Когда в прошлом году в США я встречался с украинцами — владельцами турфирм в Чикаго, Филадельфии и Нью-Йорке, все они выражали удивление по поводу того, что Украинское государство не может в условиях неурядиц на других фронтах отечественной экономики улучшить ситуацию за счет туризма. Наши тамошние земляки (которые не только патриоты, но и бизнесмены) готовы были поставлять нам американских туристов при наличии соответствующей информации, подготовленной, естественно, их коллегами на земле предков. Однако мое обращение к нескольким из них осталось гласом вопиющего в пустыне. Обидно.
Известный каждому киевлянину Замок Ричарда на Андреевском спуске уже не первый год «радует глаз» своей беспризорностью. Дом этот имеет непосредственное отношение к нашему соотечественнику, гражданину США Юрию Чопивскому, который потратил не один миллион долларов, чтобы превратить это сооружение в гостиничный центр. Результат у каждого, кто посетит Андреевский, перед глазами. Почему? Об этом лучше спросить у городских чиновников. Автор этих строк — руководитель канадской фирмы ROMYR Любомир Квасница, который не первый год работает в Украине, несколько лет назад заметил: «Деньги любят теплый угол. Какими бы мы (зарубежные украинцы. — И.В.) ни были патриотами, мы никогда не будем дарить заработанные тяжким трудом деньги вашему чиновнику. А будем вкладывать их в те страны, где деньги делают деньги цивилизованно». Очевидно, сказанное Квасницей касается не только наших зарубежных соотечественников — потенциальных инвесторов, но и стопроцентных иностранцев.
По оценкам специалистов Всемирной туристической организации (ВТО), удельный вес туризма в создании валового национального продукта 2010 года должен достичь как минимум 11—12%. Опосредованный вклад туризма в экономику почти равен непосредственному. Турбизнес стимулирует развитие таких отраслей хозяйства, как строительство, торговля, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, связь и тому подобное. По шкале потребления турпродукт занимает третье место после питания и жилья. Исследования свидетельствуют, что развитие туристической деятельности приводит к появлению новых мест отдыха и новых форм путешествий. Важно также, что этот вид бизнеса привлекает небольшими стартовыми инвестициями, растущим спросом на туристические услуги, высоким уровнем рентабельности и минимальным сроком окупаемости расходов. Туристический «локомотив» мог бы тянуть и отечественную экономику…
Во всем цивилизованном мире не ленятся поднимать деньги из-под ног. Ведь природные и культурно-исторические ресурсы — такая важная составляющая туристического бизнеса — это то, что уже существует, значит, и создавать его не нужно. Нужно только прежде всего иметь законодательство, которое, кроме прочего, обеспечивает благоприятные условия для деятельности субъектов туристического бизнеса (в частности, инвесторов), гарантирует соблюдение правил игры его участниками, содействует развитию уже упомянутых ресурсов — их состояние должно радовать глаз и душу. Обязательна также должная организация и проведение регулярной и эффективной рекламной кампании — как на общегосударственном, так и на региональном уровнях.
Сегодня в Украине под охраной государства находится более 130 тысяч памятников разных видов; на базе некоторых из них функционируют 61 историко-культурный заповедник, в том числе 13 национальных. Кроме того, в 1400 городах и поселках, а также восьми тысячах сел фонд исторических зданий превышает 70 тысяч объектов. В списке исторических городов и поселков городского типа 401 населенный пункт. Только в Киеве 2148 памятников истории и культуры, в том числе 39 международного значения. В реестр национального культурного достояния в городе внесено 380 памятников архитектуры, 23 —археологии, 25 — истории, девять — монументального искусства. По количеству названного Украина даст фору многим странам, которые, однако, как это ни парадоксально, в отношении прибылей от туризма оставили нашу страну далеко позади. В государстве по крайней мере несколько тысяч памятников, связанных с жизнью и деятельностью иностранцев, часто — знаменитых. Вспомним только Оноре де Бальзака, которого во время его неоднократных посещений Украины так очаровал Киев. А сколько на нашей земле похоронено тех, кто оказался здесь не по собственной воле? Немцы и французы, англичане и итальянцы, турки и венгры, румыны... И у многих из них остались потомки в других странах, которые, если бы им предложили, не отказались бы посетить могилы своих предков. А много ли отечественных турфирм занимаются иностранным туризмом, проще говоря, пытаются заманить сюда иностранцев, содействуя тем самым наполнению государственного и местных бюджетов? И принимают их не ради «экзотики» и «экстрима», которые заключаются зачастую в водочке под уху (или наоборот), а именно предлагая прежде всего то, что имеет непосредственное отношение к определенному этносу. Ведь это и многочисленные памятники архитектуры, авторами которых являются иностранцы, и некрополи, где похоронены выдающиеся личности неукраинского происхождения, жившие и творившие в Украине, и образовательные и научные заведения, в которых учились, преподавали и работали иностранцы (многие из них впоследствии прославили нашу землю — пусть даже в составе империй), и военные кладбища...
В июле этого года мне довелось консультировать съемочную группу Баварского телевидения, проводившую в Киеве съемки для программы «Немецкий след в Украине». Но удовлетворить любопытство режиссера Рудольфа Шпоррера по поводу того, возведен ли определенный дом по проекту именно немецкого архитектора, не посчастливилось. Хотя немцев, благодаря которым столицу украшает не один десяток архитектурных жемчужин, немало: Эдуард Брадтман (Братман) и Василий Ганке, Иероним Китнер и Эбиг Клаве, Мартин Клуг и Андрей-Фердинанд Краусс, Иван Меллер и Роберт-Фридрих Мельцер, Йоган Готфрид Шедель и Александр-Петр-Адриан Шиле (Шилле), Карл Шиман и Георгий и Павел Шлейферы, Виктор-Иоганн-Готлиб Шретер и Иван Штром.
Представители других народов оставили заметный след в истории нашего государства не только в Киеве. И спрос на этнический туризм сегодня необычайно велик. А в столице только несколько турфирм (из более тысячи официально зарегистрированных) пытаются поставить это на постоянную и профессиональную основу, привлекая к разработке этнических туров прежде всего ученых. Это «Олимп-Тревел», «Интурс-Киев», «Украина—Русь», киевский «Спутник».
В интервью «ЗН» (от 3 июля этого года) председатель правления Национального резервного банка России А.Лебедев заметил, что кто бы ни пришел к власти в Украине, он не будет уничтожать среди немногих прочих туристическую отрасль (не показательно ли то, что возглавляемый этим гражданином соседнего государства банк за несколько лет большую часть вложенных в экономику Украины более 300 млн. долларов направил именно в курортно-рекреационную сферу). Не согласиться с этим утверждением любой человек в здравом уме не может. Ведь кто же курицу, которая может (и должна!) нести золотые яйца, будет резать?
Осенью прошлого года был принят Закон Украины «О туризме». Апологеты считают его существенным достижением отечественной туристической мысли, но ничего, кроме головной боли, игрокам туристического бизнеса — прежде всего малым и средним — он не принес. Поскольку не создал должных условий для развития наиболее желательных для бюджета иностранного и внутреннего туризма, как это делается в развитых в туристическом отношении странах. К слову, столица нашей северной соседки уже не один год в туристической политике придерживается принципа, который должны исповедовать и у нас: въездной, въездной и только въездной туризм.
Велосипед в этом деле отечественному чиновнику изобретать не нужно, достаточно взять как пример те страны, в которых государство обязывает — законодательно! — субъекты туристического бизнеса работать на собственную страну, а именно: турфирма (туроператор или турагент) существует (то есть имеет лицензию на осуществление туристической деятельности) только при условии, если на одного туриста, отправленного в другую страну, предоставит соответствующие услуги пяти—девяти туристам — или иностранцам (иностранный туризм), или своим гражданам (внутренний туризм).
Не из-за этой ли недальновидности (или сознательного нежелания) ежегодно десятки девушек и юношей, которые, получив соответствующее высшее туристическое образование, владея иностранными языками, компьютером и другой оргтехникой, вынуждены искать работу не по профессии или же торить тропинки в другие страны? И является ли неуместным в такой ситуации вопрос об эффективном использовании средств, которые государство тратит на подготовку специалистов для турбизнеса? На пресс-конференции в Севастополе по случаю проведения в Украине международной регаты «Кайра» глава Гостурадминистрации В.Цыбух заметил: «Нам нужно изучить опыт других стран, которые получают немалые прибыли от туризма». Простите, а чем, как не изучением этого опыта, в частности, занимаются в соответствующих учебных заведениях: Киевском национальном университете им. Тараса Шевченко, Институте туризма Федерации профсоюзов Украины, Киевском университете экономики, права и туризма, Киевском национальном университете культуры и искусств, Киевском торгово-экономическом университете? Это только в Киеве. Разве сложно было чиновникам от туризма заказать соответствующие исследования этим и другим профильным учреждениям (заметим — за копейки!), чтобы не вызывать удивления не только у журналистов, присутствующих на упомянутой конференции?
В Венгрии, территория и население которой отнюдь не дотягивают до наших, ежегодно иностранных туристов столько, сколько собственных граждан (10—12 миллионов). И не в последнюю очередь благодаря рекламе. Судите сами: Будапешт, который, казалось бы, и в рекламе особо не нуждается, выпускает буклет о своих достопримечательностях тиражом 250 тысяч экземпляров и всего лишь... на девяти языках. Можем ли мы похвалиться такими показателями? Очевидно, впереди «державы всей» должна была быть ее столица, которую мэр по поводу и без обещает превратить в туристическую Мекку. Но ведь разве можно серьезно говорить о развитии туризма в столице Украины, если в бюджете этого года городская рада на издание ряда справочников туристически-экскурсионной направленности, высококачественных рекламных проспектов, в том числе на иностранных языках, которые будут освещать туристические возможности, историю и культуру г. Киева, запланировала целых… 30 тыс. грн. Поэтому остается только посочувствовать работникам Главного управления гостиничного хозяйства и туризма столичной горадминистрации, возглавляемого М.Шпариком, которые ломают голову над выполнением указаний городского головы. К слову, у многих отечественных туроператоров рекламный бюджет в несколько раз больше. Даже Львов смог найти сто тысяч гривен на это дело.
Войцех Петер из «Ведомостей туристических», участник недельного пресс-тура по городам Львовщины и Тернопольщины, организованного Гостурадминистрацией Украины для польских журналистов, сказал: «Среди минусов — отсутствие достаточной туристической инфраструктуры: гостиничных мест, кафе, путеводителей. Мало рекламы, путеводителей именно на польском языке, ведь главными клиентами украинских бюро путешествий являются именно поляки». Один из авторов наиболее серьезной польской веб-страницы о туризме в Украине «Спутник» (www.suputnyk.site.pl) Артур Гроссман, который часто посещает нашу страну, хорошо ее знает и является автором нескольких книг о ней, также отмечает, что не хватает «централизованного справочного бюро и солидной туристической информации».
Если же думать о Евровидении в следующем году, к которому необходимо готовиться должным образом уже сейчас, в частности, и обеспечивая его участников изготовленными буклетами, флаерами, открытками, другой информационной и качественной полиграфической продукцией, CD- и DVD-дисками с соответствующими материалами, то упомянутыми тысячами, очевидно, дело не решится. Ведь ожидается почти две тысячи одних только журналистов. А многочисленные и разнообразные выставки, ярмарки, круглые столы и тому подобное, на которых государство должно выложиться, ведь кто знает, когда еще к нам так будет приковано внимание сотен миллионов телезрителей. Недаром же турки на проведение нынешнего конкурса не пожалели несколько десятков миллионов долларов, посчитав, что в течение следующих пяти лет будут иметь дивидендов около пяти миллиардов «зеленых».
Чужое еще вчера слово «Интернет», но без него в странах — потенциальных поставщиках туристов в Украину жизнь сегодня не представить. Не считая мощных отечественных туроператоров, собственные веб-сайты которых наглядно (фотографиями, видеоклипами) рекламируют преимущество стран далеких и не очень, ни один город государства не дает потенциальному туристу (то есть не только нам с вами, но и прежде всего иностранцам, которые слышали о нашей стране и не против пополнить свои знания о ней воочию) такой возможности. А о том, что создать такие источники информации и поддерживать их не слишком обременительно для бюджетов даже небольших городов, говорить не стоит. Было бы желание.
И тут не обойдем вниманием родную Гостурадминистрацию, по словам руководителя которой трудно понять, сколько же в этом году государство выделило именно на рекламу отечественного туризма: 3,13 млн. грн. или 3 млн. долл. Ведь именно такие цифры называет он в разных источниках. Услышать же, на что конкретно тратят эти деньги, также не везет. Возможно, официальный сайт (www.tourism.gov.ua) этого ведомства мог бы этому помочь?
А много ли туристических представительств нашей страны в других государствах? Вопрос, очевидно, тоже риторический. В Украине же такие представительства имеют Чехия, Венгрия, Сербия и Черногория.
Обидно, когда каждый раз убеждаешься в правильности определения одной из черт родного менталитета: лучше чужому богатству завидовать, чем свое хозяйство наладить...