В течение осени количество негативных заголовков в украинских СМИ будет увеличиваться, считают исследователи киевского Информационно-аналитического центра Publicity.
«Это связано с активизацией предвыборной кампании, усилением борьбы между кандидатами, изрядными порциями черного пиара, которые будут выплескиваться в информпространство», — прокомментировала прогноз руководитель центра Руслана Плис.
В июне—августе 2009 года исследователи ИАЦ Publicity реализовали проект «Заголовок недели», в ходе которого изучили ситуацию с позитивом и негативом в украинских СМИ путем независимого мониторинга и контент-анализа заголовков ведущих деловых и общественно-политических изданий.
В список для мониторинга было включено 15 ведущих деловых и общественно-политических изданий: «Бизнес», «Власть денег», «Дело», «Деловая столица», «Зеркало недели», «Инвестгазета», «Контракты», «Комментарии», «КоммерсантЪ», «Компаньон», «Корреспондент», «Профиль», «Статус», «Фокус» и «Экономические известия».
Общее количество заголовков, проанализированных в рамках проекта составило 5 тысяч 801 название, из них позитивных — 24,5%, негативных — 33,6%, и нейтральных — 41,9%.
По данным мониторинга, первые пять недель лета (1 июня—5 июля) преобладали негативные заголовки. Затем на первое место вышли нейтральные, лидировавшие с шестой по 12-ю неделю (6 июля—23 августа). Пики негативных заголовков пришлись на шестую и 12-ю недели, нейтральных — на седьмую неделю.
Тенденция увеличения количества нейтральных заголовков совпала с наступлением сезона отпусков. «Нейтрализация» заголовков, по мнению экспертов, отражает общий спад деловой и политической активности. К концу лета (13-я неделя) соотношение тональности заголовков вновь начало выравниваться. Позитивные заголовки за исследуемый период ни разу не выходили на первую позицию.
«СМИ являются зеркалом, отражающим происходящее. Вместе с тем именно СМИ способны формировать настроения в обществе. От того, под каким углом и в какой тональности рассматриваются те или иные процессы, события, явления, зависит позитивное или негативное восприятие их читателями. В этом смысле слово — действительно оружие, и пользоваться им нужно довольно аккуратно», — подчеркнула Руслана Плис.
Подробнее читайте в материале «О чем говорят заголовки» в свежем номере «ЗН».