В самый разгар австралийской и новозеландской зимы в заливе Порт-Филлип и Окленде прошли первые регаты сезона, на которых довольно успешно выступали наши спортсмены. Эти регаты являются подготовительными к самым ответственным и относятся ко второму уровню в мировом рейтинге. Чемпионат мира следующего года также состоится в Порт-Филлип-Бей.
На регаты «Паруса Мельбурна-98» и «Паруса Окленда-98» собрался весьма представительный флот, буквально усыпанный звездами мирового яхтинга -чемпионами и призерами Олимпийских игр, чемпионами мира и победителями международных крейсерских регат. И когда Австралия и Новая Зеландия по очереди провожали четвертый и пятый этапы кругосветной гонки Уитбред, все внимание переключалось уже на яхтенные «сливки», выступающие в олимпийских классах. Большинство чемпионов подтвердили свой высокий класс, хотя и не всем удалось преодолеть обстоятельства, в которых иногда главную роль сыграла просто удача.
На регате «Паруса Мельбурна» участники из 24 стран на более чем 260 судах представляли двенадцать олимпийских и международных классов. Наши яхтсмены выступили со следующими техническими результатами: в раздельном зачете «470» из 11 женских экипажей Руслана Таран и Алена Пахольчик, признанные в 1997 году лучшими яхтсменками мира, заняли первое место. Примечательно, что заслуженный тренер Украины Виктор Коваленко ведет не только наши мужские и женские экипажи из Днепропетровска, но является тренером-консультантом этого же класса и для сборной Австралии, так что большинство мест в пятерках лидеров заняли именно его подопечные. В классе «49-er» на восемнадцатом месте Родион Лука и Георгий Леончук (заслуженный тренер Украины Валерий Солдатов, Киевская область). Конечно же, на их результате сказалась потеря своей новой яхты, в которую во время предновогодней регаты в Сиднее попала молния и нанесла непоправимые повреждения. Так что ребятам пришлось в спешном порядке искать замену и арендовать старую лодку, но все-таки в пяти последних гонках они уже не смогли стартовать.
Регата «Паруса Окленда» собрала 270 участников из 14 стран, выступавших в тринадцати олимпийских, международных и национальных классах. Единственный украинский экипаж Русланы и Алены вновь занял первое место в своем классе из 11 женских дуэтов. Регата прошла при довольно слабых ветрах, и, по мнению Петера Лестера, главного тренера сборной Новой Зеландии, такие же ветровые условия будут и на олимпийской регате в Сиднее 2000 года.
В Греции проходила регата «Афинский Евролимп», на которой в классе килевых яхт «Солинг» (6 команд) первое место занял наш экипаж в составе Сергея Пичугина, Владимира Короткова и Дмитрия Ярового (тренер Сергей Пичугин, Киев). В классе «470» (7 экипажей) четвертое место заняли Влада Крачун и Наталья Гапонович (тренер Андрей Ильенко, Одесса). В классе «Финн» (17 участников) на шестом месте Юрий Токовой (тренер Сергей Щербаков, Киев).
И уже в самом конце зимы в Дохе (Катар) состоялась седьмая международная регата «Паруса залива-98» (также второй уровень в мировом рейтинге) для классов «470» и «Лазер». Но, вопреки обыкновению, в этом году регата собрала парусный флот только из 18 стран, а ведь ранее теплые воды Арабского (Персидского) залива и традиционное восточное гостеприимство привлекали участников почти из 35 стран. Авиакомпания «Gulf Air» на это время обычно устанавливает специальные
50-процентные скидки, что очень удобно для прибывающих в Доху и для тех, кто затем участвует в следующей регате в соседних Арабских Эмиратах в Дубаи. А щедрые спонсоры предлагают всевозможные развлекательные программы, начиная с тенниса, сквоша и турнира для игроков в гольф и заканчивая сафари в пустыню на верблюдах.
Но как раз в феврале весь мир замер в ожидании разрешения иракского конфликта, и вполне вероятно, что не все, в чьи планы входило участие в регате, рискнули приехать на берега Персидского залива, где к тому времени находился уже другой флот - NAVY USA. Технические результаты украинских экипажей: в «золотом флоте» класса «470» (семь экипажей) - в общем зачете с мужчинами Руслана Таран и Алена Пахольчик на втором месте, Евгений Браславец и Игорь Матвиенко - на четвертом; в «золотом флоте» класса «Лазер» (28 участников) - Денис Хащина (личная подготовка, Харьков) на одиннадцатом месте, Юрий Орлов (тренер Владимир Яменко, Киев) - на четырнадцатом.
По финишным протоколам видно, что если в «семидесятках» положение у нас довольно благополучное, то в классе «Лазер» впереди наших яхтсменов находятся гонщики не только из Скандинавии и Сейшелл, но из стран нашего ближнего и дальнего зарубежья - эстонец Петер Шарашкин (5-е место), россияне Владимир Круцких (6-е), Валерий Ушков (8-е) и Максим Семерханов (10-е), литовец Гедриус Гузис (12-е) и эстонец Сепп Мати (13-е). Проведя несложную экстраполяцию результатов этой регаты применительно к тому количеству участников, которое, судя по заявкам, предполагается на следующей регате в начале марта в Дубаи - а это примерно 130 человек, - можно понять, насколько трудно там будет нашим ребятам пробиться в необходимую процентную квоту постоянно идущего отбора.
Причина успеха, к примеру, российских гонщиков кроется не только в их более высоком личном мастерстве, но и в принципиально ином видении стратегии и тактики развития данного класса. Основы успеха были заложены еще в начале девяностых, когда российская ассоциация класса «Лазер» начала последовательную подготовку молодежи на многофункциональной лодке национального класса «Луч», повторяющей формулу своего прототипа - «три лодки в одной». Идея «the LASER formula «3 boats in one» привлекательна своей простотой - на одном и том же корпусе меняется лишь размер нижней части мачты и площадь паруса. А так как в России строительство корпусов «Лучей» ведется по разрешению международной ассоциации класса, то дети после школы в «Оптимисте» переходят непосредственно в «Луч-мини», юноши и девушки постарше - на «Луч-радиал» с парусом особого радиального раскроя, и, наконец, «Луч» с самым энергоемким парусом предназначается для взрослых.
К тому же в России особое внимание было уделено как раз промежуточному классу «Луч-радиал», на котором во время многих внутренних соревнований выявилась большая группа наиболее одаренной молодежи, для которой затем и были приобретены (порядка 30) фирменных яхт со штатным вооружением типа «radial» и «standart». В Украине за то же время - семь. А двадцатилетняя мировая практика проведения регат в международном классе «Laser-rаdial» подтверждает, что именно этот промежуточный класс формирует те качества молодого рулевого, которые в дальнейшем позволяют ему (или ей) перейти в любой олимпийский класс в соответствии со своими физическими данными. Украина же в свое время решила пойти своим путем и теперь занимается только восстановлением старых корпусов, а «Луч-радиал» вообще отнесен в разряд бесперспективных классов, так что по всем нашим яхт-клубам едва ли наберется пять-шесть «радиальных» комплектов.
Единственный, кто блестяще воспользовался этим шансом, - это Родион Лука, который, профессионально «взрастив свою лужайку» в этом международном классе, с прошлого года перешел в новый олимпийский «49-ег». И если бы не тот злополучный удар молнии, его экипаж принес бы украинской сборной хорошие очки. К счастью, ребятам удалось купить в Англии новую яхту. А концепция создания украинской многофункциональной лодки национального класса в соответствии со знаменитой формулой «Лазера» уже есть. Один и тот же корпус будет иметь два штатных вооружения примерно тех же соразмерений, что и олимпийская «Европа» и «Лазер-радиал». Массовое производство дешевых швертботов национального класса предполагается разместить на том же предприятии «АЭРОЛА», где по чертежам Международной яхтенной ассоциации «Европа» уже ведется строительство отечественной яхты этого олимпийского класса. И сейчас нужно попытаться сделать все возможное, чтобы оба этих проекта получили-таки свое реальное воплощение.