«Перлина Карпат» |
Проверено: люди, однажды вставшие на лыжи и самостоятельно преодолевшие горнолыжную трассу, заболевают горами навсегда. Есть среди почитателей активного зимнего отдыха и истинные «карпатоманы». Ведь Карпаты давно стали местом паломничества лыжников, благо, «снежный» туристический сезон длится здесь практически с конца ноября до начала апреля.
Сегодня на территории Львовской области есть два района развитого зимнего туризма — Сколевский и Турковский. В Сколевском — это поселок городского типа Славское и село Тисовец, в Турковском — Розлуч и Турка. С незапамятных времен центром горнолыжного спорта стало Славское. Именно сюда с первым снегом съезжаются туристы не только из всех регионов Украины, но и из-за рубежа. Их резоны понятны: здесь отдых стоит все же дешевле (хоть и уровень услуг ниже), чем в европейских странах, к примеру, в той же Польше. К тому же горы тут просто удивительные, первозданные.
В гору! |
Сейчас в Славском проживают около четырех тысяч жителей, но на отдых и оздоровление этот небольшой поселок принимает до одного миллиона человек в год. Основная нагрузка приходится на зимний период. В разгар новогодних праздников практически каждый второй дом (всего в Славском 1200 хат) принимает отдыхающих. Что говорить о санаториях, базах отдыха, пансионатах — государственных и частных (вырастающих в последние годы как грибы), где места на зиму начинают бронировать уже с августа. Не менее двухсот частных подворий и мини-отелей работают с полной нагрузкой почти четыре месяца.
Особенно успешны хозяева частного сектора, расположенного недалеко от подножия горы Тростян — места настоящего лыжного паломничества. Высота горы — 1232 метра над уровнем моря. Ее обслуживает единственный здесь комплекс канатных дорог: кресельный подъемник длиной 2750 метров и шесть бугельных. Возле подъемных путей расположены 20 километров горнолыжных трасс — как для любителей горнолыжного спорта, так и для профессионалов. Шесть трасс утверждено Международной федерацией лыжного спорта: по две трассы слалома (для мужчин и женщин), слаломы-гиганты и суперслаломы. Весь этот арсенал находится на балансе спортивно-туристического комплекса «Динамо». Кроме комплекса канатных дорог у «Динамо» имеется четырехэтажный отель на 180 мест и общежитие для спортсменов на горе Тростян. Конечно, сегодня содержать и обслуживать заметно поизносившиеся за многие годы подъемники сложно и накладно, но дирекция прилагает все усилия, чтобы они были в рабочем состоянии. И, главное, безопасными для людей, поднимающихся в горы.
Проблемным остается не только качество подъемников, но и подъезд к самой горе Тростян, расположенной в четырех километрах от «Динамо». Дорога разбита так, что ее не могут уже осилить ни мощные МАЗы, КрАЗы, ни тягачи. Похоже, вопрос доступа к Тростяну будет в этом зимнем сезоне чуть ли не основным, хотя местные власти при поддержке обладминистрации все же надеются его решить. Есть для этого и необходимые средства.
В целом сфера услуг и инфраструктура Славского за последние годы заметно расширились и улучшились. Комфортным и удобным стало проживание на всех базах, в туркомплексах, санаториях. Здесь поняли, что турист, пусть даже и не «обремененный» большой суммой денег, в холодную конуру без горячей воды, санузла и прочих элементарных удобств уже не пойдет. Он готов платить больше, но иметь необходимый сервис. Поэтому все 17 баз в Славском сегодня соответствуют если не высшему, то, как минимум, среднему уровню. Хотя есть и высшего, например, отели «Смерекова хата», «У бюргера», «Четыре сезона», «Перлина Карпат». Номера люкс и полулюкс есть и во всех остальных комплексах.
Уверенно можно говорить и о высоком уровне сервиса «на дому», особенно в домах на центральных улицах поселка. Люди строят новые помещения, подводят отопление, воду, оборудуют сауны (к слову, в Украине нет другого поселка, где бы было столько саун). В каждом частном отельчике гостя накормят вкуснейшими национальными блюдами. Люди накапливают за зимний сезон определенный капитал, а потом вкладывают его в бизнес, который становится семейным. Кроме жилья и питания местные жители предлагают катание на санях, лошадях, пешие турмаршруты, выезды на экскурсии по историческим местам края и многое другое. На крупных базах — полный комплекс услуг фешенебельных клубов и баров. К примеру, сауну можно совместить с плаванием на зимнем воздухе в бассейне с подогревом. При желании можно подняться на вертолете и обозреть дивную панораму Карпат.
На горе Тростян и у ее подножия, а также в самом поселке местные кулинары предложат проголодавшимся вареники, картошку с пылу с жару, шашлык, горячий чай, кофе, великолепную выпечку. Правда, санэпидемстанция категорически против такой «подножной» торговли: мол, это небезопасно. Но в Славском не припомнят ни одного случая отравления подобным образом. Кроме того, общепит не может пока заполнить эту нишу, а частные бары и рестораны для многих слишком дороги. Домашняя же еда вкусная и сравнительно недорогая.
Самый дешевый ночлег в частном доме без особых удобств и питания (цены предположительные, так как сезон только начинается) обойдется в 30—40 гривен. В мини-отеле со всеми удобствами и питанием — до 50 долларов в сутки. На недорогих базах отдыха минимальная суточная цена — 60 грн., в отдельных местах в эту сумму может входить и питание. Чтобы приехать в Славское на один день просто покататься на лыжах, нужно иметь не менее 150 грн. В эту сумму входит плата за несколько подъемов на гору на бугельном подъемнике, нехитрая еда и скромный ночлег. Все — по минимуму. В разгар сезона может быть дороже.
Сейчас в Славском наступила эра свободного предпринимательства. Новые хозяева вновь построенных или перешедших к ним в собственность баз начинают разворачиваться и с сервисом, и со строительством подъемников, канатных дорог, так как это весьма выгодное и окупаемое дело. И если старые подъемники (кроме «Динамо» их имеют еще несколько ведомственных баз) расположены недалеко от горы Тростян, то сегодня бизнесмены осваивают другие близлежащие и даже довольно отдаленные горы.
В дополнение ко всем прелестям Славского нужно отметить, что на местной горе Погар, где расположена трасса, сертифицированная Международной федерацией горнолыжного спорта, ежегодно проводятся национальные, а в этом году пройдут и международные соревнования по слалому. Кроме того, в здешних горах построены трассы для фристайла, дельтапланеризма, слалома-гиганта и прочего. И все это — в одном только Славском.
Сердце Карпат на территории Львовской области — это Турковский район. Он менее обжит, так как более удален от цивилизации, нежели Сколевский. Сегодня в Турковском находятся всего четыре базы, пришедшие в запустение из-за отсутствия материальной подпитки. В селе Розлуч в рабочем состоянии лишь один подъемник длиной 300 метров, принадлежащий детско-юношеской спортивной школе «Бескид». Еще два подъемника расположены на горе возле села Сянки, практически на границе с Польшей. В нынешнем сезоне уже в третий раз там будут проходить соревнования по лыжному маркетированию. Но это — лишь слабые ростки того, что могло бы быть. Впрочем, сейчас завершается разработка генерального плана развития села Розлуч, цель которого — раскрыть его перспективы именно как круглогодичного туристического центра. Кроме того, на недавно прошедшей во Львове международной инвестиционной ярмарке сельсовет села Розлуч предложил несколько инвестиционных проектов, касающихся строительства новых подъемников и реконструкции старых, перестройки устаревших баз. Чтобы возвести один новый современный подъемник, необходимо вложить 25 тысяч евро, которые окупятся через два-три года. Как тут обойтись без инвестора?
Еще год-два назад зимний туризм на Львовщине находился как бы в самостоятельном плавании, не до него было. Последствия такой бесконтрольности не заставили себя долго ждать. Так, если зимой 2003 года на горнолыжных склонах области было травмировано 195 человек, то уже во время сезона-2004 — 375. Это произвело настоящий переполох. После активных мероприятий по предотвращению травматизма на проблему безопасности зимнего туризма наконец-то обратили особое внимание, теперь подготовка баз и трасс к горнолыжному сезону жестко контролируется. Работает специальная комиссия, постоянно дежурят работники управления по чрезвычайным ситуациям, медики, спасатели.
Первый заместитель председателя Львовской облгосадминистрации Богдан Матолич отмечает, что поток туристов-горнолыжников с каждым годом увеличивается. Нынешний год тому подтверждение. Потому усилены пункты оказания первой медицинской помощи, в райбольнице Сколевского района вводят дополнительные врачебные должности, бригады обеспечивают необходимым транспортом. Круглосуточно работает спасательная служба. Правда, она не такая большая по численности, как хотелось бы — всего 12 человек. Но за прошлый сезон, к примеру, спасатели выезжали на экстренные вызовы 304 раза, они смогли вовремя предотвратить беду, так что трагедий удалось избежать.
Сегодня очень серьезно стоит вопрос о сертификации подъемных устройств, получении всех необходимых лицензий на этот вид деятельности (кстати, раньше на это смотрели сквозь пальцы). Владельцы подъемников должны нести ответственность и за подготовку трасс вокруг них, чтобы лыжники могли не только подняться на гору, но и безопасно с нее спуститься.
Не сняты с повестки дня и вопросы водообеспечения Славского, ремонт местных канализационных систем, строительство еще одного полигона для твердых бытовых отходов и многого другого. Председатель поселкового совета Михаил Хрипта проинформировал, что заканчивается разработка генерального плана развития Славского. Основное направление — туризм. Приоритет — горнолыжный спорт. Выделено немало участков под строительство новых отелей, баз отдыха, необходимой туристической инфраструктуры, автостоянок. Потихоньку начала решаться проблема водоснабжения, уже освоен один миллион гривен из запланированных четырех, скоро люди будут иметь качественную воду.
Заместитель председателя Сколевской райгосадминистрации Георгий Турчин сетует: многие работающие на территории района базы не зарегистрированы здесь, а являются лишь филиалами предприятий, прописанных в других городах Украины. Поэтому платят очень незначительные местные налоги, не подчиняются требованиям и не выполняют просьбы местных властей. В итоге район несет убытки, а эти структуры процветают…
Многие, кто причастен к организации зимнего отдыха на территории области, говорили о необходимости разработать одну общую программу, которая бы охватила самые различные сферы организации туризма. А также распределила конкретные обязательства и ответственность между всеми субъектами за тот или иной участок работы. Сегодня базы оказались заложниками годами накапливавшихся проблем, решить которые в один момент просто невозможно. Программа же определит, куда и как двигаться и кто за что отвечает. Главное сейчас, к примеру, для Славского — обновить дороги и добиться того, чтобы все подъемники были сертифицированы.
…О многих перечисленных проблемах туристы даже не догадываются. Да им и не нужно всего этого знать. Это — забота тех, кто должен организовать подобающий отдых, чтобы Карпаты, их заснеженные склоны, дивный горный воздух и гостеприимство местных жителей навсегда остались в памяти отдыхающих. Чтобы люди стремились приезжать сюда вновь и вновь.