Дикая необустроенная земля — таким было южное побережье Турции всего два десятилетия назад. Нача...
Дикая необустроенная земля — таким было южное побережье Турции всего два десятилетия назад. Началось турецкое «туристическое чудо» с того, что в середине 1980-х правительство этой страны приняло решение сдать целину в аренду на 49 лет на весьма либеральных условиях: по символической цене всякому, кто брал на себя обязательство построить здесь отель. На эти цели пионерам выдавали практически беспроцентный кредит и освобождали от уплаты налогов на пять лет. Сначала Анталийское побережье стало «зарастать» кемпингами и палаточными городками. Затем — трехзвездочными отелями. Сегодня здесь возводятся громадные пятизвездочные гостиничные комплексы с полным спектром всевозможных услуг. Опыт Турции быстро переняли египтяне. Сначала — Хургада, после — Шарм эль Шейх. По той же схеме осваиваются курорты Новейба, Дахаб, Таба, Сафага и Эль Гунна. Сейчас турецкое туристическое ноу-хау активно воплощает в жизнь Тунис… Этот небольшой экскурс в историю сегодняшних (и завтрашних) туристических гигантов наглядно демонстрирует: нам, украинцам, не нужно изобретать колесо. Более того — египтяне построили туристический рай в прямом смысле слова на песке. Почему же мы, располагая огромнейшим потенциалом, сидим на низкокалорийном туристическом пайке?!. Ответ на этот вопрос попытались отыскать участники круглого стола, организованного Национальной туристической организацией и редакциями газет «Зеркало недели» и Ukrainian Travel Gazette. Евгений Самарцев, заместитель председателя Гостурадминистрации Украины: — В прошлом году Украину посетило где-то на 24% туристов больше, нежели в 2003-м. Начиная с 2001-го, постоянно увеличивается количество гостей из дальнего зарубежья. В прошлом году они составили приблизительно треть от общего числа иностранных туристов, побывавших в Украине. Но все же большая часть наших гостей — венгры и поляки. Около четверти миллиона поляков ежегодно приезжают к нам как организованные туристы. Мы имеем достаточно серьезные показатели роста, касающиеся как количественных, так и качественных позиций (то есть увеличения числа организованных туристов). За последние годы в развитие и модернизацию туристической инфраструктуры страны вложено почти миллиард гривен — это полтора—два десятка больших гостиничных комплексов и сотни небольших отелей, сегодня активно работающих на рынке. У нас появилось больше турпродуктов, которые можно продавать как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Вместе с тем мы четко осознаем: перестройка туристической инфраструктуры только началась. Вот-вот в Киеве откроется первый сетевой отель, но пока ведь ни одна подобная гостиница в Украине не действует… Причины известны — многие хотели начинать с Киева, но там до прошлого года существовал 20-процентный гостиничный сбор. До сих пор не решен вопрос выделения земли под отели... — Сейчас очень живо обсуждается вопрос задекларированной правительством отмены виз для граждан стран—членов Евросоюза. Плюсы этого решения очевидны. Но наверняка у медали есть и обратная сторона…
Игорь Хмарский, председатель правления туристической компании «Диалог-Киев»: — Полностью поддерживаю идею максимального благоприятствования въезду в нашу страну для граждан из государств Евросоюза. Поскольку процедура получения виз в украинских консульствах не только сложна, но и дорогостояща. Даже если наши консульские учреждения и потеряют существенные средства из-за упразднения виз, то за счет увеличения въездного турпотока это все с лихвой окупится. Потеряв, условно говоря, 70 «визовых» евро или долларов, мы приобретем гораздо больше.
Игорь Голубаха, глава Всеукраинской ассоциации туроператоров, президент ЗАО «Гамалія»: — Действительно, отмена визового режима очень положительно повлияет на желание иностранцев приехать в Украину. Ведь не секрет, что многих попросту пугали те суммы, которые приходилось платить за срочное открытие украинских виз. Другой вопрос, над которым нужно думать, — каков будет контроль за туристами, приезжающими в Украину, как будет обеспечиваться их безопасность? Сегодня мы, оказывая определенную визовую поддержку, берем все эти вопросы на себя. А вот кто будет ими заниматься в случае отмены виз, пока не ясно.
Татьяна Волошина, вице-президент Туристической ассоциации Украины, гендиректор турагентства «Олимп Тревел»: — Отмена виз для туристов из стран Евросоюза, США, Канады, Швейцарии, Японии, Австралии и Новой Зеландии — путь, по которому в свое время пошли прибалтийские страны, Чехия, Венгрия, Польша. Но мне кажется, нам лучше позаимствовать практику турков: на границе, скажем, долларов за двадцать клеить в паспорт граждан этих стран марку и — добро пожаловать. Естественно, делать это быстро, без проволочек, не требуя никаких дополнительных документов. Какую-то «копейку» все же нужно брать. Конечно, не 250 или 300 долларов, которые сегодня нужно платить за срочное оформление украинской визы. Ведь мы уже дошли до того, что в Германии и во Франции наша туристическая виза стоит дороже, чем частная или бизнес-виза! Да, всего на 10 евро. Вроде, не намного, но она дороже. Нонсенс!.. Поэтому, на мой взгляд, нужно очень тщательно все продумать. Поскольку полная отмена виз для граждан Евросоюза обернется большой потерей для нашего бюджета. А брать небольшую сумму без всяких бюрократических проволочек при прохождении паспортного контроля — именно то, что надо. И не нужно боятся, что мы, турфирмы, не предоставляя визовую поддержку, не будем отвечать за туристов. Если это организованный турист, он покупает у нас гостиничный номер, билеты, экскурсию. Куда он от нас денется? Ну, приедет он без визы, мы же все равно будем знать, где он находится, мы все равно отвечаем за него, сопровождаем его от момента прилета в страну до выезда из нее. — Какие проблемы сегодня больше всего волнуют украинских турбизнесменов, занимающихся въездным туризмом? И.Голубаха: — Я часто встречаюсь с руководителями региональных турфирм. Практически все они постоянно говорят о проблемах, которые создает теневой турбизнес, процветающий во многих областях Украины. Если в Киеве это явление практически сведено к нулю, то в том же Львове, Каменец-Подольском очень много частных лиц, не имеющих соответствующих лицензий и не платящих никаких налогов, принимают группы иностранных туристов, подрывая тем самым туррынок своего региона. Поскольку, понижая цены, они перетягивают на себя группы, вредя тем, кто работает официально. Убежден: данный вопрос требует жесткого государственного регулирования. Мы сделали правильно, что в новой редакции закона о туризме запретили негражданам Украины проводить экскурсии и вообще заниматься подобного рода деятельностью на территории нашей страны. Я сам не раз видел, как польские туристы, путешествующие по Западной Украине на автобусах, не пользовались услугами наших гидов и переводчиков. Что этим людям рассказывали о нашей стране и истории? Можем только догадываться… Это — один из тех вопросов, контроль за выполнением которого сейчас стоит очень остро. Т.Волошина: — Самая большая головная боль — катастрофическая нехватка в Киеве трехзвездочных гостиниц. Нам попросту негде селить группы! «Русь» и «Либідь» — монополисты, которые нам сегодня крепко выкручивают руки. Например, в нынешнем году по сравнению с 2004-м суточная цена места в «двойке» выросла на двадцать четыре у.е. (И это — не моя цена, а гостиницы «Русь».) Питание — еще плюс десять у.е. Итого — тридцать четыре. Скажите, это будет продаваться?! А стояло бы еще три гостиницы, никто бы не поднимал цену до шестидесяти у.е. за сутки. — Каким образом государство должно способствовать развитию въездного туризма?
Степан Романюк, президент международного агентства «Україна-Русь»: — Государственная поддержка туризму необходима. Единственное, возможно, имеет смысл несколько изменить приоритеты. Было бы очень правильно, если бы у нас создавались не только «фирменные» турпродукты, но и, скажем, общенациональные культурные маршруты. Таким образом, на международных выставках мы могли бы представлять не только маршруты, разработанные туроператорами—участниками этих мероприятий, но и плоды общегосударственного туристического «творчества». Более того, мы можем, объединившись, скажем, с той же Молдовой и Грузией, создать великолепный маршрут под названием «Винный путь». Именно государство должно помогать разрабатывать подобные государственные или полигосударственные турпродукты, которые впоследствии можно очень выгодно продавать. Этой темой нужно серьезно заняться, продвигать ее через ЮНЕСКО. Весь мир знает такие проекты, как «Великий шелковый путь», «Из варяг в греки». Почему бы не развить до мировых масштабов маршруты «Киевская Русь», «Дорогами Шевченко»?.. Несколько слов относительно продвижения национального турпродукта. Участие в международных выставках и ярмарках это, безусловно, дело нужное и важное. Но мы совсем не думаем о тех выставках, которые организовываем здесь, в Киеве. Они стали ориентированными сугубо на выезд. Например, на двух последних выставках я не нашел ни одного (!) оператора, продающего наш турпродукт, предназначенный для иностранцев. Соответственно, нет на этих ярмарках и иностранцев, интересующихся нашим турпродуктом… И это наша беда. Ведь для того, чтобы поехать на ту же ITB в Берлин, мне нужно потратить 3000 евро, разместить же свой стенд на нашей выставке — гораздо дешевле. Вот тут-то и должно подключиться государство, подумать, как заинтересовать и привезти к нам потенциальных покупателей. В том числе это должны быть и пресс-туры для зарубежных журналистов. Посмотрите, как работают москвичи — ежегодно организовывают по двадцать пресс-туров для представителей иностранных СМИ! Подобные рекламные мероприятия нужно проводить и для зарубежных туроператоров, не пожалеть на это денег, разработать классные маршруты и показать им Украину, наши туристические центры. Стоит перенять зарубежный опыт организации туристических выставок (как это делается, скажем, во Франкфукте-на-Майне или Барселоне), когда устроители мероприятия не только продают площадь, но и становятся посредником между туроператором и покупателем. Собираясь туда ехать, я предварительно предоставляю свои данные, а организаторы готовят мне расписание встреч — по четыре-пять на день. Все это впоследствии не может не повлиять на развитие турбизнеса. Не использовать же свои ярмарки для развития въездного туризма, прямо скажу, просто глупо. Уверен, имеет смысл в будущем одну из наших ярмарок — весеннюю или осеннюю — полностью посвятить внутреннему и въездному туризму.
Светлана Габриэлян, вице-президент турагентства «Либідь-Київ»: — К сожалению, в новой редакции закона о туризме не нашлось места для культурного и делового туризма. А ведь это — наиболее динамично развивающиеся направления въездного туризма. Следовательно, нам необходимо продумать концепцию их развития и пытаться максимально эффективно продвигать эти секторы туризма на международной арене. — Давайте поговорим о «въездной» туристической статистике. Не секрет, что в разных статотчетах порой фигурируют существенно различающиеся цифры. Почему так происходит? С.Романюк: — На мой взгляд, в тех «туристических» статистических данных, которыми мы сегодня оперируем, очень много надуманных цифр и подсчетов. Например, в статотчетах за 2004 г. читаем: Украину за шесть месяцев посетило около 6 млн. иностранных туристов. Здесь же далее — «в том числе въехавших иностранных лиц». Но, позвольте, о ком идет речь? Если мы говорим о туристах — это одно, если о посетителях — совсем другое. Есть же утвержденная методика расчетов объемов туристической деятельности, где четко обозначено, кто такой турист и кто такой посетитель. В прошлом году в наших гостиницах останавливалось 550 тыс. иностранцев. Добавим к ним еще 300 тыс. зарубежных гостей, побывавших в наших санаториях и домах отдыха. Вот это — туристы. Остальные — посетители. Статистические данные должны соответствовать действительности, а не вводить в заблуждение. Ведь от этих цифр «пляшут» другие расчеты. Скажем, сколько же въездные туристы дают Украине денег? Умножаем вышеупомянутые шесть миллионов на 500 долларов (минимум, который каждый иностранный турист оставляет в Украине), получаем очень серьезную сумму, но… только на бумаге. На самом деле имеем отнюдь не столь внушительную цифру… Продвигая отечественный турпродукт, мы должны оперировать реальными цифрами. Иначе как прогнозировать возможную прибыль, да и вообще работать? — Все годы независимости Украины туризм воспринимался как нечто второстепенное, ему не уделяли должного внимания, и в целом отрасль выжила фактически вопреки, а не благодаря. Положа руку на сердце: есть шансы, что ситуация изменится к лучшему? И.Голубаха: — Да она уже изменилась! Уже все знают, что туризм — это отрасль. На протяжении же последних полутора лет мы, представители туристической общественности, пытались доказать всем, что туризм — не просто отрасль, а отрасль экономики, которая может и должна приносить доход государству. Поэтому сейчас нужно говорить о перспективах создания отечественной индустрии туризма. Сегодня для нас сложилась очень благоприятная ситуация, связанная с изменением отношения к Украине во всем мире. Не секрет, что еще три—четыре года назад о приходе на наш рынок крупнейших туроператоров или гостиничных сетей можно было только мечтать: не было нормальной законодательной базы, процветала жесточайшая коррупция, превышающая все разумные пределы. Мы не могли объяснить коллегам, почему фирма, инвестирующая строительство туристического объекта, сразу должна начинать платить бешеные налоги, сборы. Любой бизнесмен, сделав самые приблизительные подсчеты, тут же терял к нашему рынку интерес и желание на нем работать… Образно говоря, сейчас у границ Украины стоят люди с полными кошельками, готовые вложить свои деньги в нашу экономику. Безусловно, для того чтобы их капиталы заработали у нас, нам самим нужно многое сделать. Прежде всего — создать стабильное и четко отрегулированное законодательство по защите инвестиций плюс прозрачную систему мониторинга рынка, демонстрирующую туристическую привлекательность Украины.