Указ Президента о подготовке к празднованию юбилейной даты — 350-летию Переяславской Рады вызвал неоднозначное отношение в обществе.
Одни видят в Переяславской Раде спасение православной Украины. Другие считают, что она положила начало оккупации Украины Россией. В современной полемике как-то упускается из виду, что до этого события Русь-Украина была составной частью Речи Посполитой. И если ее положение там было благополучным, то зачем тогда Богдан Хмельницкий поднял восстание? С приближением юбилейной даты страсти будут накаляться, поэтому попробуем внимательно разобраться: Переяславская Рада — это случайное событие или результат объективных процессов?
После подписания Великим княжеством Литовским Флорентийской унии судьба православия в его пределах оказалась тяжелой.
В 1458 г. папа Пий II отнимает у митрополита Русской церкви Ионы находящиеся во владениях Литовского княжества епархии греческого закона и для них поставляет на Киевскую кафедру митрополитом униата Григория. С тех пор началась долгая и изнурительная борьба православных Великого княжества Литовского за право исповедовать каноническое православие.
В 1471 г. ликвидируется Киевское княжество и в управление Киевом Великий князь Литовский Казимир назначает наместником католика Мартина Гаштовта. Недовольство на Руси-Украине политикой окатоличивания и попрания прав православных усиливается, и в 1480—81 гг. происходит выступление русских князей — Михайла Олейковича, Ивана Ольшанского и Федора Бельского, направленное на выход Руси (как тогда называлась Украина) из Литовского княжества и присоединение ее к Московскому княжеству.
Эта попытка потерпела неудачу, но стремление сохранить свою идентичность осталось. В 1508 г. украинская и белорусская знать, возглавляемая князем М.Глинским, предпринимает еще одну попытку перейти на сторону Москвы.
В 1543 г. в Великом княжестве Литовском вступил в действие закон, направленный на закрепощение православного крестьянства. Когда же после Люблинской унии (1569 г.) католицизм на территории Речи Посполитой стал государственной религией, большая часть православного населения оказалась в бесправном положении. Оно значительно ухудшилось после принятия Берестейской унии (1596 г.). А с приходом на митрополичий престол Иосифа Рутского (1613—1637) наступило время усиленного насаждения унии на землях Руси.
Это вызвало активные антиуниатские выступления мещан и казаков. 15 февраля 1618 г. в Киеве униатский митрополитничий наместник Антоний Грекович за попытку обращения православных храмов в униатские был спущен в воду под лед для «очищения земли Русской».
В 1620 г. волынский православный депутат Лаврентий Древинский произнес в сейме речь, в которой самыми мрачными красками изобразил положение православия на Руси. Росло недовольство действиями Речи Посполитой и в казаческой среде, что побудило гетмана П. Сагайдачного весной 1620 г. отправить посольство во главе с атаманом Петром Одинцом к московскому царю с предложением взять запорожских казаков к себе на службу. В 1620 г. патриарх Иерусалимский Фотий посвятил в сан Киевского митрополита Иова Борецкого и шестерых епископов, среди которых был и Мелетий Смотрицкий. Таким образом, в Руси была восстановлена православная автономия (ликвидированная Берестейской унией), что вызвало сильное недовольство со стороны католической Речи Посполитой.
Катастрофическое положение православной церкви на землях Руси-Украины и Белой Руси заставляет ее иерархов задуматься об организации широкой православной коалиции с участием московского царя. М. Грушевский пишет, что в киевских митрополитских кругах пришли к решению «искать опоры в московском правительстве в том безвыходном положении, в котором православная иерархия, говоря словами писем Владык царю: «В маленьком углу затиснута на Украине, в земле Киевской, под крыльями христолюбивого воинства запорожских казаков».
В 1625 г. митрополит Иов через своего посла — Владыку Луцкого Исакия Борисковича — обратился к царю Михаилу Федоровичу и патриарху Филарету «о принятии Малороссии и запорожских казаков в покровительство». В те же годы неоднократно к московскому царю обращалось Киевское братство с просьбой о денежной помощи.
Московский царь послал подарки и денежную помощь, но на просьбу о покровительстве московские бояре ответили, что «у вас самих эта думка не укрепилась и решительного согласия между вами нет».
В 1630—40 гг. происходит массовое переселение украинских крестьян и казаков с Волыни и Подолья в Запорожскую Сечь, интернациональное сообщество, где помимо украинцев (русинов) было много московитов, белорусов, а также представителей других национальностей. Казаков стали воспринимать как отдельное сословие, а казачье войско — даже как отдельное государство.
Отстаивая свои права, православное казачество под предводительством Б.Хмельницкого подняло вооруженное восстание. Вольное войско запорожское требовало возврата храмов, отторгнутых униатами, и свободы исполнения православного обряда.
В 1648 г. Б. Хмельницкий обращается к российскому царю Алексею Михайловичу с предложением вступить в борьбу за польский престол после смерти Владислава IV и предлагает ему помощь со стороны Запорожского войска.
Однако Московское государство после неудачной Смоленской войны с Польшей в 1632—34 гг. находилось в очень тяжелом экономическом положении. В 1642 г. правительство Московской Руси отказало донским казакам в просьбе взять Азов под свое покровительство. В этот же период шло активное освоение новых земель на востоке страны, требовавшее огромных ресурсов. Росло налогообложение, что приводило к бунтам. В июне 1648 г. в Москве начался «соляной бунт», в 1650 г. прокатилась волна восстаний в Пскове и Новгороде. В этих условиях принятие под покровительство земель Руси-Украины означало разрыв мирного договора с Речью Посполитой и начало масштабной войны. К тому же геополитически Русь-Украина не представляла интереса для Московского государства, так как ее земли не обеспечивали выход к морю. Поэтому правительство Москвы всячески избегало решительных действий по единению православных земель в вере.
После сокрушительного поражения под Берестечком в июне 1651 г. Б.Хмельницкий активизировал переговоры с Москвой о принятии «казаков под царскую руку» и с просьбой «прислать им военную помощь». Посольства Б. Хмельницкого почти непрерывно находятся в Москве.
Однако московские правители, помогая Б. Хмельницкому вооружением и предоставив право беспошлинного приобретения хлеба и соли, все же стремились избежать переговоров о протекторате над Русью-Украиной, хотя и направили ряд посольств для изучения настроений среди казаков и населения.
Надежды Б. Хмельницкого на брак его сына Тимоша с дочкой молдавского владыки Василия Лупула не оправдались. Бездарные действия Тимоша и проигранная кампания в 1653 г. в Молдавии поставили Б. Хмельницкого в еще более тяжелое положение.
Страшные потери казацкое войско понесло и от чумы, которая прошла по Украине. Эти события вызвали массовую эмиграцию казаков на территорию Московского государства, открывшего свои границы для украинцев с рекомендацией: «небольшие группы, по 20—200 человек, расселять на пограничье, а большие партии, которые приходят со своими полковниками, переправлять на Волгу».
Русские власти давали казакам жалованье и способствовали обзаведению хозяйством. Таким образом Московия стремилась укрепить южные границы Слободской Украины, и здесь переселенцами с Руси-Украины были основаны города Сумы, Лебедин, Ахтырка, Салтов, Харьков.
Б. Хмельницкий, видя, как быстро редеет его войско, стал препятствовать переселению казаков, назначил общую мобилизацию и, как пишет М.Грушевский, «велел со всех городов высылать всех, даже тех, кто не служит», и запретил казакам под страхом смерти продавать московским людям коней, оружие, порох и олово, а также переходить за московскую границу».
Однако усталость от длительной войны росла, росло и неверие в успешный исход освободительной войны.
В июне 1653 г. казацкая рада под Городком обвинила Б.Хмельницкого в затяжной войне с Польшей, неудачном походе в Молдавию, тесных отношениях с коварным крымским ханом. Хроники тех лет сообщают: «Пришли казаки к гетману с великим гневом и криками «Доколе нам так мириться? Беспрерывно, зимой и летом в войске никогда нет покоя, дома жены и дети наши помирают голодной смертью, и уже не знаем, что с нами будет. С королем у тебя до сих пор нет согласия! Тогда пойдем все своими головами с женами и детьми до царя [Московского], чтобы нас принял на веки!»
Б.Хмельницкий пошел на хитрость. Он начинает переговоры с Османской империей о протекторате. В мае 1653 г. турецкое посольство во главе с Магомет-агой прибывает к Хмельницкому, который постарался, чтобы об этом визите «по секрету» стало известно в Москве. Одновременно через Ивана Выговского передавались московскому царю секретные копии султанских писем и пожелание Порты идти вместе с казаками войной на Москву. Это подтолкнуло Москву к более решительным действиям, и 10 июля 1653 г. в Чигирин наконец-то прибывает московское посольство Ф. Ладожского с царской грамотой, в которой царь Алексей Михайлович уведомляет о согласии взять под свою «высокую руку» Войско Запорожское.
В это же время Речь Посполитая собирает войска для похода на Сечь. Находясь в отчаянном положении, Б. Хмельницкий усиливает давление на Москву и отправляет в августе 1653 г. к царю послов, чтобы они добились срочной военной помощи и конкретных действий со стороны Московского правительства, которое все еще не хотело нарушать «линию высокой лояльности по отношению к польскому правительству, принятую перед окончательным разрывом», как писал М. Грушевский. В Москву срочно приезжает ближайший к гетману полковник Лаврентий Капуста. Он сообщил, что король польский идет с войском на Украину, а казаки «не хотят монастырей, и церквей, и христиан на муку отдавать и просят им послать свое войско скоро. Когда же великий государь и теперь их не пожалует — как они с плачем просят его милости, тогда поневоле будут поступать по их [иноверцев] воле».
Активные меры, предпринятые Б. Хмельницким, подействовали, и 1 октября 1653 г. Великий Собор в Москве принял решение о принятии Войска Запорожского под протекторат московского царя.
А после этого, 18 января 1654 года, состоялась известная Казацкая рада в Переяславе, которая присягнула на верность царю. Анализ тех событий неумолимо свидетельствует, что Хмельницкий, проигрывая восстание, удачно воспользовался последним шансом для сохранения своей власти и обеспечения автономии для казачьего Войска Запорожского.
Значительно тяжелее оказалась ситуация в Московском государстве. Ему пришлось вступить в затяжную и изматывающую войну с Польшей, которая продолжалась почти полтора десятилетия и потребовала колоссальных средств. В мае 1654 г. московские власти приказали чеканить медные деньги (из одного фунта меди, стоимостью 12 коп, изготовляли 10 рублей), которые оказали такое давление на рынок, что вызвали стремительный рост цен и расхождение между курсом рубля в серебряных и медных деньгах до 1:15. Налоги собирались в серебряных деньгах, а жалованье платилось в медных. В стране разразилась настоящая финансовая катастрофа, начался голод, в армии пошли волнения. В конце концов эта эпопея закончилась в июле 1662 г. известным «медным бунтом», на подавление которого было брошено 10-тысячное войско. Около 1000 «бунтовщиков» утопили в Москве-реке, несколько тысяч человек были арестованы.
А что же Украина? Получив огромные права автономии и блестящий шанс для развития, она им не воспользовалась. Ее элита затеяла непрерывные междоусобные войны, количество гетманов временами доходило до абсурдного. Причем каждый гетман руководствовался личными предпочтениями во внешней политике. В результате Русь (Украина) разделилась на две враждующие между собой части — левобережную Украину и правобережную, вошедшую в состав Речи Посполитой. Началась Руина.
А ведь есть исторический пример, который показывает, что если бы та украинская элита отвечала требованиям времени, то ход событий мог бы быть совершенно другим. Еще в 1654 г. Бранденбургский курфюрст Вильгельм-Фридрих находился в ленной зависимости от польского короля, а в 1657 г. он уже добился независимости. Впоследствии на этих землях выросла Пруссия, которая вместе с екатерининской Россией разделила Речь Посполитую, бывшую свою владычицу.
Непредвзято анализируя исторические события, мы не имеем права предъявлять претензии ни России, ни Польше, с которой на многие столетия были совершенно испорчены отношения. Претензии мы должны предъявлять собственной казачьей элите, которая руководствовалась в первую очередь личными интересами.