Островная Страна восходящего солнца последние тридцать лет уверенно несет титул творца «японского экономического чуда». Формула эта сложилась не вдруг: площадь Японии — это 4% от площади США или Китая, полезных ископаемых почти нет (даже садовые валуны импортируются), а по объему валового национального продукта страна прочно удерживает второе место в мире, уступая лишь США. Многие японские фирмы («Сони», «Никон», «Тойота») определяют мировую техническую политику, не оставляя конкурентам шансов на успех. А ведь на путь европейской цивилизации Япония вступила сравнительно недавно: вспомним, что колесо как средство передвижения появилось здесь только в XIX веке! Но, как говорится, наши долго запрягают, но быстро едут. Задуматься есть над чем. Близким к разгадке является утверждение: «Чтобы Япония процветала, хозяевами в ней должны быть японцы». И, кажется мне, дело здесь не только в феноменальном японском трудолюбии, а также в культурной традиции, гармонично сложившейся на японских островах. Сразу вспоминаешь, как японцы боготворят природу, очищающую душу, и национальный театр кабуки, признанный в мире, и японскую лаконичную поэзию хайку (хекку), и игры рыцарей-самураев, известные как каратэ и дзюдо, и многочасовые чайные церемонии с проникновенной японской вежливостью, и искусство калиграфии, и японские пейзажные сады, и конечно же искусство составления букетов —икебану. И еще многое. Обладая столь могущественным культурным багажом, Япония направила всю его силу в русло современной цивилизации. Концертный зал «Украинского дома» едва вместил всех желающих увидеть своими глазами, как творится одно из японских чуд — икебана.
На сцену одна за другой подавались охапки трав, веточек и цветов, выросших в Киеве, и профессор школы икенобо Уецухара Масато здесь же составлял из них неповторимые композиции. Его единственным инструментом были специальные ножницы. Букеты компоновались на вазах самого неожиданного дизайна, несомненно сформировавшегося под влиянием икебаны. В течение двух часов публика находилась в очаровании от этого чудодействия, время от времени взрываясь аплодисментами. К концу программы на подиуме красовалось 10 различных композиций. Рассказ профессора Уецухара Масато дополнялся лаконичным комментарием госпожи Ямадо Мидори, которая ведет школу икенобо в Киеве.
Созерцая все это, снова и снова возвращаешься к мысли, что «японское экономическое чудо» — родное дитя японского эстетического чуда и цельности культурной традиции, этого средоточия многообразной информации. В заключение — хекку японского поэта XVI века Тейтоку в украинском переводе Омеляна Масикевича «Місячна ніч».
Як же місячно!
Люди, не сидіть в хатах:
Спати можна вдень!