Какое государство строил Павел Скоропадский?

Поделиться
29 апреля 1918 года сложная и противоречивая поступь Украинской революции была приостановлена государственным переворотом...

29 апреля 1918 года сложная и противоречивая поступь Украинской революции была приостановлена государственным переворотом. Вместо национально-демократической по сути, социалистической по идейной направленности, парламентской Украинской Народной Республики возникло новое государственное образование в форме гетманата, традиционного для Украины ХVII—ХVIII вв., но, как выяснилось, архаичного и нежизнеспособного в тогдашних условиях.

Смена власти в Украине была инспирирована Берлином – ввиду неспособности правительства УНР обеспечить выполнение договорных условий по поставкам хлеба и сырья. Немцы определяли модель будущего государства, рамки его суверенитета, кандидатуру гетмана и круг его обязательств перед союзниками. На должность главы Украинской Державы (такое официальное название получил гетманат. — Р.П.) был избран генерал Павел Скоропадский. Решающими стали не только авторитет военного деятеля, принадлежность к царской аристократии, но и признак этнической автохтонности — происхождение из древнего украинского гетманского рода. Важным для немцев было и наличие у П.Скоропадского собственной политической силы — Украинской народной громады, организации с довольно отчетливой консервативно-либеральной платформой, а также определенных военных структур, необходимых для придания государственному перевороту признаков внутриукраинской акции.

Функционирование новой государственной конструкции, в первую очередь ее властных институтов, национальный характер, социально-политическая база, внешняя ориентация были детерминированы двумя мощными факторами — германско-австрийской оккупацией и российским имперским наследием. Эти обстоятельства, а также непродолжительность существования, осознанный отказ гетмана от независимости ради федерации с «Великой Россией», уже девять десятилетий порождают противоречивые оценки сущности и формы государственности, которую строил П.Скоропадский.

Некоторые современные исследователи пытаются доказать, что образование гетманата ознаменовало восстановление собственной украинской государственной традиции. В частности, В.Потульницкий доказывает, что гетманат в 1918 году был не переворотом, а реставрацией, был не германской интригой, а результатом развития всей современной истории традиционной украинской элиты-шляхты — как правобережной, так и левобережной; не был наполнен российской сущностью, а «был закономерным результатом сохранения именно собственной украинской национальной ориентации со стороны украинской элиты и ее стремлений, продолжавшихся около полутора веков до реставрации традиционного государства — гетманата».

С таким определением можно было бы согласиться при условии отдельного рассмотрения факта возникновения новейшего гетманата. Но ведь вся его эволюция и крушение, конкретные действия ведущих лидеров, которые и должны были бы олицетворять стремление «традиционной украинской шляхты» к созданию собственного национального государства, доказывают недостаточную мотивированность данной интерпретации появления гетманата.

На самом же деле такой традиции в тогдашнем украинском обществе уже не существовало. Попытки выводить основы государственного строя из традиций казатчины изначально вылились в искусственные попытки придать властной конструкции определенную архаическую атрибутику: председатель совета министров именовался атаманом, военную старшину представляли генеральные, бунчуковые, значковые... Но вскоре от этого пришлось отказаться. Традиции казацкой эпохи остались только в гетманской администрации. П.Скоропадский обладал официальным титулом «ясновельможний пан гетьман усієї України», документы с его подписью издавались в форме «грамот», «маніфестів», «листів».

Наиболее аргументировано сущность гетманата П.Скоропадского как государст­венного образования, достаточно искусст­венного и случайного, изложил В.Ку­чаб­ский. Он считал, что в Украине в 1918 г. политиков с консервативными взглядами, стоявших на принципах украинской национальной «свідомості» и сепаратизма в отношении России, было чрезвычайно мало. А те силы, которые в гетманской реставрации усматривали пользу, были полностью русскими или русифицированными. К ним относились крупные землевладельцы, промышленники, представители торгово-финансового капитала, старая бюрократия, офицерский корпус бывшей царской армии. Все они ненавидели идею независимой Украины и мечтали о возрождении Российской империи. В.Кучабский назвал это самым большим противоречием, лежавшим в основе гетманата как государственного строя.

Регенерация украинского консерватизма в 1918 году стала политической реакцией представителей собственнических слоев на радикализм социалистических лидеров УНР. Однако, по мнению И.Лы­сяка-Рудницкого, возникновение гетманата не было победой консервативного течения, а скорее компромиссом между украинской государственной идеей и фактом чужой оккупации, ведь «государст­венный строй Гетманщины 1918 г. не обладал всеми признаками настоящего, органичного правопорядка и опирался не столько на силы местного консерватизма, сколько на штыки 300-тысячных немецких оккупационных властей».

Известный современный исследователь М.Попович также квалифицирует гетманат П.Скоропадского как «вымученную псевдомонархическую авторитарную конструкцию», оказавшуюся нежизнеспособной, поскольку не было в украинской традиции тех стабильных формообразова­ний, которые пыталось нащупать во тьме консервативное общественное мнение.

О слабости традиций и потенций украинского консерватизма свидетельствует тот факт, что самый выразительный его представитель — Украинская демократическо-хлеборобская партия не стала массо­вой, а лишь региональной организацией, имевшей сторонников преимущественно на Полтавщине. Самостийническо-консервативный характер придавали ей фигуры М.Михновского и В.Липинского.

Красноречивым фактом неопределенной формы украинского консерватизма яв­ляется недолговечность созданной П.Скоропадским Украинской народной громады — организации откровенно консервативного толка. Несмотря на то что ее фундаментальные основы в области национально-государственного строительства, земельной и социальной политики были положены в основу деятельности гетманского правительства, она не стала базовой политической партией режима. Исполнив роль инструмента государст­венного переворота, она прекратила свое существование. По замыслу П.Скоропад­ского, должно было быть как раз наоборот: «... попередньо буде створена партія, яка бачить у врятуванні Батьківщини необхідність створення сильної влади в особі диктатора – гетьмана, і що цей диктатор проводив би ті принципи, які лягли наріжними каменями в основу партії; потім ця партія все розширюючись і збільшуючись чисельно, створила свої відділи по всій Україні, які в в свою чергу підтримували ідею Гетьманства і його починань». В.Масненко не согласен с тем, что гетманат 1918 г. был лишь декоративным обрамлением государства, и попытался «отыскать возможные связи между разно­временными проявлениями украинской государственности в форме гетманата». Но, даже взяв в помощники Д.Дорошенко и В.Липинского, он все-таки не смог обосновать преемственность исторической традиции.

Исчерпывающий ответ на этот вопрос дал сам П.Скоропадский. В своеобразном политическом завещании сыну Даниилу по случаю его совершеннолетия в 1925 г. он писал: «Стара українська верства була слаба й числом і внутрішньою своєю дезорганізованістю і слабкістю. Вона не мала ні спільної національної культури, ні спільного державного ідеалу, ні спільної організації. Лівобережні плекали московську, правобережні польську і тільки невеличка частина, розкидана по різних кутках України, плекала Українську національну культуру».

Недостаточная «украинскость» гетманского правления очевидна. И попытки П.Скоропадского сделать его в большей мере национальным не удались. Сенат большинством голосов предоставил русскому языку статус государственного. Местное демократическое самоуправление фактически было уничтожено вследствие возврата к власти царской, антиукраинской бюрократии. Судебная администрация постоянно пополнялась юристами из России. Грамота П.Скоропад­ского от 14 ноября о федерации с небольшевистской Россией, даже ввиду всей сложности международной конъюнктуры, стала актом фактической ликвидации суверенной государственности.

Часть ученых для национальной идентификации гетманата пользуется формулой «ни украинский, ни русский». Так, Я.Грицак пишет: «В более узком значении Скоропадский строил ни украинское, ни российское государство. Гетманский режим стремился внедрить новую концепцию украинской нации, которая основывалась не на знании украинского языка, а на лояльности к Украин­ской державе. Это государство понималось в более широком территориальном значении, а не в узком этническом».

Того же мнения придерживается и В.Верстюк, считая, что «это было ни украинское, ни российское государство, услов­но его можно было бы назвать малороссийским». «Малороссийство» — довольно условное определение, толкуемое как комплекс провинциализма, присущий части граждан Украины вследствие их длительного пребывания в составе Российской империи. В любом случае примененное сегодня к характеристике Ук­раинской Державы в 1918 г. оно имеет определенный оттенок унизительности.

Бесспорно, ни П.Скоропадский, ни ведущие деятели гетманата не осознавали себя малороссами именно в таком смысле. Показателен пример председателя совета министров Ф.Лизогуба. Когда гетман говорил ему о необходимости контактировать с лидерами украинских партий, премьер отвечал: «Да я сам украинец почище их, к чему мне с ними говорить? Мой предок — полковник Лизогуб, а это что за господа?».

Видимо, абсолютно точную формулу национально-государственного характера гетманата вывести не удастся. На мой взгляд, это был тип некой смешанной государственности. Украинской по названию и форме в отдельных аспектах внутренней политики — прежде всего в культурно-образовательной сфере. И российской — по широким проявлениям имперского наследия, динамично возрождавшегося в правовой практике, средствах массовой информации, религиозной жизни, использовании кадрового потенциала, терпимом отношении к политически разноцветной, но антиукраински настроенной русской эмиграции.

По-прежнему дискуссионной остается оценка формы гетманского правления, степени его зависимости от оккупационной власти. Часть отечественных исследователей — следом за В.Винниченко, М.Грушевским — считает гетманат марионеточным образованием. В частности, О.Миро­ненко определяет гетманский режим как «украинскую разновидность давно известной в истории человечества классической меритократии». Как марионеточный квалифицирует характер гетманата и анг­лийский исследователь О.Файджес.

Зависимость П.Скоропадского от Германии очевидна. Именно по воле ее выс­шего государственного руководства он пришел к власти, а поддержка со стороны оккупационного командования была определяющим фактором защиты как от внутренних, так и внешних противников режима. И все-таки классическим марионеточным режимом гетманат не был, поскольку имел формальные признаки независимого государства: действовали условия Брестского мирного договора, было признание не только стран Четвертного союза, но и многих других государств, создавались собственные дипломатические представительства, заключались международные соглашения и т.п..

О.Федышин считал, что «лучшим определением Украины в условиях немецкой оккупации в 1918 г. является «сателлит». Она была в положении государства, которое добровольно, хоть и неохотно, принимало покровительство большого государства с неизбежными ограничениями своего суверенитета». Автор также указывает на довольно важные моменты: обе стороны подобное положение считали временным; покровитель не был соседним государством; сателлит был слишком большим и своеобразным, чтобы быть ассимилированным или поглощенным. Несмотря на то что современный «Тлумачний словник української мови» термины «марионетка» и «сателлит» представляет как почти тождественные, соответственно — «человек, правительство и др., слепо выполняющий чью-то волю» и «сторонник, исполнитель чужой воли», все-таки более адекватным является второе определение.

Вместе с тем отнюдь нельзя признать обоснованным утверждение Ю.Терещенко, что «на созванном в Киеве Хлеборобском конгрессе, представлявшем подавляющее большинство украинского населения, была утверждена полная и окончательная суверенность Украинской Гетманской Державы». Такие сентенции являются большим преувеличением. О каком полном и тем более окончательном суверенитете может идти речь в условиях военной оккупации и законодательно оформленного временного правления? Ведь гетман без разрешения немцев не мог проводить выборы в сейм, создавать вооруженные силы и даже назначать министров.

Другие адепты Украинской Гетманской Державы не настолько категоричны в своих утверждениях и признают намерения П.Скоропадского «на определенное время, до успокоения страны и проведения парламентских выборов, превратить Украину в авторитарное при верховенстве законов, государство с либеральным социально-экономическим строем». Практическое воплощение этих устремлений гетмана дало вполне авторитарный режим, верховенство права вылилось в восстановление юрисдикции законов Российской империи, а возвращение частной собственности, вместо успокоения, инспирировало жесткое противоборство на селе, сделало невозможным проведение земельной реформы.

Правление П.Скоропадского как диктаторское рассматривали и немцы. В частности, вице-канцлер Ф.Пайер, выступая в начале мая в рейхстаге, квалифицировал гетмана как диктатора, не признающего коммунистических теорий. В немецкой прессе встречаем и другую, но близкую к предшествующей оценку: «П.Скоропадский ввел систему строгого абсолютистского централизма». Хватало и сравнений гетмана с выдающимися европейскими деятелями. Так, лозаннская L’Ukraine писала: «Когда генерал Скоропад­ский сумеет, как некогда Людовик XIV, подобрать и сгруппировать вокруг себя самые интеллигентные и талантливые силы края, сумеет поставить республику на ноги — народ будет наверняка признателен ему». Показательно, что отдельные представители современной немецкой историографии, в частности
Р.Марк, оценивают характер гетманского государства как реакционный. Видимо, полностью с такой трактовкой согласиться нельзя. Хотя в целом это и была реакция консервативных собственнических слоев на социалистический «революционаризм» Центральной Рады.

Один из ведущих зарубежных исследователей истории гетманата Я.Пеленский утверждает, что с точки зрения концепции государственного строительства это была «бюрократически-военная диктатура». Безусловно, гетман при отсутствии собственной армии опирался на оккупационные силы, бывшую царскую гражданскую и военную бюрократию. П.Скоропадский в воспоминаниях пишет, что уже при подготовке переворота он видел себя именно в роли диктатора-гетмана как олицетворения сильной власти, способной спасти Родину.

Довольно близко к точному определению сущности гетманата П.Скоропад­ского подошел М.Стахив: «Это типичная единоличная самозванная диктатура, возникшая путем государственного переворота, причем победу ему во время переворота гарантировала исключительно чужая военная сила. Переворот Павла Скоропадского с точки зрения конституционного права Украинской Державы совершенно бесправен».

Вопрос о легитимности гетманской власти в контексте изменения государственных образований эпохи Украинской революции представляется довольно риторическим. Как сторонники гетманата считали свержение Центральной Рады путем государственного переворота вполне оправданным, так и лидеры Директории свержение гетманата посредством вооруженного восстания обосновали революционной целесообразностью.

И.Лысяк-Рудницкий утверждал, что «в Украине не существовало местной монархической традиции; в конце концов, гетманат XVII—XVIII вв. был выборным, полуреспубликанским. Следовательно, квазидинастических претензий гетмана Павла Скоропадского было недостаточно, чтобы его правлению придать ауру легитимности». И все же — несмотря на отсутствие отчетливой харизмы — уважаемое родовое происхождение, блестящая военная карьера и отстаивание определенной частью населения необходимости иметь «сильную руку», делали П.Скоропад­ского если и не органической, то достаточно приемлемой фигурой во главе модерного гетманата. Кроме того, были еще две обстоятельства, смягчавшие неодобрительное восприятие его обществом. Во-первых, это официально задекларированная временность гетманского правления и намерение созвать украинский сейм. Во-вторых, отказ от попыток сделать гетманскую власть наследственной. Был введен институт верховных правителей — властный триумвират в случае необходимости замены П.Скоропадского.

Итак, обобщение разных квалификаций сущности последнего гетманата дает основания утверждать – это был авторитарно-бюрократический режим с близкими к диктаторским полномочиям главы государства, отсутствием представительской ветви власти, объединением в правительстве законодательной и исполнительной функций, деформированностью политической системы, существенным ограничением прав и свобод, узкой социальной базой и временным характером правления. Появление и фиаско этой формы государственности были обусловлены как внутренними сложностями хода Украинской революции, так и международной конъюнктурой завершающего этапа мировой войны, победители в которой не видели перспектив суверенного бытия Украинской Державы.

Убежден, что эта страница нашего исторического прошлого не нуждается в глорификации, как не заслуживает и забвения. И в этом смысле едва ли оправдано то, что в указе президента Украины о мероприятиях по чествованию 90-летия начала Украинской революции 1917—1921 годов эпоха гетманата Павла Скоропадского обойдена вниманием. История не имеет сослагательного наклонения. Как писал Михаил Грушевский, «те, що сталося, відстатися не може».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме