Извинения, улыбки и… туалеты

29 декабря, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск № 50, 29 декабря-5 января 2007г.
Отправить
Отправить

Лет десять назад одна известная журналистка долго вынашивала идею вывести некую усредненную украинскую мечту...

Лет десять назад одна известная журналистка долго вынашивала идею вывести некую усредненную украинскую мечту. В конце концов, почему нет? Ведь существует же понятие американской мечты. Однако полет фантазии среднестатистического украинца оказался высоким и с весьма неожиданными поворотами: один раздумывал над тем, как стать буддистским монахом, другая мечтала о яхте, на которой можно отправиться в кругосветное путешествие… Все это так и не удалось привести к общему знаменателю. Казалось бы, парадокс: американцы — всемирно признанные индивидуалисты, а украинцы не так далеко ушли от принципов коллективизма. Но факт остается фактом: мы значительно дальше от реальности, чем прагматичные американцы, мечтающие о вполне реальных вещах, для достижения которых надо основательно потрудиться… Каждый день.

Увидишь ли где-нибудь еще такое смешение всевозможных национальностей на одной территории, объединенных чем-то, что трудно назвать одним словом? Американцами, как правило, становятся очень быстро. Это место — бермудский треугольник национальностей. Держатся за свою национальную идентичность, пожалуй, только арабы и индусы… Да и то, старшее поколение…

Вот уж поистине страна контрастов: огромное количество толстяков и фитнес-центры на каждом углу; борьба за здоровый образ жизни, кофе без кофеина и множество фастфудов.

23 ноября, День Благодарения, один из самых больших здешних праздников, мы провели в Литл-Роке — маленьком, очень типичном американском городке — родине Билла Клинтона и вотчине баптистов. Религия их не так строга, как у украинских, которых здесь называют анабаптистами (ортодоксами).

За неделю до Дня Благодарения все озабочены тем, как подольше побыть с семьей, навестить родителей, выехать за город… Сразу после Дня Благодарения, который празднуется в последний четверг ноября, американцы подключаются к общенациональной предрождественской гонке за подарками, во время которой обычно совершаются самые крупные покупки года. День Благодарения — время наибольших скидок. Открыты только большие магазины, зато с семи утра до девяти вечера. Кстати, как свидетельствуют опросы, 63% американцев планируют переподарить полученные подарки. В том числе каждый десятый намеревается использовать для этой цели презент, полученный в прошлом году. Любопытно, что молодые американцы весьма позитивно относятся к этой практике, а пожилые ее категорически не одобряют.

Охваченные шопоманией американцы снуют по магазинам с большими тележками. В предновогодний праздничный сезон, когда все общество следует девизу shop-till-you-drop, что можно перевести как «ходи по магазинам, пока стоишь на ногах», шопоголикам труднее всего устоять перед соблазнами консьюмеризма. Они чувствуют себя примерно так же, как алкоголики, которым после некоторого воздержания настойчиво предлагают рюмку водки.

Американское общество часто называют обществом потребления. Темпы экономического роста США на две трети зависят от потребительской активности американцев. Многие исследователи отмечают, что массовое потребление оказало и оказывает колоссальное воздействие на политику, экономику и культуру США.

В то же время, как свидетельствует опрос службы Gallup, 65% жителей США считают рождественские праздники чрезмерно коммерциализированными. По их мнению, покупательская лихорадка и реклама забивают суть этого торжества. 40% утверждают, что поиск подарков является для них серьезным стрессом. Любопытно, что мужчины жалуются на стресс намного чаще, чем женщины, а родители — чаще бездетных.

В ноябре по всей Америке уже вовсю стоят нарядные рождественские елки. Многие убирают их уже наутро после Рождества. Дома обвешаны гирляндами. У крыльца — фигурки оленей, Санта-Клаус... Все из огней, все сверкает.

Мне рассказывали, что где-то в Пенсильвании два маленьких соседних городка постоянно соревнуются — кто наряднее украсится праздничными огнями. Ежегодно жители придумывают что-то новое. Полюбоваться нарядными улицами съезжаются туристы, приток которых так велик, что население двух городов вынуждено было призвать на помощь полицию.

Праздничная атмосфера заряжает людей соответствующим настроением. Опрос, проведенный исследовательской фирмой Greenberg Quinlan Rosner, показал, что 78% американцев в новогодние праздники испытывают чувство счастья, 75% — чувство любви, 60% — ощущают вдохновение, 40% — чувство взаимосвязи с другими людьми, 24% — прилив энергии.

Заразившись шопоманией, полдня, совершенно одуревшие, мы носились по огромному маркету, скупая все, что нужно и что не нужно. Скидки достигали впечатляющих 70%. На кассе продавщица с улыбкой спросила, нашла ли я все, что искала. Устало улыбаясь, я ответила: «Более чем». Деньги при расчете в магазинах нужно отдавать в руки. Американская история: деньги в руки не давали только рабам. Как на паспортном контроле размечены линии, за которые не должен заходить следующий покупатель, — прайвеси…

Большинству американцев не нравится политкорректная новогодняя фраза «Счастливых праздников!». Они предпочитают «неполиткорректное» «Счастливого Рождества!» В последние годы для обозначения этого явления в США появился специальный термин «Война с Рождеством». Суть проблемы заключается в следующем: в последние дни года отмечается не только Рождество, но и еврейская Ханука с африканской Кванзой. Некоторые нехристиане утверждают, что поздравление с Рождеством оскорбляет их религиозные чувства, — с ними спорят консервативные христианские организации. Несмотря на то, что спор не выходил за рамки дебатов и публикаций в СМИ, работники многих магазинов (в том числе крупнейшей мировой сети розничной торговли Wal-Mart) и сервисов начали использовать нейтральную формулировку — «Счастливых вам праздников!», дабы не отпугивать клиентов.

71% американцев планируют провести предстоящие каникулы в кругу семьи и друзей. Еще 9% жителей США собираются развлекаться на вечеринках, 5% — проведут свободное время перед телевизором, 3% — продолжат рыскать по магазинам в поисках подарков. Чем старше американец, тем больше шансов на то, что он поставит во главу угла семью и друзей. Молодые люди предпочитают вечеринки и телевизор.

* * *

Одна моя коллега, которая уже около десяти лет живет в Америке, отчаявшись дождаться от меня «американских впечатлений», в результате придумала своеобразную теорию на базе типологии Юнга, пытаясь объяснить, почему все-таки впечатления от Америки не затмили в моем сознании Индию.

Как бы там ни было, Индия оставила след в моем сердце, а Америка — в уме. И если говорить честно, то самое большое впечатление на меня произвели американская вежливость (это когда ты кого-то случайно толкнешь, а он тебе в ответ скажет «извините»), американские улыбки (это неправда, что они не искренние; они вызывают цепную реакцию — тебе улыбнулись, и ты понес ответную улыбку дальше) и американские туалеты (бесплатные и невероятно чистые). Все это — на поверхности. И это работает каждый день.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК