КАК НЫРНУТЬ В НЕИЗВЕДАННОЕ

Поделиться
Мы все время чуть-чуть запаздываем. Появляется в мире новое увлечение - то ли из категории экстремальных видов спорта, то ли что-то попроще, и мы все примеряемся: по силам ли нам?..

Мы все время чуть-чуть запаздываем. Появляется в мире новое увлечение - то ли из категории экстремальных видов спорта, то ли что-то попроще, и мы все примеряемся: по силам ли нам? Скорее - по карману ли? Ведь, как правило, все, что модно, - дорого.

Дайвинг в этом ряду, пожалуй, из самых недешевых. Чтобы совершать увлекательные экскурсии под водой, для начала надо заполучить лицензию. В Европе ее первая стадия - на одну звезду - стоит до 300 долларов. А свидетельствует она лишь о том, что человек умеет дышать и нырять в сопровождении инструктора. Самая высокая квалификация - три звездочки. Но это еще не все. Необходимо снаряжение, тоже западного образца. Акцентирую на «тоже», так как и лицензию сегодня наши дайвингисты, если они хотят отправиться в подводное путешествие, скажем, на Красное море (а это чрезвычайно популярные маршруты), тоже должны приобрести за рубежом.

И тем не менее и у нас начинают возникать любительские дайвинг-клубы. К нам на Крымское побережье едут понырять россияне. Не первое лето уже обосновываются они в бухте Ласпи. В этом году зафрахтовали в севастопольском яхт-клубе «Юг» парусник «Пассат» с опытным капитаном, известным в прошлом яхтсменом Евгением Белоусовым. Собственно, от него я и узнала о том, что москвичи ходят с ним на погружения. А когда захотела подробностей, Белоусов посоветовал:

- Обратитесь к Альвидасу Станенису. Он у нас самый компетентный.

Долго Альвидаса искать не пришлось. Бухта Ласпи - место его работы. Здесь размещен центр спасения и реабилитации морских млекопитающих. Действует дельфинарий. Функционирует первая в Крыму экспериментальная коммерческая спасательная станция. По своему оснащению и возможности поисково-спасательных работ она на достаточно высоком уровне, хотя ей присвоена третья (самая низкая) категория.

- Почему? - спросила у Альвидаса.

- Говорят, что вот так сразу более высокую получить нельзя. Мол, идите по ступенькам…

- Альвидас, я бы хотела узнать подробнее о ныряльщиках…

- В мире уже создана стройная система любительского туризма под водой. Начинают появляться отдельные организации у нас, но… Чтобы войти на равных в мировое сообщество дайвингистов, у нас надо очень много сделать. Это и производство отечественного не очень дорогого оснащения, и обучение. К сожалению, сегодня у нас любой может взять акваланг и нырять, где ему захочется, не позаботившись о безопасности. В конце концов, просто не зная элементарных правил погружения. За первые два месяца нынешнего сезона нам уже пришлось спасать троих. Такой себе дикий Запад. Пришел, застолбил и нырнул. А вот вынырнет ли? Существуют определенные правила, в которых записано: нельзя. Но только написано. Службы контроля нет.

- А кто должен обеспечивать контроль?

- Прежде всего - спасательная служба. Но и она у нас в загоне. Спасательные станции не обеспечены инвентарем, почти не финансируются. Когда в нашей зоне случаются несчастья, а зона протянулась от мыса Айя до Сарыча, чаще всего приходится работать нам, потому что у нас есть и постоянно находятся на дежурстве катера, обеспеченные всем необходимым. У нас есть барокамера, которую уже дважды использовали только за последнее время все для тех же неудавшихся ныряльщиков.

- Если спасательная служба в целом не финансируется государством, то откуда у вас оборудование?

- Зарабатываем - на дельфинах, на организации экскурсий. Небольшие средства, но мне видится, что именно в этом путь к налаживанию спасения на водах. Более того. Обслуживая профессионально приезжих дайвингистов, проводя обучение - а у нас есть прекрасные специалисты водолазного дела, можно заработать и на возрождение отечественной промышленности, производящей водолазное оборудование, гидрокостюмы, другое оснащение. У нас все это было. А в Балаклаве действовала старейшая на всей территории бывшего Союза водолазная школа. Люди, закончившие ее, должны иметь возможность отдать свои знания - и будущим спасателям, и спортсменам, и просто тем, кто хочет чувствовать себя с морем на ты. Недавно в Севастополе было проведено испытание украинских образцов водолазной техники и снаряжения. Результаты отличные. А что дальше? Если заработает наша промышленность, ее продукция найдет спрос, причем в значительной степени формировать этот спрос может именно спасательная служба, организованная по-современному.

- В Крым едут иностранные дайвингисты?

- Пока еще мало, ведь мы не в состоянии обеспечить необходимые условия. Но мы уже работали с англичанами по контракту. Они приезжали для поиска затонувших в годы Крымской войны английских кораблей. Нашли пять штук. И поставили с разрешения администрации Севастополя памятник почившим на морском дне в прошлом веке. Это ли не начало перспективного сотрудничества? Крымские прибрежные воды хранят много тайн, начиная с античности, и желающих их разгадать немало.

- Альвидас, у вас здесь в Ласпи настоящий комплекс - даже не знаю, как его охарактеризовать: научно-водолазно-спасательно…

- Комплексность - это вполне современный подход. Мы работаем по программе, разработанной с Министерством экологии, по реабилитации и спасению дельфинов. У нас есть совместные программы и с Германией, Бельгией, Англией. Причем все это - без государственного финансирования. За счет сезонной работы дельфинария.

- Получается цепочка: вы спасаете дельфинов, а они помогают вам выжить?

- Хотелось бы не только выживать, но и развиваться дальше. Наша спасательная станция в состоянии обеспечивать в зоне все виды профилактически-подготовительных работ к сезону. Море - штука серьезная. И лишь попав в неординарную ситуацию, человек начинает к нему серьезно относиться. И этому мы можем и обязаны обучать приехавших на море - то ли отдыхать, то ли заниматься спортом.

- А каким образом появилась ваша экспериментальная спасательная станция?

- Я работаю в Ласпи десятый год. Все это время у нас круглосуточно, круглогодично существовала ведомственная спасательная служба. Шесть лет мы безотказно бросались на все вызовы, зачастую выполняя функции тех государственных станций, которые отказывались, ссылаясь на сложности. Так сколько же можно работать за других? И мы создали свою коммерческую службу. Конечно, это не означает, что мы останемся в стороне, если действительно понадобиться прийти на помощь коллегам. Ведь цена нашей службы - человеческие жизни.

- Мы начали с дайвинга. Как вы считаете, обеспечением безопасности ныряльщиков тоже должна заниматься спасательная служба?

- Ее коммерческие подразделения, которые просто необходимо создавать, если мы хотим идти в ногу с жизнью. Есть спрос, и его необходимо обеспечить.

- А кто подготовит специалистов?

- В Севастопольском военно-морском институте есть кафедра, готовящая профессиональных водолазов и специалистов по поиску и спасению на море. На ее специалистов и стоит делать упор, тем более, что с начальником кафедры Виктором Головиным мы давно контактируем. Вместе разработали документы по безопасности, которые уже представили в Кабинет министров Крыма. Тесные связи у нас и с киевскими специалистами по созданию отечественной водолазной техники. Сегодня выпускавшиеся у нас акваланги «Украина» уже не соответствуют требованиям времени. Мы разрабатываем технические задания для заводов «Горизонт», «Респиратор». В Украине можно начать выпуск аппаратуры, адаптированной к международным стандартам, рассчитанной не на «крутых», а на среднего потребителя. Вот тогда дайвинг станет доступным. Но интересе к нему надо обеспечить на уровне цивилизованного спорта. Устраивать настоящие экскурсии под воду, открывать неизведанное. Однако, повторюсь, обязательно на профессиональной основе.

Над Ласпи спустился вечер. «Пассат» с московскими дайвингистами отошел от причала. Через некоторое время, поднявшись на пирс, мы увидели яхту, призрачным силуэтом вырисовывающуюся на фоне ночного неба. А от нее в глубину уходила светящаяся цепочка: ныряльщики начали погружение.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме