Одна из величайших загадок Перу все еще окутана тайной
Небольшой городок Писко, что привольно раскинулся на побережье океана в двух с половиной сотнях километров к югу от Лимы, славится типично перуанскими блюдами из рыбы и всевозможной морской живности, но еще больше - гигантской фигурой, известной под названием «Канделябр». Фигура «начертана» на склоне внушительной песчаной горы, расположенной в соседней бухте Паракас, прямо напротив острова Кангальян. Она давно уже превратилась в достопримечательность Писко, манящую к себе туристов со всего света. Особое внимание уделяют ей ученые - перуанские и иностранные историки, этнографы, археологи, а в последнее время - физики.
Но «Канделябр» по-прежнему хранит свою тайну.
В стародавние времена бытовала версия, будто бы «Канделябр» был изображен испанским монахом фраем РамономРохасом, известным как «падре Гватемала», который был отправлен в Перу в ссылку. Совершая паломничество из Лимы в Ику и «неся аборигенам слово божье», он и его последователи достигли Паракаса, где и «начертали» на горе фигуру в качестве этакого «Послания потомкам». Может быть, поэтому за ней сохранилось и другое название, правда, в наши дни редко употребляемое, - «Три креста».
Затем предположения стали возникать одно за другим. Кто-то считал, что речь идет о «Древе Жизни», которое служило культовым изображением во времена далеких цивилизаций и которому поклонялись древние обитатели зоны Писко-Паракас. Появился целый ряд «морских» версий. Одни, например Эдуардо Гарсиа Морено, автор книжки «Кодекс пиратов», утверждали, что «Канделябр» - знак, который оставили флибустьеры, бороздившие эти моря, нападавшие на испанские каравеллы и грабившие прибрежные города; в этих местах пираты, дескать, укрывались от преследования И отдыхали. Другие высказывали мнение, что «Канделябр» служит ориентиром и предупреждением для иностранных моревателей, которые достигали так называемого Бокерона, - зоны между горой с «Канделябром» и расположенными напротив нее островками; зона эта исстари слыла опасной, так как море здесь постоянно волнуется из-за сильных ветров, которые местные жители окрестили словом «паракас» - по названию расположенного по близости полуострова. Однако сторонники такой точки зрения затрудняются сказать, кто же «нарисовал» фигуру на склоне песчаной
горы.
В Писко мне доводилось слышать и такую версию «Канделябр», мол, изобразили местные рыбаки, чтобы ориентироваться в этой части побережья и быстрее находить дорогу к дому Рыбаки, говорили мои собеседники, и сегодня пользуются гигантски» «указателем», поскольку он виден с моря на расстоянии три-четыре мили.
Все эти версии, мнения предположения основаны в сущности исключительно на зрительном восприятии «Канделябра» их авторами никакой серьезной, базы по, ними нет. Иными словами как и сам «Канделябр», они построены «на песке» Вместо того, чтобы ответит на главные вопросы - кто когда и зачем «нарисовал гигантскую фигуру на пес чаном склоне и почему он на протяжении веков, а, может, и тысячелетий выходи победительницей из жесте ких схваток с морскими ветрами и песчаными бурями, эти версии и предположения лишь порождаю новые вопросы.
Что же представляет собой загадочный «Канделябр Паракаса. Представьте себе читатель, склон песчаной горы, спускающийся к воде по углом 45-50 градусов. На нем - канавы шириной мерно четыре метра и глубиной два метра. Высота центральной колонны фигуры - от основания до «макушки» - чуть больше 100 метров. Расстояние между двумя его «руками» - около 200 метров. Не правда ли, весьма внушительные масштабы для монашеского «Послания потомкам» или для рыбацкого «указателя»?!
Но, пожалуй, главная особенность «Канделябра» заключается в том, что никакие «паракасы», сколь сильными они ни были, оказались не в состоянии ни засыпать, ни «сдуть» фигуру с песчаного склона горы...
А теперь, чтобы отчетливее представить себе масштабность и характер «перуанской загадки» и значение, какое может иметь серьезное, научное объяснение этого явления, зададимся и мы некоторыми вопросами.
Если «Канделябр» - дело рук человеческих - древних обитателей перуанского побережья или испанских монахов, то почему не известно ни одного упоминания об этом, причем ни в какой форме? Такие цивилизации, как Паракас (возникла в 700 г. до н.э.) или Наска (возникла в 300 г. до н.э.), достигли довольно высокого развития, о чем говорят материальные свидетельства этих культур (великолепные гончарные изделия, ткани), и наверняка Наска или Паракас постарались бы запечатлеть в рисунках на глиняных сосудах или тканях такое свое гигантское и неповторимое творение. А уж об испанских монахах и говорить не приходится: им человечество обязано подробнейшим описанием конкисты и народов, которых покоряли испанские завоеватели в Латинской Америке. Поэтому можно не сомневаться в том, что фрай Рамон Рохас постарался бы обессмертить свое имя в веках, прокопай он действительно эти невероятные рвы на песчаной горе.
Если «Канделябр» - «рыбацкий указатель», то почему его «свечи» направлены не в сторону Писко, а в глубь территории, причем не вообще в сторону суши, а в направлении пампы Наска - той самой Наски с ее таинственными фигурами и линиями, полосами и площадками, о которой многие узнали из книг исследователя фон Деникена и его фильма «Воспоминания о будущем»? Иными словами, существует ли связь между «Канделябром» Паракаса и «космодромом» Наски? От перуанских летчиков я слышал, что «Канделябр» лучше всего виден с воздуха, к тому же с весьма значительного расстояния. (Кстати, линии и фигуры Наски видны только с воздуха, причем среди фигур есть изображение на склоне одного из холмов человека (?) в скафандре, но большинство авторов почему-то избегают о нем упоминать).
Если «Канделябр» - ритуальный знак, то каким образом древние люди могли поклоняться ему, если он виден только с моря и с воздуха? Если же это - часть древнего «астрономического календаря» (есть и такая версия), то, что может означать или символизировать собой фигура в форме «трезубца»?
Словом, чем дальше в лес...
Немецкая исследовательница Мария Райхе, на протяжении почти 50 лет (начиная с 1942 года) пытавшаяся расшифровать таинственные фигуры Наски и сумевшая лишь вычислить общую для них математическую величину («локоть» - 38 сантиметров), считала «космодром» единым гигантским «астрономические календарем», хотя так и не смогла объяснить, как древние предки перуанцев могли? им пользоваться. «Канделябр» Паракаса она «вписала» в свою гипотезу, сравнивая его с «доинской доской», служившей богам своего рода «посадочной площадкой», и подчеркивая, что он был не более чем религиозным, культовым символом.
Припоминается последняя встреча и беседа со знаменитой исследовательницей «фигур Наски». Это было в городе Наска, где «Дама пампы», как уважительно окрестили ее перуанцы, жила в отеле «Турист» в номере предоставленном ей пожизненно правительством Перу Несмотря на тяжелую болезнь и свои 80 лет, она сохраняла полную ясностей мысли.
«Канделябр»? - Она по жала плечами. - Этот oгромный геометрически правильный «трезубец» не имеет ничего общего с фигурами пампы, если не считать en ритуального назначения». «А то, что «зубцы» его направлены в сторону пампы?», - осторожно возразил я. «Ну я бы сказала, что они указывают вообще в южную част Тихого океана», - сухо произнесла Мария Райхе, давая понять, что «тема исчерпана»...
Между тем, ни на один из основных вопросов ответа до сих пор так и не найдено. Ученым не удалось установить хотя бы возраст «Канделябра», как, впрочем, и фигур Наски:
Тема, разумеется, была исчерпана. Ибо признать даже предельно гипотетическую связь между «Канделябром» и фигурами Наски значило бы выйти за рамки версии «астрономического календаря», привязанной исключительно к пампе Наска. К тому же пришлось бы искать ответ на теперь уже общий для «Канделябра» и фигур вопрос: каким образом, несмотря на минувшие столетия (а, быть может, и тысячелетия), они сохранились в своем первозданном виде до наших дней? Допустим, что даже сильные ветры не сдвинули со своих мест камни, которыми выложены фигуры Наски (осадков здесь вообще не выпадает - ни капли, никогда). Но «Канделябр»? Он-то «выложен» на песке!.. По одной из гипотез, его «канавы» как бы «отталкивают» песок и потому их не засыпает. Если не отвергать эту - фантастическую гипотезу с маху, то возникнут новые вопросы, что это за «механизм отталкивания»? Кто его заложил? Как он действует? С какой целью это сделано? А, может, ответ и вовсе простой - ветры, дескать, дуют со стороны моря, поднимаясь снизу вверх по склону песчаной горы, сами продувают «канавы» «Канделябра», не давая им ни осыпаться, ни засориться. Сказал же поэт: «Мы часто ищем сложности вещей, где истина лежит совсем простая»...
В перуанской печати нет-нет, да проскальзывали сообщения о том, что, мол, ветры «Канделябра», и посему Национальный институт культуры, муниципальные власти Писко и Паракаса должны проводить работы по «очистке» фигуры. Но дальше требования «выделить средства» на такие работы и на охрану «памятника» дело обычно не шло.
Между тем, в охране «Канделябр» действительно нуждается. Одно время повышенное внимание уделяли ему искатели сокровищ, поверившие, видимо, в версию о «пиратском знаке». В различных местах, особенно в левой части фигуры, они оставили после себя вырытые ямы. Иногда там находили, правда, не сундуки, зарытые корсарами и флибустьерами, а... деревянные гробы с останками людей. Как выяснилось, некоторые местные жители, оказавшиеся в связи с экономическим кризисом в тяжелом положении, хоронили в «Канделябре» своих умерших родственников. Местные же рыбаки, не будь дураками, воспользовались этими фактами, чтобы воспламенять воображение туристов байками о том, как «недавно в «Канделябре» обнаружили клад и останки пиратов - ценности унесли, а кости бросили...» Наносят ущерб «Канделябру» и любители мотокросса: одно время среди «золотой молодежи» столицы было модным прокатиться в Паракас и оставить на холме, а еще лучше на самом «Канделябре» следы покрышек своего автомобиля или мотоцикла.
Как раскопки, проводимые «искателями сокровищ», так и визиты любителей мотокросса служат напоминанием о необходимости сберечь уникальную фигуру для серьезных исследований, Тем более, что «Канделябр» находится в зоне, объявленной «Национальным заповедником Паракас».