Тема распространенности педофилии среди католических священников не нова. Собственно, первые признаки того, что это явление действительно более характерно для католических пастырей, чем для их паствы, возникли еще в средневековье, когда и была окончательно сформирована существующая там система обязательного воздержания и безбрачия. Впрочем, уже тогда стало ясно, что полный отказ католических священников от интимной жизни — всего лишь миф, которого упорно придерживается сама церковь. Тем не менее до середины прошлого века многочисленные факты прелюбодеяния аббатов и прелатов особого ажиотажа не вызывали и встречали достаточную толерантность как со стороны прихожан, так и со стороны высшего духовенства.
Однако в годы сексуальной революции, начавшейся в США в середине 1960-х годов, непреложность безбрачия начали ставить под сомнение сами священнослужители, особенно из числа молодых. Призывы отказаться от этой системы ни к чему не привели, и по Америке прокатились волны массового сложения с себя сана, а также многочисленные сексуальные скандалы с участием католических священников. Причем чаще всего речь шла о гомосексуализме и совращении малолетних. Огромное впечатление на всех произвела и информация о том, что среди американских католических священников уровень распространения ВИЧ в четыре раза выше, чем в среднем по стране. При этом высшее духовное руководство продолжало утверждать, что все разговоры о распространенности среди католических священников педофилии и гомосексуализма — чистая клевета, не имеющая под собой никакой реальной основы.
Тем не менее громкие обличительные процессы, вспыхнувшие за последние годы в разных странах, лишили возможности высшее католическое руководство и дальше замалчивать эту проблему. Тем более что на выплату огромных компенсаций, при помощи которых церковь обычно предпочитала мирно договориться с жертвами преступления, денег уже откровенно не хватало. Два года назад детям — жертвам надругательства со стороны приходского священника католической епархии Далласа местным церковным властям пришлось выплатить 119,6 миллиона долларов. К тому же теперь этим властям самим приходится держать ответ за попытки сокрытия преступлений. А всего по стране, по оценкам юристов, за последние годы против американских католических священников было выдвинуто более тысячи судебных исков по обвинениям в педофилии, и практически во всех случаях дело заканчивалось досудебной выплатой компенсаций в размере от нескольких тысяч долларов до миллионов.
Правда, в феврале этого года в Бостоне прошел весьма громкий процесс: судили священника, который за 30 лет своего «служения» растлил не менее 130 детей в возрасте от 5 до 15 лет. За это священник приговорен к 10 годам тюремного заключения. А вопрос об ответственности руководства, которое из года в год переводило его из одного прихода в другой, замалчивая преступления, все еще остается открытым. Хотя во Франции в прошлом году перед судом предстал не только сам священник-педофил, приговоренный в результате к 18 годам тюрьмы за изнасилование и сексуальные домогательства к алтарным мальчикам, но и епископ Пикан, в течение нескольких лет покрывавший преступника. За это монсеньер Пикан был приговорен к трем годам условно.
В Великобритании лавина аналогичных скандалов пришлась на 1995—99 годы. Тогда из общей армии в 5 600 священнослужителей за сексуальные посягательства на несовершеннолетних осудили 21 священника. В результате была создана специальная церковная комиссия, в функции которой входит «защита детей» и представитель которой должен быть при каждом католическом приходе. Не остались в стороне от подобных скандалов Ирландия и Польша. В конце концов на сложившуюся ситуацию был вынужден отреагировать и Ватикан.
В начале года римско-католическая церковь опубликовала правила поведения для епископов и высокопоставленного духовенства в отношении случаев педофилии и жестокого обращения с детьми со стороны священников. Там говорится, что обо всех подозрениях в педофилии или любых ущемлениях прав детей следует сообщать в Рим, где и будет определен порядок реагирования. Однако о необходимости информировать об этих преступлениях гражданские власти в правилах ничего не сказано.
Такой подход к проблеме объясняется не только отчаянными попытками сохранить остатки престижа католической церкви. Дело в том, что католические теологи относятся к педофилии не столько как к преступлению, сколько как к патологии. По аналогии с алкоголизмом. Священников, которых уличали в педофилии, направляли на консультацию к психотерапевту и давали отпуск на полгода. И обличенный саном педофил принимался за старое с новыми силами. Теперь, возможно, после закрытого церковного суда такому священнослужителю будет грозить лишение сана. Однако, судя по реакции американских католиков, эти меры вряд ли можно считать достаточными. Поэтому Римско-католическая епархия Нью-Йорка — одна из самых крупных в Америке — уже передала прокуратуре список священников, которые в прошлом обвинялись в сексуальных домогательствах к детям. Большинство из перечисленных там лиц (по данным правоохранительных органов, их свыше 40) уже сложили с себя сан, к тому же по большинству обвинений уже истек срок давности. Тем не менее сам факт сотрудничества церковной власти с гражданской достаточно показателен.
Более того, в передовой статье официального органа католической митрополии Бостона были подняты вопросы о целесообразности сохранения института католического духовенства в его нынешней форме, когда священником может стать исключительно мужчина, к тому же давший обет безбрачия. Это вовсе не означает, что отныне принятие сана стало возможным и для семейных мужчин, однако сам факт постановки этих вопросов свидетельствует о том, что перемены назрели. И, возможно, они будут способствовать искоренению педофилии в рядах католических священников эффективнее, чем приговоры церковных и гражданских судов.
по материалам зарубежной прессы