Казацкая тематика занимает все больше места в туристических маршрутах. Наряду с Хортицей, другими историческими местами Запорожской Сечи возрастает интерес и к более позднему времени казачества. Разработчики комплексного туристического маршрута «Золоте сузір’я Київщини» выделили из него весомое направление — «Козацькими шляхами Києвщини». В том, что территория столичной области в ХVII—ХVIII веках была для Украины тем, чем Запорожская Сечь несколькими столетиями раньше, могли воочию убедиться журналисты, приглашенные протестировать новый маршрут.
Комфортабельный современный автобус, отправившись от столичного Ярославова Вала, за десять часов наматывает 145 километров, совершив путь Киев — Белая Церковь — с. Мазепинцы — Фастов — Киев. Места, по которым пролег наш маршрут, связаны как с ходом освободительной войны украинского народа 1648—1657 годов против Польши под руководством Богдана Хмельницкого, так и с трагическими событиями, которые привели к явлению, получившему у историков определение «руина»: разъединение Украины, потеря государственности, казацко-крестьянские восстания. Именно киевская земля стала ареной борьбы двух выдающихся личностей того времени, талантливых вожаков-соперников, которые по-разному видели пути достижения независимости нашего государства. Речь о гетмане Иване Мазепе и фастовском полковнике Семене Палие.
Белая Церковь была одним из важнейших опорных пунктов казаков в борьбе против Польши. Войска Богдана Хмельницкого пробыли здесь после победных битв под Желтыми Водами и Корсунем в 1648 году семь недель. Резиденция гетмана размещалась в крепости на Замковой горе. Близ нее наш автобус делает одну из наиболее длительных остановок. Посмотреть есть на что. Кроме пребывания здесь Богдана Хмельницкого это место связано с еще одной славной страницей в истории казачества — первым на Правобережной Украине антифеодальным селянско-казацким восстанием 1591 года под руководством Криштофа Косинского. Об этих событиях напоминает стела, установленная на Замковой горе.
Символ города |
Недалеко от Белой Церкви, в красивом месте неподалеку от речки Каменка размещено село Мазепинцы. Как рассказал встретивший нас сельский голова Иван Новиков, раньше село называлось Хутором на Каменке. В 1616 году он принадлежал Николаю Мазепе-Колединскому — деду Ивана Мазепы. Впоследствии село именовалось Дрозды, а со временем получило название по имени своего владельца — Мазепы.
Иван Новиков убежден, что их село — красивое и незапущенное, однако молодежь все же привлекают более крупные населенные пункты. Раньше в Мазепинцах было до тысячи жителей. Нынче их только 340 человек. А всего на территории сельсовета, объединяющего населенные пункты Мазепинцы и Дрозды, проживают полторы тысячи человек. Центр деловой активности, дающий работу местным селянам, — агрофирма «ДиМ», наименование которой придумали по первым буквам названия здешних сел Дрозды и Мазепинцы.
Сельский голова провел нас к памятнику Ивану Мазепе — скромному бюсту, размещенному в окружении ухоженного парка из елей. 18 лет назад к ним досадили еще и деревья калины, рябины. Некоторые историки считают, что будущий гетман Иван Мазепа родился именно здесь. Семейная усадьба Мазеп не сохранилась, но селяне охотно показывают место, где она была размещена.
Направляемся в Фастов. На протяжении всей своей истории он был западным форпостом Киева. Самые яркие страницы истории города связаны с именем Семена Палия — народного героя, выдающегося казацкого атамана. Фастовский полковник С.Палий принес городу громкую славу и ощутимый взлет экономической и политической жизни на рубеже XVI и XVII веков. Ему удалось добиться независимого управления казацкими землями от Днепра до Случи. Во время его управления казацкий строй на правом берегу Днепра обрел, по свидетельству историков, черты государственного образования, а эта территория с четко обозначенными границами называлась «Палиева держава». В память о славных событиях в Фастове стоит памятный знак — простой деревянный крест, по соседству с ним — большая каменная глыба с памятной табличкой.
Невдалеке от города, в Фастовском лесничестве, сохранился дуб, который, по преданиям, был свидетелем событий, связанных с именем Палия. Как свидетельствует надпись на табличке, дерево родом из 50-х годов XVII века. Журналисты попытались прикинуть, сколько же человек нужно, чтобы его обхватить. Вышло — не менее четырех.
Из Фастовского лесничества наш автобус взял направление на Киев. Оказалось, посещать исторические места не «точечно», а в комплексе интереснее и полезнее. Тем более Киевщину — славный казацкий край.