Истоки государственности. Законодательной и исполнительной ветвям власти в Украине — 90 лет

Поделиться
На 17-м году своей государственности Украина, как каждая цивилизованная страна, должна иметь собственную историю в целом и все ее составляющие в частности...

На 17-м году своей государственности Украина, как каждая цивилизованная страна, должна иметь собственную историю в целом и все ее составляющие в частности. Политические процессы последних месяцев как-то затмили ряд достаточно значимых исторических дат и событий в жизни страны, которые, бесспорно, во многом заложили фундамент современной независимости. В цивилизованном мире понятия «юбилей» воспринимают в рамках древнего греческого определения, которое связано с цифрой 50. В Украине, согласно действующему законодательству, юбилейными считают количество лет, кратных 25. Хотя, безусловно, существуют исключения, прежде всего для празднования юбилейных дат творческих, художественных коллективов.

Во времена государственности, особенно в последние годы, юбилеев на самом высоком уровне праздновали очень много. Соответствующие юбилеи НАН Украины, УААН, Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, Национального аграрного университета и других учреждений и заведений, а также отдельных регионов отмечала вся страна с пониманием их места в жизни Украины и признания в мире. Однако почему-то совершенно забыли о пока не юбилейных, но чрезвычайно важных событиях в жизни страны — становлении организационных основ ее законодательной и исполнительной власти. Ведь если не упомянуть об этом сегодня, то существует вероятность, что столетний юбилей этих чрезвычайно важных звеньев в функционировании государства тоже могут не вспомнить или будет не до них. Должна ли Украина быть благодарной своей Верховной Раде и Кабинету министров — это другая плоскость вопроса. Никогда власть, в любых ее проявлениях и системах ценностей, не была мила рядовому гражданину. Но нельзя забывать, что она всегда есть и остается законодательно ответственной за все, что происходит в Украине, и — главное — является гарантом существования самого понятия государственности со всеми ее атрибутами. Граждане достойны всего того, что сами избирают!

Сегодня в Украине уже почти не вспоминают, что 27 февраля 1917 года в Российской империи было свергнуто самодержавие, следовательно — и на большей части исторических украинских земель. Это не наш праздник. Свой отсчет государственности Украина должна вести с 9 марта 1917 года — первого запротоколированного заседания Центральной Рады. Но первое заседание законодательного органа страны в виде первой сессии (общего собрания) Центральной Рады состоялось 8 апреля 1917 года в Киеве, то есть, в определенной степени, от этого события начинает свой отсчет Верховная Рада Украины. Принятый 10 июня 1917 года I Универсал Центральной Рады является, фактически, ее первым по-настоящему государственно образующим законом, или Конституцией, несмотря на отдельные позиции наполнения его основного лозунга: «Да будет Украина свободной. Не отделяясь от всей России, не разрывая связей с государством Российским, да будет народ украинский на своей земле обладать правом сам управлять своей жизнью». Следующим основополагающим решением тогдашнего парламента (Центральной Рады) стало создание 15 июня 1917 года Генерального секретариата — высшего исполнительного органа в государстве, или прообраза нынешнего Кабинета министров Украины. Первым его председателем стал В.Винниченко, генеральным писарем — П.Христюк, генеральными секретарями финансов — Х.Барановский, продовольственных дел — Н.Стасюк, земельных дел — Б.Мартос, военных дел — С.Петлюра, межнациональных дел — В.Садовский, народного образования — И.Стешенко. Также в правительство входил и С.Ефремов. Почему Генеральный секретариат, а не, например, Совет Министров? Ответ на этот вопрос лежит, скорее, в плоскости давних ожиданий государственности еще казацкой эпохи, когда при гетмане всю повседневную, рутинную работу выполнял генеральный писарь и его помощники.

Таким образом, нынешним Министерству финансов Украины, Министерству аграрной политики, Министерству обороны, Министерству образования и науки и Министерству иностранных дел Украины есть все основания готовить праздничные мероприятия.

В дальнейшем менялась власть и, соответственно, названия обеих главных движущих сил на украинских землях в пределах как Центральной Рады, так и УНР, Украинской Державы, Директории, УССР. Некоторое время параллельно с Генеральным секретариатом функционирует Народный секретариат. С 17 января 1918 года — Совет народных министров Украинской Державы во главе с В.Голубовичем. Среди его решений — отмечать годовщину Тараса Шевченко как национальный праздник, печатать в Германии денежные банкноты номиналом 100 и более гривен на общую сумму 500 млн. гривен. Банкноты меньшего номинала решили печатать в Украине.

30 апреля 1918 года П.Скоропадский назначает атаманом (председателем) Совета Министров Н.Василенко. 7 мая это правительство устанавливает государственную монополию на продажу сахара. Спустя восемь дней правительство подписывает соглашение с Германией и Австро-Венгрией о предоставлении займа на сумму 400 млн. крб. Этот факт сегодня нужно рассматривать как нечто невероятное. Дальше были законы от: 14 июня — о праве продажи и купли земли вне городских жилищ, 29 июня — о гражданстве Украинской Державы, 8 июля — о мерах по борьбе с разрухой в сельском хозяйстве. 9 июля создана комиссия для разработки проекта Украинской Академии наук, 2 августа образован фонд Национальной библиотеки Украинской Державы, 10 августа утвержден устав Украинского государственного банка, 17 августа ограничен оборот российских ден­знаков, 23 августа — утвержден устав Государственного земельного банка. 2 октября вышел закон об образовании городских дум и проведения выборов в эти думы, 16 октября — издан Универсал о возрождении казачества и пр.

За первые шесть месяцев существования Украинской Державы было принято около 400 законодательных актов с целью «упорядочения политической и экономической жизни Украины». Сегодня, знакомясь с неполным перечнем сделанного за времена Украинской Державы, только изумляешься: почему мы так быстро забыли свои истоки государственности, при этом активно и даже правдоподобно идентифицируем себя с населением еще времен трипольской культуры? Окончательный приход советской власти в 1920 году заложил организационный фундамент структуры законодательной и исполнительной власти в УССР через Совет народных комиссаров, Всеукраинский центральный исполнительный комитет, позже — Верховный Совет республики. Как и во всех «братских» республиках Советского Союза, деятельность исполнительной и законодательной ветвей власти проходила в формате демократического централизма.

Отдельно хотелось бы сказать о знаковой роли, которую сыграли сначала Генеральный секретариат земельных дел (со второй половины 1917 года), Министерство земельных дел (после 22 января 1918 года), и особенно — Народный комиссариат земледелия Украины (с 29 февраля 1920 года) в становлении плановой экономики страны. Законодательно отвечая за все преобразования на селе и ведущий сектор экономики — сельское хозяйство, этот наркомат, прежде всего благодаря М.Вольфу (1880—1933), сумел доказать необходимость существования плановости всех рычагов народного хозяйства даже при смене идеологии в сторону так называемого коллективизма. Не случайно та же кооперация — предтеча НЭПа — в Украине была внедрена полугодом ранее, чем на всей территории тогдашней советской России. Обещанная «ленинская конфедерация» так и не была создана, и поиск необходимых хозяйственных решений фактически завершился в 1927 году.

Существует целый ряд фундаментальных работ, построенных на материалах Центрального государственного архива высших органов власти и управления Украины, которые могут удовлетворить интересы каждого, кто заинтересован в подтверждении написанного по поводу эволюционной поступи законодательной и исполнительной власти в стране. Со своей стороны хочу отметить замечательный по структуре и изложению хронологический справочник В.Верстюка, Е.Дзюбы и В.Репринцева «Україна від найдавніших часів до сьогодення» (Киев, «Наукова думка», 2005), дающий возможность желающим непредвзято проследить все этапы на пути к государственности.

Годы независимости, по большому счету, не изменили ни структуры Верховной Рады и Кабинета министров, ни их функций. Единственное — сейчас официально ничего не нужно согласовывать с Москвой, и гарантом соблюдения норм Конституции стал президент Украины.

Подытоживая, нужно отметить, что 90 лет существования законодательной и исполнительной власти в Украине, бесспорно, важное событие в жизни страны. Известно, что «ничто не возникает из ничего и никуда бесследно не исчезает». Поэтому нужно согласиться с выдающимся российским ученым, академиком Дмитрием Лихачевым: «Только та страна имеет будущее, которая свою историю и, особенно, достижения, использует для своего дальнейшего развития». Об этом нельзя забывать.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме