онегин» 4 февраля 1896 г. стал последним в истории Второго городского театра.

Киевская трагедия

Пожар вспыхнул в 16 ч. 10 мин. В это время в театре почти никого не было. Электрическое освещение выключили. Служители театра, которые были в помещении (11 человек), пользовались для освещения стеариновыми свечками. Первым заметил густой дым столяр Кондрашов. Вместо того, чтобы немедленно начать тушить пожар (горела лишь одна кулиса, и на сцене было достаточно пожарных рукавов), столяр помчался на нижний этаж, где было помещение театрального надзирателя И.Свиринникова, который, чтобы убедиться в правдивости сообщения, пошел на сцену. Но тушить пожар своими силами уже не было возможности. И тут театральный надзиратель дает роковое распоряжение открыть вентиляционный люк, что увеличило тягу и усилило стихию. Путь к выходу отрезал огонь, и служителям пришлось выбираться наружу через окна полуподвала. Лишь через полчаса из гостиницы «Метрополь» удалось по телефону сообщить в Старокиевскую пожарную команду.

Николай Иконников, сын киевского губернского архитектора, который жил на Софийской площади, по горячим следам писал: «Когда я из окна квартиры увидел дым, то вышел на улицу, но не заметил никакой суеты возле Старокиевской пожарной части... Через 10 минут... наконец услышал сигнальный звон каланчи. Я срочно помчался к театру. Напротив дома В.Качалы (ул. Владимирская, 45. - В.О.) меня опередил верховой пожарник, а на углу Театральной площади - Cтарокиевская пожарная команда. На месте катастрофы пожарные показали свою полную неспособность тушить большой пожар: все суетились, кричали, хватались за разные инструменты... ругали друг друга, а театр все пылал и пылал... Наконец привезли паровую помпу, началось небыстрое разматывание двух рукавов. Лишь через 40 минут... насос заработал, но из-за неумения пользоваться такой массой воды, она большей частью тратилась напрасно... Замечу, что большинство пожарных находились в «масляном» (была масляная неделя. - В.О.) настроении...» Городская администрация действия пожарников признала профессиональными, а Общество электроосвещения «Страус, Савицкий и К°» даже прислало брандмайору 50 рублей для премирования огнеборцев, которые «героически отстояли электрическую станцию во время пожара Городского театра». Поговаривали, что пожар имел такие масштабные последствия из-за того, что все усилия были направлены не на театр, а на расположенный рядом резервуар с нефтью и электростанцию. Кроме того, в водопроводных кранах соседних домов во время пожара отсутствовала вода.

Пожар продолжался три дня. От городского театра остались только внешние стены, подвальные своды, гранитные ступеньки и частично кирпичные колонны, которые удерживали ложи и галерею. Кроме того, уцелел деревянный сарай со стороны Театральной улицы и почти все декорации. От каменного склада со стороны Владимирской, где хранились самые ценные реквизит и декорации, остались только голые стены. Убытки, по подсчетам Городской думы, составляли более 100 тыс. руб. Кроме того, сгорела библиотека покойного антрепренера Иосифа Сетова - партитуры к 80 операм и 120 опереттам, - оцененная в 70 тысяч рублей. К каждой опере прилагалось не менее 10 клавираусцугов, 40 дубликатов отдельных партий для хора и столько же для оркестра. Эту библиотеку И.Сетов собирал более 25 лет. Вместе с библиотекой сгорели конторские книги, банковские счета, жалованье режиссеров и т.п. Огонь уничтожил декорации и костюмы к нескольким десяткам спектаклей, среди которых «Ромео и Джульетта», «Юдифь», «Манон Леско» и др. Сильно пострадали все 46 музыкантов оркестра. Супруги Сенглаубы утратили арфу и кларнет за 1500 и 100 руб. соответственно; у военного капельмейстера Ланге сгорели четыре скрипки за 2000 руб., а также тромбон; у Шабелика погибла виолончель ценой до 600 руб.; у Мотасова - тимпаны за 150 руб., у Сухолинского - гобой и очень ценный английский рожок. 6 февраля в пользу музыкантов начали поступать пожертвования. Первыми на беду откликнулись известные киевские меценаты Н.А.Терещенко, Л.И. и М.С.Бродские, которые внесли в пользу пострадавших артистов соответственно 500, 100 и 25 рублей. А уже на следующий день газеты не успевали печатать списки благотворителей: от «ложи бельэтаж №5» - 10, от госпожи Красовской - 3, от неизвестной - 20 рублей... Старшины киевского купеческого собрания предоставили музыкантам безвозмездно зал для устройства концертов в Великий пост. Имущество, которое удалось спасти - мебель из фойе и буфета, незначительную часть нот и костюмов, декорации, принадлежавшие городской управе, - было очень повреждено. Повезло театральному буфетчику Гречко и содержательнице кассы афиш и биноклей Высоцкой, чьи убогие пожитки удалось спасти почти полностью. Городское имущество театра было застраховано в Обществе взаимного страхования на 162924 руб., отдельно застрахованы в Московском страховом обществе декорации на 3000 руб., а в Обществе взаимного кредита на сумму 6260 руб. - построенный в 1895 г. деревянный склад и канализационные сооружения. Вещи, принадлежавшие антрепризе театра, были застрахованы в Российском страховом обществе на сумму 30 тыс. рублей.

Основной причиной возникновения пожара киевский брандмайор М.Козловский назвал холостой выстрел Онегина в Ленского в третьем акте спектакля. Следствие, которое проводили заместитель полицмейстера Д.Бучинский и пристав Старокиевской части С.Закусилов, назвало несколько возможных версий: от оставленного сторожем огарка после уборки сцены и театральных помещений; от окурка, брошенного кем-то из артистов; из-за плохой охраны театральных помещений - двери, ведущие на Театральную улицу, во время сезона никогда не запирались.

20 февраля 1896 г. в камере мирового судьи 4-й киевской судебной части рассматривалось дело по обвинению страхового агента М.Рахальского и театрального служителя Белецкого в неосторожном обращении с огнем, однако суд их оправдал. Жертв во время пожара в театре не было. Но при разборке остатков сгоревшего театра 24 июня 1897 г., уже на завершающей стадии, в приямке фундамента обвалилась почва. Погибли три человека: крестьяне Василий Лебедев, Наум Красный и Самуил Гуркин. Как выяснилось, доски, которые закладывались в основания общественных зданий, в фундаменте театра отсутствовали (вероятно, их украли еще при закладке). После разборки театральных стен городская управа получила строительного кирпича (целого и половинок) более 1 млн. 800 тыс. штук и около 100 тыс. штук межигорского печного кирпича.

Международный конкурс

Уже 14 февраля 1895 г. Киевская городская дума утвердила решение о проведении международного конкурса на составление проекта нового киевского городского театра. Организацию конкурса поручили Петербургскому обществу архитекторов. Конечный срок подачи конкурсных работ - 1 декабря 1896 года. Впрочем, к этой дате поступило только семь российских проектов, и жюри было вынуждено перенести сроки.

Лишь 24 февраля 1897 г. уважаемые эксперты собрались для окончательного определения победителей. В течение трех заседаний они рассмотрели 18 конкурсных работ под девизами: 1. Capriccio (Россия, Санкт-Петербург), автор В.Шретер; 2. Terracotta (Германия, Берлин) - Г.Зелинг; 3. Ars et labor (Италия, Милан) - Лаго; 4. Suum cuigue (Швеция, Стокгольм) - Айдерберг; 5. «Соединенными силами» (Россия) - А.Вебер; 6. «Успех или провал» (Россия); 7. «Мельпомена» (Россия); 8. [?] (Россия); 9. Sapienti sat (Россия); 10. «Что успех?» (Россия); 11. «К» с короной в круге» (Франция); 12. «Сомненье часто в жизни губит» (Россия); 13. Clarte (Франция); 14. «Oro» (Германия); 15. Omne labore (Франция); 16. Fahr wohl (Германия); 17. «И я» (Россия); 18. Comedie (Франция). Первые пять признаны наилучшими. Академику В.Шретеру присудили первую премию и 2500 рублей. 12 марта 1897 г. Городская дума утвердила результаты международного конкурса и решение о демонтаже остатков сгоревшего театра. Еще раньше - 7 марта 1897 г. - в помещении Городской думы открылась для общего обозрения выставка проектов-победителей - чертежей и планов Киевского городского театра. Торжественное открытие нового театра состоялось 16 сентября 1901 г., им мы (с небольшими перестройками) любуемся и сегодня.

Статистика театральных пожаров

В те далекие времена театры горели довольно часто. Сухие статистические цифры свидетельствуют, что на начало 1880-х годов огнем уничтожены 252 больших театров. По данным парижской Novelle Revue, каждый театр существовал, в среднем, 22 года. Из этих 252 театров: пять сгорели еще до открытия, 70 - в первые пять лет после открытия, 38 - через 6-10 лет своего существования… И только три театра сгорели после своего 100-летнего юбилея. Не менее 37 театров горели дважды, восемь из крупнейших мировых театров пылали трижды, четыре театра - четыре раза, а национальный театр в Вашингтоне даже пять раз!

176 театральных пожаров произошло в США, 68 - в Великобритании, 63 - во Франции, 49 - в Германии, 45 - в Италии, 26 - в Австро-Венгрии, 24 - в России...

Количество жертв во время театральных пожаров поражает: в 1794 г. в Капо д’Истрии (Австро-Венгрия) - 1000 человек; в 1811 г. в Ричмонде (США) - 78; в 1819 г. в Бордо, в 1823-м в Мюнхене и в 1836-м в Петербурге погибли 800 человек; в 1845 г. в Кантоне (США) - 1670 погибших и 1700 раненых; в 1847 г. в Квебеке погибло 200 человек; в 1857 г. в Ливорно - 100 человек погибли и 200 ранены; в 1876 г. в Бруклине - 283 погибли и множество ранены; в 1877 г. в Монпелье погибли 40 человек...

Количество театральных пожаров с каждым годом увеличивалось. Из летописных источников известно, что начиная с XVI в. пламя уничтожило более 500 театральных сооружений: в 1800-1810 гг. - 16; в 1810-1820 гг. - 14; в 1820-1830 гг. - 31; в 1830-1840 гг. - 33; в 1840-1850 гг. - 44; в 1850-1860 гг. - 74; в 1860-1870 гг. - 98; в 1870-1880 гг. - 118 театров.

Большую огласку получил пожар венского театра на Ринге (Ringtheater, сейчас - Oper live am Platz), произошедший 8 декабря 1881 года (по григорианскому календарю). Пожар начался в верхней части сцены. От газового светильника из-за сквозняка возгорелась джутовая кулиса, пламя быстро перекинулось на декорации. Падение декорационной колонны зрители восприняли как взрыв светильного газа, началась паника. Большинство зрителей второго и третьего ярусов не смогли добраться вниз, почти все они задохнулись от дыма. Здание театра выгорело дотла, а под руинами его нашли свою смерть около 1000 человек.

Не обошел «красный петух» и украинские театры. В Киеве несколько раз горели театральные сооружения в парке Шато-де-Флер (в частности зимой 1869 г. и летом 1877-го). 30 марта 1875 г. во время спектакля от разбитой керосиновой лампы загорелся театр в Каменце-Подольском, к счастью, обошлось без жертв; 1 января 1883 г. в Бердичеве во время пожара в цирке на Маховской площади погибло около 300 человек, только 191 из которых опознали...

От трагичного до смешного - один шаг

Частые пожары в театрах во время спектаклей, которые сопровождались большим количеством человеческих жертв, не могли не иметь негативного влияния на массовое сознание зрителей. Вот только несколько характерных примеров. 25 декабря 1881 г. во время литургии в варшавском костеле Святого Христа кто-то нарочно крикнул: «Пожар!», что привело к катастрофе. Часть верующих, стоявших ближе к выходу, была смята. Более 20 человек погибли, большинство из них - женщины и дети, и среди них графиня Александрович. Злоумышленники распустили слухи, что причиной трагедии были евреи; в результате начались погромы.

16 ноября того же года в киевском театре Бергонье, когда шел водевиль «Цыганка», кто-то крикнул из-за кулис: «Ура!», публике послышалось «пожар». Люди бросились к выходам, некоторые барышни упали в обморок. Вскоре все выяснилось, зрители успокоились, но на память остались помятые бока и разорванная одежда.

Едва не случилась беда в театре Бергонье и 9 февраля 1889 г. В середине спектакля на галерке у чиновника Б. случился приступ эпилепсии. Больной упал с кресла. Заботливые соседи закричали: «Удар, воды!», а в партере услышали - «Пожар, воды!» Конфликт закончился благополучно благодаря уверенным действиям артистов и полупустому залу - очевидно, спектакль был неинтересным.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме